Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области фотографии , а именно к конструктивным элементам фотоаппаратов, и может быть использовано в фотоаппаратах, работа затворов которых управляется импульсами электрического тока, и преимущественно в кадровых аэрофотоаппаратах. Изобретение позволяет решать следующие задачи: повышать качество материалов аэрофотографирования за счет обеспечения аэрофотосъемки с продольным перекрытием аэрофотоснимков, минимально отличающимся от заданного, при интервалах, меньших цикла работы, исключить аэрофотосъемку с наложением кадра на кадр. Облегчать коиfe

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 03 В 17/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4882527/10 (22) 16.11.90 (45) 23.12,92. Бюл. N 47 (72) И. M. Агеев и А. И. Астахова (56)аэрофотоаппараты АФА-41-7,5; АФА41/10; АФА 41/20. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1975.

2. Аэрофотоаппарат А-39. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1977. . 3. Аэрофотосъемочные работы, Справочник аэрофотосъемщика. М.: Транспорт, 1984, 4, Н, П. Лаврова и др, Аэрофотосъемка.

Автоматизация аэрофотосъемочных процессов. M.: 1985.

5. Авторское свидетельство СССР

N 1307433, кл. G 03 В 17/00, 1987.

„., Я2„, 1783464 Al (54) УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ПЛЕНКИ

8 ЛЕНТОПРОТЯЖНОМ ТРАКТЕ ФОТОАППАРАТА (57) Изобретение относится к области фотографии, а именно к конструктивным элементам фотоаппаратов, и может быть использовано в фотоаппаратах; работа затворов которых управляется импульса,1и электрического тока, и преимущественно в кадровых аэрофотоаппаратах. Изобретение позволяет решать следующие задачи. повышать качество материалов аэрофотографирования за счет обеспечения аэрофотосъемки с продольным перекрытием аэрофотоснимков, минимально отличающимся от заданного, при интервалах, меньших цикла работы, исключить аэрофотосъемку с 3 наложением кадра на кадр. Облегчать кон1783464 струкцию и упрощать техническое обслуживание; повышать надежность работы, увеличивать срок службы аэрофотоаппарата и повышать автоматизацию процесса аэрофотографирования. Устройство содержит

1 фотоэлектрический датчик (1). 1 усилительформирователь (2), 1 делитель (3) частоты, пять электронных ключей (4 — 8), три схемы (9 — 1), задержки импульсов, две схемы (13, 14), расширения длительности импульса, переключатель (15) электронный. 1 блок (27) счетный и 1 блок(16) индикации, 1 генератор (17) импульсов, два триггера (18, 19), 1 усиИзобретение относится к области фотографии, а именно к конструктивным элемен. там фотоаппаратов, и может быть использовано в фотоаппаратах, работа затворов которых управляется импульсами 5 электрического тока, и преимущественно в кадровых аэрофотоап паратах.

Известны устройства для индикации перемещения (перемотки) аэрофотопленки в. лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата. 10

Для указания на нормальную перемотку аэрофотопленки служат механические и электрические сигнал изаторы, Наиболее совершенными техническими решениями являются электрические 15 сигнализаторы, представляющие собой различные конструкции, замыкающие и размыкающие контакты при перемотке аэрофотопленки, Через контакты подаются импульсы на электрическую лампу накали- 20 вания, сигнализируюзую о перемотке аэрофотопленки, В период останови аэрофотомленки или при ее обрыве лампа горит непрерывно, либо гаснет в зависимости от положения контактов в кассете. Основны- 25 ми недостатками существующих сигнализаторов перемотки аэрофотопленки являются отсутствие индикации о недостаточной перемотке аэрофотопленки, приводящей при фотографировании к наложению 30 кадра на кадр и недостаточная информативность об обрыве или заедании аэрофотопленки.

Перемотка аэрофотопленки, приводящая к наложению кадра на кадр, создает 35 иллюзию нормальной работы аэрофотоаппарата и вызывает непроизводйтельный расход дорогостоящей аэрофотопленки, средств, сил и времени для ее химико-фотографической обработки и к невыполнению 40 задания, т,к. получаемые при этом материалы воздушного фотографирования не предлитель (20) мощности, 1 реле (21) времени, 1 двигатель (22) электрический, 1 дешифратор (24), четыре схемы 25-28 совпадения, два задатчика (29, 30), кадров с шифраторами, 1 датчик (31) окончания цикла работы, 1 мультивибратор (32), 1 дискриминатор (33), 1 блок (34), управления, 1 блок (3) экспонирования, 1 — 2 — 9, 2-28 — 18 — 20 — 22, 2-3 — 18, 3 — 23, 3 — 4 — 16, 23 — 24 — 26 — 6 — 16. 24 — 25-5 — 16, 29-25, 30 — 26, 17-9 — 28, 15 — 13 — 10 — 21 — 22, 34 — 15, 1513 — 10 — 21 — 22, 34 — 15, 15 — 13 — ЗЗ вЂ” 14 — 16: 31—

