Термоконтейнер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4929659/13 (22) 04,02.91 (46) 30.12.92. 6en. N. 48 (71) Одесский институт инженеров морского флота (72) В.А.Загоруйко, А.Г.Слынько и В.А.Цымарный (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1450784, кл. А 01 F 25/14, 1986. (54) ТЕРМОКОНТЕЙНЕР (57) Использование: для хранения сельскохозяйственных продуктов при транспортировании. Термоконтейнер может найти применение при перевозках указанных груИзобретение относится к транспортным средствам для перевозки режимных грузов, в основном плодоовощных, требующих определенного температурно-влажностного режима, и может найти применение при перевозке указанных. грузов в условиях низких температур окружающей среды. Оно направлено на повышение сохранности перевозимых продуктов.
Известны рефрижераторные контейнеры, обеспечивающие создание и поддержание в грузовом пространстве заданного температурного режима за счет использования в них холодильных установок с автономным энергоснаб>кением, либо централизованным охлаждением воздуха, подаваемого в несколько контейнеров отдельной холодильной установкой, смонтированной в транспортном средстве (трюме судна). При.поддержании в грузовом пространстве контейнера более низкой температуры, чем температура окружающей АЗ 1784134 А1 (si)s А 01 F25/00//А01 F 25/14, В 65 0 88/34 зов в условиях низких температур окружающей среды. Сущность изобретения; термоконтейнер содержит теплоизолированный корпус с зачерненной внутренней обшивкой, систему обеспечения температурновлажностного режима, которая включает нагреватели, датчики контроля температуры, блок управления, дозатор подачи наруж- ного воздуха, вентиляторы и приточные воздуховоды. В верхних и боковых поверхностях приточных воздуховодов выполнены отверстия для обеспечения дозированной подачи воздуха вдоль боковой и нижней стенок контейнера в соотношении
4:1. 2 ил. среды, холодильные установки работают по прямому циклу. В противном случае они работают в режиме теплового насоса.
Прототипом предлагаемого контейнера является термоконтейнер для хранения сельскохозяйственной продукции, включающий теплоизолированный корпус с крышкой, перфорированную емкость для; продукции, установленную с зазором внутри корпуса, нагреватель, датчик контроля температуры с блоком управления, отличающийся тем, что с целью поддержания требуемого температурного режима во всем полезном объеме, контейнер снабжен теплопроводныМ кожухом, расположенным по внутренней . боковой поверхности корпуса, электрон агревател ь и датчик темп ературы расположены на кожухе в непосредственном тепловом контакте с последним, при этом нагреватель расположен равномерно по поверхностй, 1784134
Недостатками указанного термоконтейнера являются отсутствие вентилирования . транспортируемой продукции и отсутствие возможности регулирования влажности в грузовой емкости, что ухудшает условия хранения и приводит к снижению качества.
Целью изобретения является повышение сохранности продукта.
Это достигается тем, что предложенная конструкция, вкл ючающая теплоизолированный корпус контейнера, электродвигатель, датчик контроля температуры с блоком управления, согласно изобретению снабжена системой обеспечения температурно-влажностного режима, включающей дозатор подачи наружного воздуха, вентиляторы, размещенные вдоль нижней части боковых стенок контейнера приточные воздуховоды с отверстиями в верхних и боковых поверхностях для обеспечения дозированной подачи воздуха вдоль боковой и нижней стенок контейнера в соотношении 4:1, блок диагностики системы, причем внутренняя обшивка выполнена эачерненой для предотвращения появления на обшивке конденсата и инея, На фиг.1 схематически изображен термоконтейнер; на фиг.2 — схемы воздушных потоков в поперечном сечении контейнера.
Предлагаемый контейнер (фиг.1) содержит теплоизол ирован н ый корпус t с внутренней обшивкой 2, продольные (приточные) 3 и потолочный (вытяжной) 4 воздуховоды и отверстия 5 для удаления избыточного воздуха, В теплоизолированном отсеке 6 и передней части контейнера размещены вентиляторы 7, нагреватели 8, датчик температуры 9, блок управления 10, дозатор подачи наружного воздуха 11 и блок диагностики. 12. Продольные воздуховоды 3, расположенные вдоль боковых стенок контейнера, у его пола, имеют отверстия сверху 13 и сбоку 14 (фиг.2). Сечения верхних и боковых отверстий выбраны так, что
80 воздуха, нагнетаемого вентиляторами
l3 воздуховоды, выходит вверх через отверстия 13 (фиг.2) и омывает внутреннюю обшивку теплоизолированных поверхностей, образуя тепловой барьер между стенками и грузом, Остальные 20 воздушного потока выходят через боковые отверстия 14 и поступают в нижнюю часть штабеля груза 15, обеспечивая отвод продуктов дыхания. Оба воздушных потока в верхней части грузовой емкости смешиваются и поступают в вытяж-ной воздуховод 4.
