Состав для защиты от коррозии алюминия и его сплавов

Реферат

 

Сущность изобретения: состав содержит полиэтилен мол.м.10000-20000, модифицированный малеиновым ангидридом, 20-30%, трансформаторное масло 1-2%, шерстный жир 0,5-1,0%, дистиллированные нафтеновые кислоты 0,5-1,0%, керосин 20-30% и октан до 100%. 5 табл.

Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано в машиностроении, авиации и других отраслях народного хозяйства. Известны водоэмульсионные составы на основе восков. Известны и смазочные материалы на основе нефтепродуктов в виде черной вязкой жидкости. Все указанные составы содержат различные ингибиторы коррозии, как правило, азотсодержащие, повышающие защитные свойства составов. Однако известные составы недостаточно эффективны и содержат сложные ингибиторы. Эти составы получаются путем многостадийного синтеза. Известен также смазочный материал, предназначенный для защиты от коррозии поверхности металлоизделий и содержащий нефтяной или синтетический сульфонат щелочноземельного металла, твердые углеводороды, полиизобутилен, воск буроугольный, стеарат лития и органический растворитель. Этот смазочный материал с высокой температурой сползания с вертикальной поверхности представляет собой коричневую густую массу, получаемую довольно сложным синтезом, содержит дефицитные компоненты и обладает слабым водовытеснением. По своему цвету и другим отмеченным недостаткам этот состав не представляется возможным использовать в качестве профилактического состава для дополнительной защиты элементов алюминиевых конструкций самолетов. Наиболее близким к изобретению является состав для защиты металлов от коррозии, содержащий низкомолекулярный полиэтилен, гач дистиллятный, торф, отработанное моторное масло и углеводородный растворитель. Недостатком указанного состава является недостаточно высокие защитные свойства, а также низкие водовытесняющая и проникающая способность. Целью изобретения является повышение защитных свойств, водовытесняющей и проникающей способности. Поставленная цель достигается тем, что в составе для защиты от коррозии алюминия и его сплавов, содержащем добавку на основе низкомолекулярного полиэтилена и органический растворитель, в качестве добавки на основе низкомолекулярного полиэтилена содержит полиэтилен мол.м. 10000-20000, модифицированный малеиновым ангидридом, в качестве органического растворителя содержит керосин и октан и дополнительно содержит трансформаторное масло, шерстный жир и дистиллированные нафтеновые кислоты при следующем соотношении компонентов, мас. Полиэтилен мол.м. 10000-20000, модифицированный малеиновым ангидридом - 20-30 Трансформаторное масло 1-2 Шерстный жир 0,5-1,0 Дистиллированные нафтеновые кислоты 0,5-1,0 Керосин 20-30 Октан До 100 Состав для защиты от коррозии алюминия и его сплавов готовится смешением модифицированного полиэтилена с остальными компонентами при нагреве до 100-110oC в течение 2 ч, при постоянном эффективном перемешивании до их полного растворения. По окончании процесса растворения смесь фильтруется. Готовый продукт анализируется по основным параметрам. Для проверки заявленного состава были подготовлены 5 смесей ингредиентов, три из которых показали наиболее приемлемые результаты. В табл.1 приведены примеры приготовления составов серии КС. Введение низкомолекулярного модифицированного полиэтилена выше и ниже заявляемого предела приводит к ухудшению технологических и функциональных свойств состава. В табл. 2 приведены основные физико-химические характеристики образцов составов серии КС. При содержании трансформаторного масла ниже заявляемого предела ухудшаются пластические свойства состава появляются трещины, а выше - ухудшается защитная способность. Выбор пределов концентрации равновесной ингибирующей смеси обусловлен тем, что при более низких концентрациях уменьшается степень защиты и водовытеснения, а при более высоких увеличивается время высыхания состава и повышается расход ингибитора, что не выгодно по экономическим соображениям. Уменьшение концентрации керосина ниже заявляемого предела уменьшает проникающую способность и пластичность состава, а также приводит к увеличению расхода более дорогого октана. Увеличение содержания керосина увеличивает время высыхания и ведет к появлению резкого запаха, что не желательно в условиях масштабного нанесения состава на металлоконструкции. Для оценки в лабораторных условиях защитных свойств состав наносили на испытуемые образцы из алюминиевого сплава Д16 методом одноразового окунания, а затем выдерживали на воздухе в течение 24 ч. После этого образцы полностью погружались в модельную среду (рН 3,1), содержащую хлор-ионы и катионы меди, в которой на образцах алюминиевого сплава без покрытия развивается интенсивная питтинговая коррозия. В таблице 3 приведены данные сравнительной оценки защитных свойств различных составов, где составы АУ-25 (Швеция), НГ-216Б и НГ-222А даны как аналоги. Из результатов оценки защитных свойств составов, представленных в табл.3 следует, что для алюминиевого сплава Д16 заявляемый защитный состав (образец III) в столь агрессивной среде не уступает импортируемому шведскому составу АУ-25 и превосходит прототип. Данный образец был отобран для дальнейших испытаний и обозначен как состав серии КС-23. В таблице 4 приведены результаты исследований защитных свойств различных покрытий в тропической камере и камере солевого тумана в соответствии с ГОСТ 9.054-80. Результаты данных испытаний показали, что состав КС-23 по своим защитным свойствам по отношению к стали и алюминиевому сплаву не уступает, а в некоторых случаях и превосходит известные составы, и особенно хорошо проявляет себя по отношению к магниевому сплаву МЛ5. В табл. 5 приведены результаты сравнительного исследования функциональных свойств различных составов, в частности, таких, как водовытеснение и проникающая способность. Из полученных результатов следует, что состав обладает весьма высокой водовытесняющей и проникающей способностью, превосходящей все известные составы для защиты от коррозии. Кроме того состав обладает еще очень важным для использования в авиации свойством: образует на поверхности металла прозрачную, бесцветную пленку. Он не изменяет внешнего вида изделия и позволяет проводить дефектацию конструкции самолета без его удаления.

Формула изобретения

Состав для защиты от коррозии алюминия и его сплавов, содержащий добавку на основе низкомолекулярного полиэтилена и органический растворитель, отличающийся тем, что, с целью повышения защитных свойств, водовытесняющей и проникающей способности, состав в качестве добавки на основе низкомолекулярного полиэтилена содержит полиэтилен мол.м. 10000 20000, модифицированный малеиновым ангидридом, в качестве органического растворителя содержит керосин и октан и дополнительно содержит трансформаторное масло, шерстный жир и дистиллированные нафтеновые кислоты при следующем соотношение компонентов, мас. Полиэтилен мол.м. 10000 20000, модифицированный малеиновым ангидридом 20 30 Трансформаторное масло 1 2 Шерстный жир 0,5 1,0 Дистиллированные нафтеновые кислоты 0,5 1,0 Керосин 20 30 Октан До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 31-2000

Извещение опубликовано: 10.11.2000