32-33. 32-27, 13-27-7-35, 27-11-19-8-12, 15-19. 2 ил, ставляют практической ценности из-за их низкого качества, При этом необходимо учитывать и расходы, связанные с арендой летательного аппарата и его эксплуатацией, что особенно стало важным в современных условиях хозяйствования, В существующих конструкциях аэрофотоаппаратовфотозатворы, как правило, срабатываютт от .электрических импульсов, поступающих с командного прибора (пульта управления) независимо от наличия взрос>отопленки в кассете (1, 2). При отсутетвии аэрофотопленки в кассете или при ее обрыве, а также при перемотке с наложением кадра на кадр спусковой электромагнит фо-.. тозатвора все равно будет срабатывать при поступлении импульса с пульта управления, Это приводит к преждевременному износу .механизма фотозатвора и других деталей, что существенно сокращает срок службы аэрофотоаппарата.

При известных и постоянных параметрах аэрофотоаппарата и полета носителя фотоаппаратуры интервал аэрофотосъемки определяется по известной зависимости 1 — Р Н где Т вЂ” интервал аэрофотосъемки, с;

I — длина продольной стороны аэрофотоснимка, см;

f — фокусное расстояние объектива, см;

Н вЂ” высота фотографирования, м;

Ч/ — путевая скорость носителя фотоаппаратуры, м/с;

P — - заданное продольное перекрытие, равное одной сотой процента.

Из формулы (1) видно, что основными переменными параметрами, влияющими на величину интервала аэрофотографирования при заданном процентном перекрытии, являются высота и путевая скорость носителя фотоаппаратуры, а точнее их соотношение

1783464

30

40

« -P Н

- 90 м/с = 324 км/ч

Н/W. Принцип измерения этого отношения, а следовательно, определения интервала положен в основу построения различных полуавтоматических командных приборов (пультов управления) (3, 4), Уменьшение высоты фотографирования или увеличение путевой скорости носителя фотоаппаратуры обусловливает уменьшение интервала фотографирования

Т, который может стать соизмеримым с длительностью цикла работы аэрофотоаппарата Тц или даже меньше его, Если Т станет меньше Тц, то это приведет к уменьшению заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков Р, которое является одним из показателей, определяющих точность стерефотограмметрических измерений и качество аэрофотоснимков. Для топографических целей продольное перекрытие P задается равным 60, 80 и 90% с допустимыми 20 отклонениями, составляющими единицы процентов. Для йетопографических целей во избежание разрыва между аэрофотоснимками, вследствие ошибок пилотирования носителей фотоаппаратуры; продольное перекрытие задается равным

20-30%. Разрыв между аэрофотоснимками может привести к тому, что малоразмерный селектируемый объект не изобразится на аэрофотоснимке, что будет равносильно невыполнению задания.

Если аэрофотографирование выполняется с интервалом аэрофотографирования

Т, большим или равным длительности цикла работы аэрофотоаппарата Тц, т.е. Т = Тц (фиг, 1 а, б), то величина продольного перекрытия будет поддерживаться заданной (иколичество оборотов электродвигателя аэрофотокамеры), Если Т<Тц (фиг. 1, в), то величина продольного перекрытия станет меньше заданной.

Оценим на какую величину меняется заданное значение продольного перекрытия при Т<Тц. Пусть воздушное фотографирование выполняется азрофотоаппаратом типа

АФА-41/20 с фокус н ы м расстоянием объектива f--20 см, длиной продольной стороны аэрофотоснимка 1-18 см. интервалом аэрофотосъемки Т=Тц=2 с, Р=60 . высота аэрофотографирования Н=500 м

При этих условиях путевая скорость носителя фотоаппаратуры с учетом формулы (1) будет равна

Пусть при аэрофотографировании путевая скорость увеличилась и стала равной

341 км/ч=94,1 м/с. Интервал съемки при этом уменьшился до величины T==I,9 с. В этом случае часть импульсов будет поступать с пульта управления в камеру аэрофотоаппарата во время его цикла работы, т.е. срабатывание электромагнита фотозатвора будет происходить через 1 импульс фиг, 1, в). Это приведет как бы к увеличению в два раза интервала аэрофотосъемки и уменьшению продольного перекрытия. Оценим велйчину продольного перекрытия P при интервале аэрофотосъемки Т, меньшем длительности цикла работы Тц.

