Антифрикционный порошковый материал для газотермического нанесения покрытий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: для изготовления подшипников судовых двигателей. Сущность изобретения: антифрикционный порошковый материал содержит, мас.%: порошок оловянистосвиЬцовистой бронзы 30-5, порошок алюминиевой бронзы остальное. 1 табл.

COlO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 С 23 С 4/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНСЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

- -«1.««. J

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21).4833511/26 (22) 01.06.90 (46) 23.12.92. Бюл. М 47 (71) Производственное обьединение "Завод

"Большевик" (72) В.Б.Хмелевская, Ю.Л.Сапожников, M,Ä;Åгоров, Н..И.Захаров, С.В.Алексеев, . Л,А.Сафронов, А.А.Тикачев, C.Ã.×óëêèí и Л.И.Погадаев (56) Хасуй А, Техника напыления. M. Машиностроение, 1975, с.196-197.

Авторское свидетельство СССР

N. 1504278, кл. С 22 С 9/10, 1987.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению подшипников судовых двигателей.

Возрастающие требования увеличения рабочего ресурса машин и двигателей ставят задачи повышения антифрикционных свойств подшипниковых узлов. . Наибольшее распространение при изготовлении вкладышей подшипников скольжения получили высокооловянистые баббиты типа Б83; свин цовистые бронзы типа БрС30 и т.д, Известен также порошковый материал для газотермического напыления антифрикционных покрытий состоящий из смеси порошков алюминиевой и оловянистой брона.

Недостатками таких материалов, кроме высокого износа. и коэффициента трения, т.е. низких антйфрикционных свойств, являются их высокая стоимость и дефицитность (например, баббиты типа Б83), Целью настоящего изобретения является повышение износостойкости и улучшение антиф рикционных свойств. Ж,, 1782995 А1 (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ (57) Использование: для изготовления подши и н иков судовых двигателей. Сущность изобретения: антифрикционный порошковый материал содержит, мас. : порошок оловянистосвиЪцовистой бронзы 30-5, порошок алюминиевой бронзы остальное.

1 табл.

Цель достигается тем, что антифрикционный порошковый материал для газотермического - нанесения покрытий, включающий алюминиевую бронзу дополнительно содержит оловянистую бронзу ф при следующем соотношении, мас. :

Порошок оловянистосвинцовой вщеЬ бронзы 30-50 4

Порошок ОО алюминиевой бронзы Остальное

Нанесение антифрикционного покрытия из механической смеси алюминиевой и оловянистоснинцовистых бронз позволяет каждой частице сохранять свои индивидуальные свойства, а их совместное нанесение дает возможность получать, а композиционный-материал с высокими антифрикционными свойствами (табл.1).

В качестве алюминиевых брона можно использовать бронзу ПГ-19М-01 (ТУ 48-19383-84), а в качестве оловянистосвинцовистых бронз — еронзу типа БрОС (ТУ-48Аз

18-82), а также бронзу Бр08С12 (произво1782995

Антйфрикционные свойства подшипников скольжения

Состав антифрикционного слоя подшипника

Износ r -10

Коэффициент трения

Пример

Макси. мальный

В установившемся ежиме

5,5

0,9

419

1;8

5,7

2,1

2

0,15

0,31

О, I4

0,092 .0,16

0,074

0,15

О, I6

О,В

0,081

2,0

1,6

1,4

1,8

0,76

0,086

0,7

0,26

0,096

1,7

1,3

0.13

0,079,Составитель С. Харенкин

Техред М.Моргентал . Корректор И. Муска

Редактор С. Кулакова

Заказ 4490 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г; Ужгород, ул.Гагарина, 101 дится литьем с последующей резкой и измел ьчением стружки).

Колйчество бронзы типа БрСС оптимизировано и составляет 30-507 вес. Использование бронзы типа БрОС в количестве менее 30 „ь увеличивает коэффициент трения антифрикционного слоя, а увеличение ее количества в смеси более 50$ резко увеличивает износ.

Ниже приводятся примеры применения изобретения.-Приготавливались опытные смеси бронз путем перемешивания в смесителе

СМ-10 в течение 1,5-2 часов. После чего производилось напйление образцов для испытания на машине трения СМц-2. (Сопряженная пара, ст.45).

Напыление производилось на установке УПУ-ЗД в следующем режиме. Напряжениедуги-150 вольт, ток-300 ампер, расход аргона 50 л/мин, дистанция напыления

150 мц.

БрСЗО (прототип) -100 j, П Г 19-М01 - 100

ПГ 19-МО1-500/

Бр08С12 - 50 $

ПГ 19-М01 - 60

Бр08С12 - 407

Пг 19-М01 -7ООА

Бр08С12 - 30

ПГ 19-М01-77

Бр08С12 - 33,ф

П Г 19-М01 - 48

Б 08С12 - 52 О

В таблице приведены результаты измерения антифрикционных свойств предлагаемых подшипников скольжения.

Для реализации изобретения не требу5 ется разработка нового технологического оборудования или применения новых дефицитных материалов.

Применение предлагаемого состава существенно повысит моторесурс судовых I0 двигателей; металлургического оборудования (прессовые насосы серии ГН и др.), шахтного оборудования и пр., где применяются подшипники скольжения.

Формула изобретения l5. Антифрикционный порошковый материал для газотеамического нанесения покрытий, включающйй алюминиевую бронзу, отличающийся тем, что, с целью повышения йзносостойкости и улучшения

20 антифрикционных свойств, он дополнительно содержит 30-5 мас. Я оловянистой бронзы,