Устройство для тушения пожара с вертолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в противопожарной технике. Сущность изобретения: резервуар 2 для жидкости с системой ее забора и слива жестко закреплен верхней частью в скобе 3, которая тросом 5 соединена с вертолетом. На грузовом тросе 5 установлен вертлюг 6, а к скобе 3 прикреплен аэродинамический стабилизатор, расположенный за центром масс. На передней поверхности резервуара 2 в средней его части по высоте закреплен аэродинамический экран с расположением впереди центра масс. Экран выполнен в виде соосных сегментов 12, 13 коаксиальных полых цилиндров, расположенных концентрично его вертикальной оси. Аэродинамические стабилизатор 7 и экран расположены диаметрально противоположно относительно вертикальной продольной плоскости бака . Сегменты экрана выполнены контуром, соответствующим контуру передней поверхности бака со ступенчатым уменьшением своих лобовых размеров в направлении от резервуара, с определенным их соотношением . 4 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s В 64 D 1/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4910444/27 (22) 13,02.91 (46) 30.12.92. Бюл. М 48 . (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) IO.Ã. Логачев, А,Б. Лукашенок, А.3, Ишмухаметов и А,А. Лукашенок (56) Авторское свидетельство СССР

bb 1681870, кл. А 62 С 39/00, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

С ВЕРТОЛЕТА (57) Использование: в противопожарной технике. Сущность изобретения: резервуар

2 для жидкости с системой ее забора и слива жестко закреплен верхней частью в скобе 3, которая тросом 5 соединена с вертолетом.

На грузовом тросе 5 установлен вертлюг 6, SU 1784526 Al а к скобе 3 прикреплен аэродинамический стабилизатор, расположенный за центром масс. На передней поверхности резервуара

2 в средней его части по высоте закреплен аэродинамический экран с расположением впереди центра масс, Экран выполнен в виде соосных сегментов 12, 13 коаксиальных полых цилиндров, расположенных концентрично его вертикальной оси. Аэродинамические стабилизатор 7 и экран расположены диаметрально противоположно относительно вертикальной продольной плоскости бака. Сегменты экрана выполнены контуром, соответствующим контуру передней поверхности бака со ступенчатым уменьшением своих лобовых размеров в направлении от резервуара, с определенным их соотношением. 4 ил.

Изобретение относится к противопожаркой технике,и касается устройства для тушения пожара с вертолета.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и получаемому результату является устройство для тушения пожара с вертолета, которое содержит резервуар для жидкости с системой ее забора из водоема и слива, жестко закрепленный своей верхней частью. в скобе, соединен ной посредством грузового троса с вертолетом; аэродийамический стабилизатор резервуара, прикрепленный к скобе и расположенный за центром масс, вертлюг, расположенный на нижнем конце грузового троса П-образный кронштейн, в котором установлен шарнирно ролик для опоры на неro своей средней частью тросовой перемычки, соединенной концами с противоположными и симметричными относи тельно вертикальной оси резервуара плечами скобы, и средство управления направлением резервуара, состоящее из расположенного на П-образном кронштейне реверсивного двитателя с посаженным на его вал зубчатым колесом, сочлененным с цепочной тягой, связанной с противоположными концами тросовой перемычки, датчика угла отклонения грузового троса от вертикали, потенциометра с подвижным контактом, соединенным с валом электродвигателя и мостовой схемой; причем датчик и потенциометр дифференциально включены в плечи мостовой схемы, входная диагональ которой подключена к источнику напряжения, а ее выходная диагональ через усилитель к электродвигателю. Здесь резервуар для жидкости выполнен в виде вертикального цилиндрического бака, а вертлюг установлен на грузовом тросе, Недостаток прототипа заключается в сравнительной сложности конструкции при . обеспечении минимального лобового сопротивления резервуара для жидкости в полете.

Цель изобретения — упрощение конструкции при уменьшении лобового аэродинамического сопротивления, Это достигается тем, что устройство для тушения пожара с вертолета, содержащее .резервуар для жидкости, в виде вертикального цилиндрического бака, с системой ее забора и слива, жестко закрепленный своей верхней частью в скобе, соединенной посредством грузового троса с вертолетом, вертлюг, установленный на грузовом тросе. и аэродинамический стабилизатор, прикрепленный к скобе и располо>кенный за центром масс. снабжено аэродинамическим экраном, закрепленным на передней поверхности резервуара для жидкости в