С учетом (1) для нашего примера можно записать

Т ЩГ f, 3,8 94,7 20

lH 18 500

-1-08=02-20%.

Значит в этом случае аэрофотографирование будет выполняться с продольным перекрытием аэрофотоснимков Р =20, т.е. в три раза меньше заданного Р=60%, Анализ результатов выполненных расчетов убеждает в том, что при интервалах аэрофотографирования, меньших длительности цикла работы аэрофотоаппарата, и . заданных продольных перекрытиях аэрофотоснимков Р=50; 60: 80; 90%, действительные продольные перекрытия аэрофотоснимков будут Р =0; 20; 60 и 80 соответственно.

Исследования показывают, что для стабилизации продольного перекрытия аэрофотоснимков Р при интервалах аэрофотографирования, меньших цикла рабогы, необходимо увеличить искусственно интервал аэрофотографирования на величину

ЛТ, такую (фиг. 1, r), чтобы

Т+ ЛТ-Тц. (2}

Действительно, если в нашем примере задержать импульс, идущий с пульта управления, до окончания цикла работы аэрофотоаппарата Т -(1,9+0,1-2,0 c), то тогда продольное перекрытие будет. равно

ТЮ1 2 947 20

I H 18 500

1 - 0,42 0,58 58%, т.е. составляет 97% от заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков P=60%.

8 настоящее время нет устройств, обес- печивающих сохранение заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков с такой точностью при интервалах аэрофотог,рафирования, меньших цикла работы аэро-, фотоаппарата.

1783464

Весьма существенной является ин- блока индикации и вторым входом четверформация о количестве кадров оставшей- той схемы совпадения, выход которой пося неэкспонированной аэрофотопленки. следовательно соединен с первым входом

Известны устройства для определения зто- первого триггера, входами усилителя мощго параметра с использованием различных 5 ности и двигателя электрического перемотсчетчиков. Наибольшее применение ки аэрофотопленки, выходделителя частоты получили устройства с использованием соединен со вторым входом первого ключа механических счетчиков метража (1) и алек- электронного, вторым входом блока индикатромеханические счетчики неэкспониро- ции и последовательно соединен с входами ванных кадров (2). Имеющиеся недостатки 10 блокасчетного,дешифратора. первыми вхоэтих устройств не отвечают требованиям, дами первой и второй схем совпадения. втопредъявляемым к определению этого важ- рые входы которых соединены с выходами ного параметра в настоящее время. первого и второго задатчиков кадров соотВ существующих конструкциях аэрофо- ветственно, выход первой схемы совпадетоаппаратов отсутствуют устройства, йн- 15 ния последовательно соединен с входом формирующие операторов о том, что второговключаэлектронногоитретьимвхозапланированное количество кадров экспо- дом блока индикации, выход второй схемы нировано, и аэрофотографирование дан- совпадения последовательно соединей с ным аэрофотоаппаратом необходимо входом третьего ключа электронного и четпрекратить. 2О вертым входом блока индикации, выход

Ближайшим по технической сущности к пульта управления аэрофотоаппарата попредлагаемому изобретению (его прототи- следовательно соединен со вторым входом пом) является устройство по авт. св. СССР переключателя электронного первым Bxo-;

N. 1307433, 1987. Оно включает следующие дом второго триггера, входами пятого ключа элементы; датчик фотоэлектрический, уси- 25 электронного и блока прижимного стола, литель-формирователь, делитель частоты, второй выход переключателя электронного пять электронных ключей, три схемы задер-, соединен с входом первой схемы расжки, блок управления прижимным столом, ширения длительности импульса, выход ко-, схему расширения длительности импуль- торой последовательно соединен с входами сов, блок индикации, переключатель, гене- 30 второй схемы задержки, реле времени и ратор импульсов, блок триггеров, двигателя электрического перемотки аэрокомпаратор, усилитель мощности, реле вре- фотопленки, последовательно соединен с мени, двигатель, счетный блок, дешифра- первым входом дискриминатора, входом тор, две схемы совпадения и два задатчика второй схемы расширения длительности кадров с шифраторами. 35 импульса, пятым входом блока индикации, Основными недостатками, присущими с6единен с первым входом третьей схемы данному устройству, являются: отсутствие совпадения, выход датчика окончания цик- .. сигнализации о начале аэрофотосъемки с ла работы соединен с входом мультивибрапродольным перекрытием аэрофотосним- тора, выход которого соединен со вторыми ков, меньшим заданного; отсутствие воз- 40 входами дискриминатора и третьей схемы можности стабилизации продольного совпадения, выход третьей схемы coanaðåперекрытия аэрофотоснимков при интерва- ния последовательно соединен с входом вх дом лахаэрофотографирования, меньших. цикла третьей схемы задержки и вторым входом работы аэрофотоаппарата; выключение второго триггера; последовательно соедиаэрофотоаппарата после экспонирования 45 нен с входами четвертого ключа злектронопределенного количества кадров, что не- ного и блока экспонирования. всегда является целесообразным. Отличие предлагаемого устройства от