Малая скорость движения воздуха в грузовой емкости обеспечивает термическое равновесие с ним штабеля груза, а малое количество воздуха, проходящего через штабель груза способствует снижению естественной убыли последнего, Предлагаемый термоконтейнер работает следующим образом.
5 Вентиляторы 7 засасывают воздух из грузовой емкости. Поток воздуха, имеющий температуру, равную температуре груза, прежде всего проходит мимо датчика контроля температуры 9, сигнал которого посту10 пает на блок управления 10. Если температура воздуха ниже установленной. блок управления включает нагреватели 8, которые будут работать до тех пор, пока температура воздушного потока на выходе
15 из грузовой емкости не станет равной заданной. Подогретый поток воздуха нагнетается вентиляторами 7 в приточные воздуховоды 3, где разделяется на вертикальный и горизонтальный потоки в соотно20 шении 4:1, Пройдя вдоль боковых стенок контейнера и сквозь штабель груза 15, эти потоки смешиваются, воздух поступает в вытяжной воздуховод 4 и далее мимо датчика контроля температуры 9 к нагревателям
25 8, Таким образом обеспечивается циркуляция основной массы воздуха, находящегося вгруэовой емкости,,по замкнутому контуру.
В силу разрежения, возникающего в отсеке
6 при работе вентиляторов 7, сюда через
30 дозатор подачи наружного воздуха 11 поступает некоторое количество воздуха извне. Это количество определяется сечением . входной диафрагмы дозатора, соответствующей тому или другому роду груза, Се35 чения диафрагмы для различных грузов определены в зависимости от интенсивности дыхания предварительными расчетами. Этот воздух, имеющий температуру окружающей среды; смешивается с пото40 ком, циркулирующим в системе вентилирования контейнера, и влияет на датчик контроля температуры 9. Возникший в результате притока воздуха извне избыток воздуха удаляется из грузовой емкости че45 реэ отверстия 5.
Толщина слоя изоляции и степень черноты внутренней обшивки обеспечивает
"критическую" температуру поверхности: появление капельной влаги либо инея на
50 внутренней поверхности вызывает скачнообразное изменение температуры обшивки и последующее таяние инея либо испарение конденсата.
Приборы о блоке диагностики 12 ском55 понованы так, что. на этапе подготовки контейнера к погрузке позволяют убедиться в исправности всех элементов схемы (вентиляторов, нагревателей, регулятора температуры); а в случае выхода иэ строя какого-либо иэ них точно определить харак1784134
Фиг. I тер повреждения. Блочная компоновка агрегатов позволяет быстро устранить выявленную неисправность. Во время работы системы вентилирования блок диагностики обеспечивает возможность контроля режи- 5 мов.
Предлагаемый термоконтейнер характеризуется следующими положительными характеристиками, выявленными в ходе эксплуатации опытных образцов при темпе- 10 ратуре окружающей среды от 0 С до минус
20 С. В грузовой емкости поддерживается заданная температура на уровне от плюс
15ОС до плюс 6 С с точностью "-0,1 С. При отключенной от сети системе вентилирова- 15 ния и окружающей температуры минус 20ОС время транспортировки контейнера с сохранением качества груза 35 часов, при тем- . пературе окружающей среды минус 50 С—
12 часов. Естественная убыль зависит от 20 рода перевозимого груза и составляет"
0,13 /сут для цветной капусты и
0,014 $/сут для лука репчатого. Потребляемая от электросети мощность не превышает
2,5 кВт. Полезный грузовой объем контей- 25 нера 23 м (927 ;. от обьема стандартного контейнера).
Формула изобретения
Термоконтейнер, содержащий теплоизолированный корпус с внутренней обшивкой и размещенную в нем систему обеспечения температурно-влажностного режима, включающую в себя нагреватели. датчики контроля температуры и блок управления, о т л"и ч а ю"шийся тем, что, с целью повышения сохранности продукта, система обеспечения температурно-влажностного режима содержит дозатор подачи наружного воздуха, вентиляторы, размещенные вдоль нижней части боковых стенок контейнера приточные воздуховоды.с отверстиями в верхних и боковых поверхностях для обеспечения дозированной подачи воздуха вдоль боковой и нижней стенок контейнера в соотношении 4:1, блок диагностики системы, причем внутренняя обшивка выполнена зачерненной для предотвращения появления на обшивке конденсата и инея.
1784134
Фиг. 2
Составитель В, Цымарный
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Л. Ливринц
Редактор А. 6ер
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4323 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35.. Раушская наб., 4/5