Система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Применение: относится к гидромашиностроению , в частности к системе управления гидростатической трансмиссией W ч -..-ц « .: :- . 1 : трайспортного средства, Сущность изобретения: система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства содержит реверсивный регулируемый насос и нерегулируемый мотор, соединённые между собой трубопроводами и образующие замкнутый силовой контур. Устройство для принудительного прерывания потока соединено с магистралями высокого и низкого давления, а трубопроводом б - с источником давления 7 и педалью управления 8, Устройство для принудительного прерывания силового потока состоит из корпуса 9, в центральном отверстии которого расположен золотник 10. Центральное отверстие имеет кольцевые канавки 11, 12 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК, ЯД„„1782783 А1

s В 60 К 17/10 гОсудАРстВеннОе пАтентнОе

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ с.. \

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 ". .,„.::..;„:;, .:.;:: ., 2 (21) 4758391/11 : ." . транспортного средства. Сущность изобре(22) 10;10,89 "- : тейия: система управления гидростатиче- . (46) 23.12.92,„ юл.N; 47 " " - ской трансмиссией транспортного средства (71) Кировоградский завод гидравлических содержит реверсивный регулируемйй насиловых машин им.XXY съезда КПСС Гид- сос и нерегулируемый мотор, соединенные росила" " ". .."",:;.:, ." :"-,:" . между собой трубопроводами и образую(72) Ф.Т.Гречанюк, А.С.Хоманько, B.A,Тка-. щйе замкнутый силовой контур. Устройченко, С.В.Лысенко, А,М.Баркар и В.Н,Сле- ство для принудительного прерывания сарейко - .: ..,,-,;.:::.:.:, ... потока соединено с магистралями высо(56) Заявка Великобритании N 1334688, кл;" кого и низкого давления, а трубопроводом

16 Н 39/00, 1983, -: -" . ".-.., 6 — с источником давления 7 и педалью (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОСТА- управления 8. Устройство для принудительТИЧЕСКОЙ ТРАНСМЙССИЕЙ ТРАЙСПОР- ного прерывания силового потока состоит из

ТНОГО СРЕДСТВА .корпуса 9. в центральном отверстии которого (57) Применение: относится к гидромаши- располбжен -Золотник 10. Центральное от,1 1 ностроению, в:частности к системе уп-... верстие ймеет кольЦевые канавки 11, равления гидростатической трансмиссией . 12 ил. -8

ЬI

1, 1782783

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для управления реверсивной гидростатической трансмиссией посредством прерывания силового потока, проходящего через гидротрансмиссию при экстренном торможении, переключении передач и быстром реверсе.

Известна система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства, содержащая замкнутый силовой контур, включающий соединенные гидролиниями гидронасос и гидромотор, с встроенными переливными клапанами переднего и заднего хода, устройство для принудительного прерывания силового потока с предохранительным клапаном, включающим подпружиненный запорный элемент, установленный в корпусе, при этом каждый из

: переливных клапанов включает в себя корпус с установленным в нем подпружинен, ным запорным элементом, а заклапанная полость каждого переливного клайана соединена с соответствующей гидролинией силового контура. Она снабжена дополнительным предохранительным клапаном с подпружиненным запорным элементом, при этом соответствующие переливные и предохранительные клапаны установлены соосно, каждый из предохранительных клапанов подпружинен в сторону переливного клапана, а запорный элемент выполнен с вазможностью соединения предохранительного и переливного клапанов. причем каждый предохранительный клапан через отверстия в корпусе гидравлически соединен с гидролинией силового контура. Она дополнительно снабжена педалью управления, исполнительными гидроцилиндрами предохранительных клапанов и регулируемым дросселем, при этом исполнительные гидроцилиндры предохранительных клапанов установлены соосно последним, пружина исполнительного гидроцилиндра установлена в бесштоковой полости гидроцилиндров предохранительных клапанов соединенных между собой и через гидропривод механизма блокировки — с гидробаком гидролиний, в которой установлен регулируемый дроссель между точкой соединения клапанов и гидроприводом, причем педаль управления кинематически связана с последним.