Целью изобретения является повыше- и рототипа состоит в том, что дополнительно ниеточностии надежностииндикации. введены схема расширения длительности

Указанная цель достигается тем, что 50 импульса, две схемы совпадения, датчик предлагаемое устройство содержит датчик окончания цикла работы аэрофотоаппарата, фотоэлектрический, выход которого соеди- мультивибратор и дискриминатор, нен с входом усилителя-формирователя, вы- Применение новых элементов и связей ход усилителя-формирователя соединен с придает предлагаемому устройству новые первыми входами первой схемы задержки, 55 свойства. приводящие к повышению качестчетвертой схемы совпадения, входом дели- ва материалов аэрофотографирования, растеля частоты, выход генератора импульсов ширениюэксплуатационныхвозможностей, соединен со вторым входом первой схемы упрощению конструкции лентопротяжн>го задержки, выход которой соединен с первы- тракта за счет исключения фрикциона прими входами переключателя электронного, емной катушки, сокращению времени, ci л и

1783464

10 тель, 3 — делитель частоты, 4 — 8 — первый, 10 второй, третий, четвертый и пятый электронные ключи соответственно, 9 — 11 — первая, вторая и третья задержки сбответственйо;

12 - блЬк прижимного стола, 13 — 14 — первая тографирования, меньших цикла работы

15 и вторая схемы расширения длительности импульсов соответственно, 15 — электрон ный переключатель, 16 — блок индикации, 17 — генератор импульсов, 18 — 19 — первый и второй триггеры соответственно, 20- усилиаэрофотоаппарата, что исключает аэрофо. тосъемку с разрывами между аэрофотоснимками и обеспечивает проведение стереофотограмметрйческих измерений с тель мощности, 21 — реле времени, 22—

BblC0Kой TORHOCTbIO

Расширение зксйлуэтационных возможностей и увеличениесрока службыазрофотоаппарата обеспечивается за счет исключения срабатывание прижимного etoэлектрический двигатель, 23 — счетный блок, 24 — дешифратор, 25-28 — первая, вторая, третья и четвертая схемы совпэдения соответственно, 29-30 — первый и вто25 рой задатчики кадров с шифраторами ла, фотозатвора и двигателя электрического соответственно, 31 — датчик окончания цикперемотки ээрофотопленки при отсутствии или эаедэнии аэрофотопленки в лентопрот,яжном тракте аэрофотоэппаратэ. Это обеспечивается совместной работой генератора ла работы азрофотоаппарата, 32 — мультивибратор, 33 — дискриминатор, 34 — пульт управления аэрофотоаппарата. 35 — блок

30 импульсов, первой схемой задержки, электэкспонирования

Фотоэлектрический датчик 1 предназронного переключателя, размыкающих электрические цепи от пульта управления . начен для выработки электрических сигнааэрофотоаппарэтэ до спускового электро- лов при перемотке аэрофотопленки в магнита фотозатвора и электромагнитного лентопротяжном тракте аэрофотоаппэрата

35 Усилитель-формирователь 2 служит для прижимного стола при отсутствии, обрыве формирования прямоугольных импульсов или зэедании аэрофотопленки, а четвертая схема совпадения и первый триггер отклю- необходимой амплитуды из сигналов, постучают при этом двигатель электрический пе- пающих с выхода фотоэлектрического датремотки аэрофотопленки, . " -: чика 1.

Упрощейие конструкции аэрофотоаппа- 40

Делитель 3 частоты предназначен для формирования одного импульса из десяти рата и сокращение времени, сил и затрат йа его техническое обслуживание обес- импульсов, поступающих с выхода усилитЬпечивается за счет жесткого соединенйя ля-формирователя 2, электрического двигателя перемотки аэро- Первый электронный ключ 4 служит для

45 обеспечения свечения светодиода зеленого фотопленки с фланцем приемной катушки, цвета в блоке 16 индикации, сигнализирующего о нормальной перемотке ээрофотопчто позволило исключить из конструкции фрикцион, а следовательно, его регулировку и настройку при эксплуатации.

Сигнализация о начале аэрофотосъемки ленки.

