Рабочее колесо двигателя, использующего энергию текучей среды
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области двигателестроения. Лопасти 1 расположены на ступице 2. Цилиндрическая втулка 6 размещена в подшипниках 7 с крышками 8 и уплотнениями 9. В ступице 2 выполнено отверстие 5 для размещения втулки 6 Толкатели 4 при работе колеса взаимодействуют с регулятором 3 и поворачивают лопасти 1. Такое выполнение колеса позволит повысить его КПД и расширить функциональные возможности за счет обеспечения работоспособности колеса при различном ориентировании оси вращения. 2 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) Э
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
,4 g
°
О
ЪФ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4789036/29 (22) 05.02.90 (46) 23.12.92. Бюл. М 47 (75) П,Б,Бельковец (56) Патент СССР 1TOOS, кл. F 03 В 3/14,1
1926. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ДВИГАТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГО ЭНЕРГИЮ ТЕКУЧЕЙ
СРЕДЫ (57) Изобретение относится к области двйгателестроения. Лопасти 1 расположены на Ы, 1783136 А1 (51)5 F 03 В 3/14, F 03 О 1/00 ступице 2. Цилиндрическая втулка.б размещена в подщипниках 7 с крышками 8 и уплотнениями 9. В ступице 2 выполнено. отверстие 5 для размещения втулки 6, Толкатели 4 при работе колеса взаимодействуют с регулятором 3 и поворачивают лопасти
1. Такое выполнение колеса позволит повысить его КПД и расширить функциональные возможности за сЧет обеспечения; работоспособности колеса при различном ориентировании оси аращенйя. 2 ил.
178313 б
Изобретение относится к области двигателестроения.
Цель изобретения — упрощение конструкции и расширение функциональных воэможностей за счет обеспечения работа- 5 способности рабочего колеса при различном ориентировании оси вращения.
На фиг. 1 показано рабочее колесо, общий вид; на фиг, 2 — вид по стрелке А на фиг.
1. 10
Рабочее колесо содержит поворотные лопасти 1 с плоскими поверхностями, расположенные по разные стороны от оси вращения на ступице 2 колеса, регулятор 3 положения лопастей 1 и толкатели 4. В 15 ступице 2 выполнено радиальное сквозное отверстие 5, колесо снаб>кено цилиндрическои втулкой 6, размещенной симметрично ме>кду лопастями 1, и подшипниками 7 для установки последней, разме- 20 щенными в отверстии.5 и снабженными крышками 8 с уплотнениями 9, лопасти 1 выполнены в количестве двух и закреплены соосно на торцах втулки G с образованием прямого угла между их плоскостями, толка- 25 тели 4 выполнены в виде тел каченйя или скольженйя, установлены на лопастях 1 попарно с разных сторон последних на одинаковом расстоянии от оси вращения и выступают за поверхность лопастей 1 в ра- 30 бочем положении последних, входной и выходной участки регулятора 3 выполнены криволинейными, а средний — плоским, Рабочее колесо работает следующим образом. 35
Колесо устанавливается таким образом; чтобы регуляlQp 3 приводил каждую лопасть 1 в вертикальное поло>кение и удер>кивал ее в ятом положении, когда она перемещается по направлению движения 40 текучей среды,и приводил ее в горизонтальное поло>кение и удерживал ее в этом положении, когда она вращается противополо>кно движению текучей среды. Так как проекция лопасти 1 на плоскость, пер- 45 пендикулярную направлению движения текучей среды, при вертикальном расположении лопасти 1 больше, чем при горизонтальном расположении ее, то и будет иметь место на валудвигателя полезный крутящий 50 момент. Перевод лопастей 1 из горизонтального поло>кения в вертикальное положение и наоборот,происходит следующим образом. При подходе лопасти 1, занимающей горизонтальное положение, к регулято- 55 ру положения лопастей 3, толкатель 4 упирается в регулятор 3 и начинает поворачивать пару лопастей 1 на 90О. Толкатели 4 вертикальной лопасти 1 к началу поворота пары лопастей 1 сходят с регулятора 3, После поворота пары лопастей 1 на 90 толкатели вертикальной лопасти 1,скользя или перекатываясь (при,наличии роликов) по плоской поверхности регулятора 3, удерживают лопасти в устойчивом положении. По поверхности регулятора 3 скользят или перекатываются только выдвинутые поверхности толкателей 4.Поверхности лопастей 1 не касаются поверхности регулятора 3. После поворота колеса на полоборота снова про-: исходит поворот лопастей 1 на 90".
Из вышеизложенного вытекает, что снабжение каждой лопасти 1 двумя тол кателями 4 необходимо для устойчивого положения лопастей 1, при сколь>кении или перекатывании толкателей 4 по плоской поверхности регулятора 3. В повороте пары лопастей 1 на 90 каждый раз участвует только один толка1ель 4 ка>кдой лопасти 1.
Толкатели 4 могут крепиться к лопастям 1 как с помощью разъемного соединения. так и с помощью неразъемного соединения (на черте>ке не показаны),:
Формула изобретения
Рабочее колесо двигателя, использующего энергию текучей среды, содержащее поворотные лопасти с плоскими поверхностями, расположенные по разные стороны от оси вращения на ступице колеса, регулятор положения лопастей и толкатели, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и расширения функциональных возмо>кностей за счет обеспечения работоспособности при различном ориентировании оси вращения, в ступице выполнено радиальное сквозное отверстие, колесо снабжено цилиндрической втулкой, размещенной симметрично между лопастями, и подшипниками для установки последней, размещенными в отверстии и снабженными крышками с уплотнениями, лопасти выполнены в количестве двух и закреплены соасно на торцах втулки с образованием прямого угла между их плоскостями, толкатели выполнены в виде тел качения или скольжения, установлены на лопастях попарно с разных сторон последних на одинаковом расстоянии от оси вращения и выступают за поверхность лопастей в рабочем поло>кении последних, входной и выходной участки регулятора выполнены криволинейными, а средний — плоским.
1783136
0 о
О
Заказ 4497 Тираж Подписное
ВНИИПИ f осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР:
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
1 I
I . Редактор А.Тычина
Составитель В.Орехов
Техред М,Моргентал Корректор П.Гереши