В известной системе при нажатии на педель механизма блокировки происходит частичное снижение давления в системе до величины, допускающей переключение передач. Причем поршень предохранительного клапана и игла клапана подпружинены и постоянно стремятся перекрыть сообщение высокого и низкого давления. что создает периодические забросы давления и нестабильность работы, Кроме того, снабжение предохранительных клапанов дополнительными под5 пружиненными устройствами усложняет конструкцию и наладку всей системы.

Целью предполагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей путем прерывания потока с по10 мощью педали управления.

Поставленная цель достигается тем, что в системе управления гидростатической трансмиссией транспортного средства. содержащее замкнутый силовой контур, вклю15 чающий соединенные гидролиниями насос и гидромотор, устройство для принудительного прерывания силового потока. включающее корпус с проточками, в котором установлен двухпоясковый подпружинен20 ный золотник с центральным отверстием, каналы, выполненные в корпусе, сообщенные с гидролиниями замкнутого силового контура, при этом пружинная и напорная полости золотника сообщены через дрос25 сель с дренажем, причем система толкателем, управляющим поршнем, органом ручного управления, толкатель размещен между органом ручного управления и управ. ляющим поршнем, между которым и торцом

30 золотника образована управляющая полость, при этом полость между тол кателем и управляющим поршнем гидравлически связана с педалью управления, при этом диаметр дросселя выбирается из соотношения

Ф

d3 10 бд 20 где б — диаметр золотника;

40 бд — диаметр дросселя.

На фиг. 1 показана принципиальная схема гидростатической трансмиссии с устройством принудительного прерывания потока; на фиг.2 — конструктивная схема

45 устройства принудительного прерывания потока.

Система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства содержит реверсивный регулируемый насос 1

50 и нерегулируемый мотор 2, соединенные между собой трубопроводами 3 и 4 и образующие замкнутый силовой контур. Устройство 5 для принудительного прерывания потока соединено с магистралями высокого

55 и низкого давления, а трубопроводом 6 с источником давления 7 и педалью управления 8, Устройство для принудительного прерыаания силового потока состоит из корпу1782783 са 9, в центральном отверстии которого расположен золотник 10. Центральное отверстие имеет кольцевые канавки 11, 12.

Золотник 10 имеет проточку 13, которая при расположении его в крайнем правом поло- 5 жении по чертежу сообщает полости кольцевых канавок 11 и 12.

Золотник находится между напорной 14 и пружинной 15 полостями, которые сообщены отверстиями 16 в золотнике. Причем, 10 со стороны напорной полости золотник подпирает управляющий поршень 17, а с пружинной полости пружина 18, Центральное отверстие корпуса ограничено пробкой 19 со стороны пружинной полости и штуцером 15

2, со стороны напорной полости, причем в . штуцере расположен управляющий поршень

17, толкатель 21 и рычаг ручного управления

22, а между толкателем и управляющим поршнем подведена магистраль 23 соеди- 20 няющая источник давления 7 педали блокировки 8.

Система управления работает следующим образом, В статическом положении педель уп- 25 равления 8 прижата пружиной. соответственно источник давления 7 не создает давления, золотник 10 (см.фиг,2) поджат пружиной 18 и находится в крайнем левом положений по чертежу, перекрывая своей 30 наружной поверхностью сообщение между кольцевыми канавками 11 и 12 в корпусе 9.

В процессе движения транспортного средства рабочая жидкость от насоса 1 поступает в зависимости от направления дви - 35 жения через магистрали 3 и 4 в гидромотор

2 вращающего ведущие колеса.