Второй электронный ключ 5 предназнас интервалом аэрофотографирования, мень- 50 чен для обеспечения свечения светодиода шим цикла работы ээрофотоаппарата, осу- . оранжевого цвета в блоке 16 индикации, ществляется за счет связи дискриминатора сигнализирующего об ограниченном остатке кадров неэкспонированной ээрофотопленки,: и второй схемы расширения длительности импульсов, обеспечивающих свечение

55 Третий электронный ключ 6 служит для светодиода красного цвета в блоке индиобеспечения свечения светодиода красного кэции, а стабилизация заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков при тех же условиях аэрофотографирования осуществляется за счет. связи датчика окончания цикла работы, мультивибратора и третьей цвета и звуковой сирены, сигнализирующих о том, что запланированное количество кадров экспонировано и аэрофотоаппарэтом необходимо прекратить. затрат на его техническое обслуживание, сигнализации о начале аэрофотосъемки с интервалаами аэрофотографирования, меньшими цикла работы, и сохранению при этом продольного перекрытия аэрофотос. нимков, минимально отличающегося от заданного, увеличению срока службы аэрофотоаппарата и повышению надежности.

Повышение качества материалов азрофотографирования обеспечивается за счет сохранения продольного перекрытия аэрофтоснимков, мйнимально отличэЮщЕгося от заданного, при интервалах аэрофосхемы совпадения, обеспечивающих задержание импульса. поступающего с выхода пульта управления нэ время, необходимое для завершения цикла работы аэроэппарата.

На фиг. 2 представлена структурная схема устройства.

На нем обозначено: 1 — датчик фотоэлектрический, 2 —. усилитель-формирова1783464

Четвертый электронный ключ 7 предназначен для согласования слаботочной цепи третьей схемы 27 совпадения с цепью спускового электромагнита фотозатвора в блоке 35 экспонирования, Пятый электронный ключ 8 служит для включения электромагнита опускания прижимного стола в блоке 12 при поступлении импульса с выхода второго триггера 19.

Первая схема 9 задержки предназначена для обеспечения функционирования четвертой схемы 28 совпадения при нормальной перемотке аэрофотопленки, а также для отключения переключателя 15 электронного и прерывистого свечения светодиода красного цвета в блоке 16 индйкации при обрыве или заедании аэрофотопленки.

Вторая схема 10 задержки служит для обеспечения задержки включения двигате. ля 22 электрического перемотки аэрофотопленки на время, необходимое для срабатывания электромагнита фотозатвора в блоке 35 экспонирования и поднятия прижимного стола в блоке 12.

Третья схема 11 задержки предназначена для обеспечения задержки действия сигнала опускания прижимного стола на время, необходймое для срабатывания спускового электромагнита в блоке 35 экспонирования.

Блок 12 прижимного стола служит для фиксации аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата относительно выравнивающего стекла.

Первая схема 13 расширения длительности импульсов предназначена для обеспечения срабатывания спускового электромагнита фотозатвора после истечения времени, необходимого для опускания прижимного стола.

Вторая схема 14 расширенйя длительности импульсов служит для увеличения. длительности импульсов до величины, необходимой для нормального свечения в блоке 16 индикации светодиода красного цвета, сигнализирующего о начале аэрофотосъемки с интервалом аэрофотографирования, меньшим цикла работы аэрофотоаппарата.

Электронный переключатель 15 предназначен для обеспечения прохождения сигнала с выхода, пульта 34: управления аэрофотоаппарата до блока 35 экспонирования при нормальной перемотке аэрофотопленки и исключения его прохождения при обрыве или заедании аэрофотопленки.

Блок 16 индикации служит для размещения четырех светодиодов, звуковой сирены и мультивибратора. Мультивибратор обеспечивает изменение длительности свечения светодиодов. Светодиод зеленого цвета сигнализирует о нормальной перемотке аэрофотопленки, а светодиод оран5 жевого цвета — об ограниченном остатке кадров неэкспонированной аэрофотопленки. Один из светодиодов красного цвета сигнализирует о начале аэрофотосъемки с интервалом аэрофотографирования Т, 10 меньшим длительности цикла работы аэрофотоаппарата Тц, т.е, об аэрофотографиро вании с продольным перекрытием Р, меньшим заданного P. Другой светодиод красного цвета и звуковая сирена сиг15 нализируют о том, что запланированное количество кадров экспонировано, а аэрофотосьемки данным аэрофотоаппаратом необходимо прекратить, Генератор 17 импульсов предназначен

20 для выработки импульсов определенной амплитуды и частоты.

Первый триггер 18 служит для формирования сигналов, обеспечивающих управление работой электродвигателя 22 пере25 мотки аэрофотопленки, Второй триггер 19 предназначен для формирования сигналов, обеспечивающих управленйе работой прижимного стола в блоке 12 прижимного стола, 30 . Усилитель 20 мощности служит для обеспечения работы электродвигателя 22 перемотки аэрофотопленки путем усиления элеКтрических сигналов, поступающих с выхода первого триггера 18.