При необходимости прерывания скоростей на ходу транспортного средства или реверсирование движения, нажимается пе- 40 даль блокировки 8. Источник давления 7 создает давление жидкости, которое передается по-трубопроводу 23 в полость между" толкателем и управляющим поршнем 17, смещает управляющий поршень 17 вправо, 45 который, в свою очередь, перемещает золотник 10 в крайнее правое положение, при этом кольцевые канавки 11 и 12 корпуса через проточку 13 в золотнике соединяются между собой и рабочая жидкость гидрома- 50 шины перетекает со стороны высокого дав- ления по каналам 23 и 24, канавкам 11, 12 и проточке 13 в сторону низкого давления, т.е. происходит переключение гидропривода в режим холостого хода. 55

При снятии оператором нагрузки с педали 8 последняя пружиной возвращается в исходное положение, Под действием аружины 18 также перемещаются в исходноеположение золотник 10 с поршнем 17, разобщая магистрали высокого и низкого давления.

В предлагаемой схеме управляющий золотник 10 подпружинен одной пружиной, которая не требует наладки и имеет незначительное усилие сжатия, необходимое для возврата золотника в исходное положение, Кроме того. управляющий поршень создает значительно большее усилие, чем усилие пружины, и золотник перемещается в крайнее правое положение, не создавая сопротивления перетеканию жидкости со стороны высокого давления в сторону низкого, что отлично от прототипа, где управляющий цилиндр в работе находится йостоянно в подпружиненном положении и стремится закрыть сообщающиеся полости, Утечки жидкости, скапливаясь в напорной или пружинной полости, а также при перемещении золотника, поступают по каналу 16 в пружиненную полость, затем по каналу, проходя дроссель 25, отводятся в дрейэж.

Наличие в предложенной системе управления дроссельного отверстия 25 обуславливает постепенное -поступление рабочей жидкости из пружинной полости 15 в дренаж, а следбвательно, уменьшает скорость перемещения золотника 10, floBblL при этом нэдежйость его работы за счет снижения динамических нагрузок на гидропривод. Величйна дроссельно и отверстия выбирается из соотношения, d3 .10 бд 20 где d, —" диаметр золотника; бд — диаметр дроссельногб отвергтия.

Именно при этой величине дроссельного отверстия обеспечивается необходимое время срабатывания золотника 10 и величина допустимых динамических нагрузок на гидропривод. При увеличении диаметра дроссельного отверстия 25 больше заданного снижается надежность работы этого золотника эа счет повь!шения динамических нагрузок при его перемещении, а в случае же уменьшения диаметра время перемещения золотника больше заданного.

Для перевода гидропривода в холостой режим, например. при буксировке транспортного средства, в штуцере расположен толкатель 21, который при необходимости переводится в рабочее положение рычагом

22, при этом толкатель перемещает управляющий поршень 17 и золотник 10 в крайнее

7 1782783 8 правое положение, т,е. сообщаются каналы полости золотника сообщены через дросвысокого и низкого давления,- .. сель с дренажом, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных

Ф о р м у л а и з о б p e т е н и я: возможностей путем прерывания потока c

Система управления гидростатической 5 помощью педали управления. она снабжена держащая замкнутый силовой контур, вклю- ном ручного управления, nðè этом толкачающий соединенййе -rvijponuHvniiv насос. - тель "размещен между органом ручного и гидромотор устройство для принудитель- управления и управляющим поршйем, межного прерывания силового потока, включа- 10 ду которым" и торцом золотника образована ющее корпус с проточками, в кОтОром управляющая полость, при этом полость уСтановлен двухпоясковый подпружинен- междутолкателем"и управляющим поршнем ный золотник с центральйь м отверстйем, гидравлически связана c.педалью управлеканэлы выполненные в корпусе, сообщен-: ния. при этом дйаМетр дросселя выб .;рается ные с гидролиниями замкнутого силового 15 из соотношения d;/d =10:20, где d4 — диаконтура. при этом пружинная и йапорная — метр золотника; б„-диаметр дросселя.

3

Составитель А. Баркар

Редактор Т. Иванова Техред M.Moðãåíòàë Корректор С, Патрушева

Заказ 4480 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101