35 Реле 21 времени предназначено для удержания в рабочем состоянии двигателя

22 электрического перемотки аэрофотопленки до появления сигнала на выходе первого триггера 18.

40 Электрический двигатель 22 служит для осуществления перемотки аэрофотопленки.

Счетный блок 23 предназначен для установки общего и подсчета оставшегося количества неэкспонировгнных кадров, B нем

45 размещены генератор импульсов, служащий для установки общего количества кадров, подлежащих экспонированию; счетчик и индикатор. счетчика, показывающий текущее значение величины оставшихся неэкс50 понированных кадров.

Дешифратор 24 служит для перевода двоично-десятичного кода счетчика в деся-. тичный код индикатора и подачи его на входы первой и второй схем 25. 26 совпаде55 ния, Первая и вторая схемы 25, 26 совпаде- . ния предназначены для селекции десятичных чисел в соответствии с данными, установленными на первом и втором задатчиках 29 — 30 кадров соответственно;

13

1783464

Т ретья схема 27 совпадения служит для размеру одного кадра с мем кадровым прозадержки импульса, приходящего с выхо- . межутком, на вход делителя 3 частоты постуда пульта 34 управления аэрофотоаппара- пало десять импульсов. Такое количество та, до окончания цикла работы аэрофото- импульсов обеспечивает наиболее простое аппарата. 5 выполнение последующей части электронЧетвертая схема 28 совпадения пред- ной схемы. назначена для обеспечения функциониро- Помимо рассмотренных выше остальвания двигателя 22 электрического ные элементы предлагаемого устройства перемотки аэрофотопленки при ее нормаль- могут быть выполнены с использованием ной перемотке. 10 стандартных микросхем, транзисторов, пе. Первый задатчик 29 кадров служит для . рекючателей и микровыключателей: установки числа, соответствующего количе- усилитель-формирователь, делитель частву кадров, при достижении которого в стоты, схемы задержек, генератор импульблока.16индикацииначнетсветитьсясвето- сов, Счетный блок, дешифратор, схемы диод оранжевого цвета; сигнализирую@ий 15 совпадения, схемы расширения длительнооб остатке ограниченного количества кад- Сти импульсов и триггеры собираются с исров неэкспонированной аэрофотопленки.. пользованием микросхем соответствующих

Второй задатчик 30 кадров предназна- типов; чендля установки числа, соответствующего ключи и переключатель электронные, количеству кадров, при достижении которо- 20 блок индикации, усилитель мощности, еле го в блоке 16 индикации включится звуковая времени и мультивибратор собираются на сирена и начнет светиться светодиод крас- транзисторах, а задатчики кадров — на переного цвета, сигнализирующие о том, что за- ключателях; планированное количество кадров . датчик окончания цикла работ аэрофоэкспонировано, и аэрофотосъемку данным 25 тоаппарата собирается на микровыключатеаэрофотоаппаратом необходимо прекра- ле; тить. дискриминатор может быть выполнен с

Датчик 31 окончания цикла работы слу- использованием логических элементов тийа . жит для выработки сигнала после заверше- И вЂ” ИЛИ;

M ния цикла работы аэрофотоаппарата. 30 блоки прижимного стола и экспон ропонирои б ультивибратор 32 предназначен для вания являются узлами аэрофотока е прео разования сигнала, поступающего С пульт управлейия входит в комплект выхода датчика 31 окончания цикла раба- . аэрофотоаппарата; ты, в короткий импульс прямоугольной вкачестведвигателяперемоткиаэрофоформы. -35 топленки используется электрический двиДискриминатор 33 служит для ойреде- ratenb постоянного тока. ления временной последовательности при- Рассмотренные выше узлы устройства хода сигналов с выходов пульта 34 имеют в статическом состоянии следующие управления и.датчика 31 окончания цикла связи, работы аэрофотоаппарата. 40 Выход фотоэлектрического датчика 1

Пульт 34 управления аэрофотоаппарата соединен с входом усилителя-формироватепредназначен для выработки сигналов уп-: . ля 2, выход которого соединен с первыми равления с интервалами следования, îïðå- входами первой схемы 9 задержки, четвер. деляемый параметрами полета и той схемы 28, входом делителя 3 частоты, фотографирующей системы. 45 выход генератора 17 импульсов соединен со Блок35экспонированияслужитдляэкс- вторым входом первой схемы 9 задержки, . понирования аэрофотопленки за счет сра- . выходкоторойсоединенспервымивходами- батывания фотозатвора, управляемого переключателя 15 электронного, блока 16 та 34 и импульсами, поступающими с выхода пуль- индикации и вторым входом четверто и схе та управления аэрофотоаппарата через. 50 мы 28 совпадения, выход которой последоэлектронную схему предлагаемого устрой- вательно соединен с первым входом первого триггера 18; усилителем 20 мощндФотоэлектрический датчик 1 состоит из сти и двигателем 22 электрическим переоптройной пары и модулятора, представля- мотки аэрофотопленки, выход делителя 3 ющего собой диск с отверстиями, располо- 55 частоты соединен со вторым входом первоженными на его периферии. Модулятор го триггера 18. последовательно соединен с жестко соединен с осью мерного валика. входом первого ключа 4электронного, втоДиаметр диска и количество отверстий в рымвходомблока16индикации,последова. нем выбраны таким образом, чтобы при пе- тельно соединен с входами блока 23 ремотке аэрофотопленки на длину, равную счетйого, дешифратора 24, первыми входа1783464

16 входом второго электронного ключа 5 и ленки третьим входом блока 16 индикации, выход На первом задатчике 29 кадров устанав второй схемы 26 совпадения" последова- Лйвается чйсло, Соответствующее количесттельно соединен с входом третьего ключа 6 ... ву кадров, при достижении которого начнет

"электронного и четвертым входом блока 16 10 светиться в блоке 16 индикации светодиод индикации, выход пульта 34 управления оранжевого цвета, сигнализирующий об огазрофотоаппарата последовательно соеди- .-,раниченном остатке аэрофотопленки, кото нен со вторым входом электронного пере- .. рый еще может быть экспонирован данным ключателя 15, первым входом" второго аэрофотоайпаратом. триггера 19, входами пятогоэлектронного -, 15 При выполнении аэрофотографироваключа 8 и блока 12 прижимного стола, . ния возможны два режима работы; . второй выход переключателя 15 электрон- . интервал аэрофотографировайия больного соединен с входом первой схемы 13 ше или равен циклу работы аэрофотоаппарасширенйя длительности импульса, выход ..: рата, т.е. Т > Тц которой последовательно соединен с входа- 20 интервал аэрофотографирования мень ми второй схемы 10 задержки, репе 21 âpå-.: ше цикла работы- аэрофотоаппарата, т,е. мени и двигателем 22 электрическим Т<Тц, Рассмотрим работу устройства в каждом из этих режимов, Если интервал аэрофотографирования больше или равен циклу работы аэрофоторасширения длительности импульса, пятым входом блока 16 индикации, соединен с — . аппарата, то при включении аэрофотоаппапервым входом третьей схемы 27 совпаде- рата сигнал с выхода датчика 31 окончания. ния, выход датчика 31 окончанйя- цикла цикла работы через мультивибратор 32 перработы соединен с входом мультивибрато- 30 .вым поступит на один из входов третьей ра 32; выход которого соединен со вторы- схемы 27 совпадения и дискриминатора 33. ми входами дискриминатора 33 и третьей Импульс с выхода пульта 34 управления схемы 27 совпадения, выход третьей схемы аэрофотоаппаратом через открытый элект27 совпадения последователь%6 соедййен с ронный переключетель 15 поступит на один из входов второго триггера 19 и на вход первой схемы 13 расширения длительности импульса, На выходе второго триггера 19 тельно соединен с входами четвертого ключа 7. электронного и блока 35 экспониро- появится сигнал, который через открытый, вания., - ключ 8 электронный обеспечит срабатываРабота предлагаемого устройства осу- 40 ние электромагнита в блоке 12 прижимного стола. Т.к. в исходном состоянии прижимной стол находился в поднятом состоянии, ществляется следующим образом-, . При проведении предполетной йодгото при срабатывании электромагнита притовки аэрофотооборудования или в полете перед началом аэрофотографирования на счетчике кадров, находящемся в блоке 23 счетном, устанавливается число, соответстжимной стол опустится и плотно прижмет к:

45 выравнивающему стеклу аэрофотопленку,обеспечивая тем самым ее выравнивание.

На другой вход третьей схемы 27 совпадевующее количеству кадров. которое может быть экспонировано во время аэрофотосьемки. ния поступит импульс с выхода первой схемы 13 расширения длительности импульса

На втором задатчике 30 кадров устанавливается число, соответствующее колина время, необходимое для опускания прижимного стола, что исключает срабатывание спускового электромагнита фоточеству неэкспонированных кадров, при достижении которого включится.в блоке 16 затвора при поднятом прижимном столе. На индикации звуковая сирена и" начнет све- выходе третьей схемы 27 совпадения поятиться светодиод красного цвета, сигна- 55 вится сигнал логической "единицы", поступавщей на спусковой электромагнит лизирующие о заданном остатке фотозатвора в блоке 35 экспонирования через четвертый ключ 7 электронный, чем обеспечивается экспонирование азрофонеэкспонированных кадров. Этот остаток представляет собой сумму из числа неэкспонированных кадров необходимых для; onтопленки. Одновременно с выхода третьей робывания работы аэрофотоаппарата при ми первой и второй схем 25 — 26 совпадения, вторые входы которых соединены с выходами первого и второго задатчиков 29-30 кадров соответственно, выход первой схемы 25 совпадения последовательно соединен с 5 перемотки аэрофотопленки, последователЬно соедйнен с первым входом дискри- : минатора 33, входом второй схемы 14 25 входом третьей схемы 11 задержки и вто- 35 рым входом второго триггера 19, последовапроведении послеполетной подготовки; впечатывания сенситометрических клиньев после разрядки кассеты; пробного проявления перед химико-фотографической обработкой экспонированной аэрофотоп1783464

18 схемы 27 совпадения этот сигнал через пульс, который поступит на другой вход пер третью схему 11 задержки поступает на дру- вого триггера 18 и. на входы первого ключа гой вход второго триггера 19 и переводит 4 электронного и блока 23 счетного, Первый его в первоначальное (исходное) положе- триггер 18 этим импульсом переводится е ние. При этом обесточивается электромаг- 5 исходное состояние, что приводит к размынит в блоке 12 и прижимной стол под каниюцепиуправленияэлектрическимдвидействием пружины возвращается в(подня- гателем 22 перемотки аэрофотопленки, то) состояние. Электрический двигатель 22 остановится, Импульс с выхода первой схемы 13 рас- перемотка аэрофотопленки прекратится. ширения длительности импульса поступает 10 Импульс с выхода делителя 3 частоты обесна другой вход дискриминатора 33 и на вход печит срабатывание первого ключа 4 электвторойсхемы10задержки. Этотимпульсна ронного, и в блоке 16 индикации начнет дискриминатор 33 поступает после прихода светиться светоДиод зеленого цвета, сигнаимпульса с датчика 31 окончания цикла ра- лизирующий о нормальной перемотке аэ оаэроботы аэрофотоаппарата. Такая последова- 15 фотопленки в лентопротяжном тракте тельность прихода импульсов исключает аэрофотоаппарата. Импульс, поступающий свечение светодиода в блоке 16 индикации, с выхода делителя 3 частоты на вход блока сигнализирующего об уменьшении про- 23 счетного, уменьшает показания счетчика дольного перекрытия аэрофотоснимков. на единицу, что собтветствует экспойиро аИ мпульс с выхода второй схемы 10 задерж- 20 нию очередного кадра, о чем информирует .ки через реле 21 времени поступает на алек- индикатор счетчика. С выхода блока 23 счеттрический двигатель 22 перемотки ного информация в двоичном коде поступааэрофотопленки. Время срабатывания реле, ет на вход дешйфратора 24, а с выхода

21 времени установлено на промежуток bpe- последнего — на входы первой и второй схем мени, равный длительности йрохождения 25 25,26 совпадения. непрозрачного участка между двумя сосед- Импульсы с выхода делителя 3 частоты ними отверстиями в диске датчика 1 фото- осуществляется также и перевод (обнулеэлектрйческого. При поступлении сйгнала ние) всей электронной схемы в исходное электрический двигатель 22 начнет осуще- состояние, т.е. обеспечивается готовность ствлять перемотку аэрофотопленки через 30 ее к новому циклу работы, мерный валик, вращение которого переда- При остатке количества неэкспонироетсяжесткосвязанномус нимдискусотвер- ванных кадров, равном величине, установстиями (модулятору), модулирующему ленной на задатчике 29 кадров, сработает световой поток в оптронной паре фотоэлек- первая схема 25 совпадения, откроется втотрического датчика 1, Вырабатываемые при 35 рой ключ 5 электронный, и в блоке 16 индиэтом в датчике 1 сигналы, количество кото- кации начнет светиться светодиод рых пропорционально длине перематывае- оранжевого цвета, сйгнализйрующий об огмой аэрофотопленки, поступает на вход раниченном остатке неэкспонированных усилителя-формирователя 2, Импульсы с кадров, выхода усилителя-формирователя 2 посту- 40 При остатке количества йеэкспониропают на один из входов первой схемы 9 ванных кадров, равном величине, установзадержки, на вход делителя 3 частоты и на ленной на задатчике 30 кадров, сработает один из входов