40 средней ее части с расположением впереди центра масс и выполненным в виде скреп- . ленных между собой соосных сегментов коаксиальных полых цилиндров, расположенных концентрично вертикальной оси бака, причем аэродинамический стабилизатор и аэродинамический экран установлены взаимно диаметрально противоположно симметрично относительно продольной вертикальной плоскости бака, при этом контуры сегментов воспроизводят контур передней поверхности резервуара со ступенчатым уменьшением своих лобовых размеров в направлении вперед от резервуара с отношением высоты к длине каждой ступени, равным 0,5-0,7, и коэффициентом уменьшения периметров сегментов, равным 0,6, На фиг. 1 дано устройство для тушения пожара с вертолета, общий вид в полете; на фиг. 2 — то же, план; на фиг, 3 — то же, вид сбоку; на фиг. 4 — то же, план, Устройство для тушения пожара с вертолета 1 содер>кит резервуар для жидкости, выполненный в виде вертикального цилиндрического бака, с системой ее забора и слива, жестко закрепленный своей верхней частью вскобе 3,,соединенной за узлы 4 двухточечного крепления посредством грузового троса 5 с вертолетом 1, вертлюг 6, установленный на грузовом тросе 5, и аэродинамический стабилизатор, Последний выполнен, в частности, в виде решетки из параллельных вертикальных килей 7, например, в количестве девяти скрепленных между собой нижней 8 и верхней 9 горизонтальными поверхностями, и прикреплен держателями 10 к скобе 3, причем аэродинамический стабилизатор расположен за центром масс.

Устройство снабжено аэродинамичеСким экраном, закрепленным на передней поверхности резервуара 2 для жидкости в средней ее части с расположением впереди

5 центра масс и выполненным в виде соосных сегментов коаксиальных полых цилиндров, например, двух — 11 и 12, скрепленных между собой посредством кронштейнов 13 и расположенных концентрично вертикаль0 ной оси бака 2. Аэродинамический стабилизатор из элементов 7 — 9 и аэродинамический экран из элементов 11 и 12 установлены взаимно диаметрально противоположно симметрично относительно продольной

5 вертикальной плоскости бака 2, При этом контуры сегментов 11 и 12 воспроизводят контур передней поверхности резервуара (бака) 2 со ступенчатым уменьшением своих лобовых(в плане) размеров в направлении вперед от резервуара с соотношением вы f784526 соты к длине каждой ступени, т. е, h11>

in/!р, равным 0,5 — 0,7, и коэффициентом уменьшения периметров сегментов 11 и 12, также в направлении вперед от резервуара; равным 0,6. 5

Устройство для тушения по>кара с вертолета работает следующим образом, В полете во время выполнения операции пожаротушения с помощью вертолета 1 решетчатый аэродинамический стабилиза- 10 тор из элементов 7-9 согласно известному флюгерному эффекту устойчиво ориентирует резервуар (бак) 2 для жидкости его продольной вертикальной плоскостью вдоль направления движения (вектор V), Совмест- 15 но с этим, закрепленный на передней поверхности резервуара 2 аэродинамический экран из сегментов 11 и 12 за счет формирования соответствующей "псевдоострой" пространственной компоновки с указанны- 20 ми относительными параметрами существенно облегчает вхождение бяка 2 в набегающий на него воздушный поток, что приводит к уменьшению лобового аэродинамического сопротивления так экипиро- 25 ванного резервуара для жидкости, Таким образом, предлагаемое устройство для тушения пожара с вертолета имеет сравнительно простую конструкцию при уменьшении лобового аэродинамического 30 сопротивления за счет оснащения его не- тривиальным ступенчатым аэродинамическим экраном в виде параллельного набора соответствующих сегментов, например, двух, кояксиальных полых цилиндров, При 35 этом акценгрировянные параметры разработанного аэродинамического экрана, а именно то, что контуры его сегментов воспроизводят контур передней поверхности резервуара для жидкости со ступенчатым 40 уменьшением своих лобовых размеров, т, е, их проекций на поперечную вертикальную плоскость резервуара, в направлении вперед от него с соотношением высоты к длине каждой ступени, равным 0,5-0,7, и коэффи- 45 циентом уменьшения периметров сегмен- тов, также в направлении вперед от резервуара, равным 0,6, установлены оптимальными в процессе экстремальных моделей исследований в аэродинамической трубе при имитации скорости полета вертолета в диапазоне скоростей 0-220 км/ч, причем, понятно, ввйду несложности элементов Во экипировки их действию присуща большая надежность, к тому же, не требуется каких-либо дополнительных энергетических затрат в эксплуатации.

Формула изобретения

Устройство для тушения по>кара с вертолета, содержащее резервуар для жидкости, выполненный в виде вертикально расположенного цилиндрического бяка с системой ее забора и слива, жестко закрепленный своей верхней часть о в скобе, выполненный с возмо>кностью соединения посредством грузового троса с вертолетом, вертлюг, установленный на грузовом тросе, и аэродинамический стабилизатор, прикрепленный к скобе и расположенный за центром масс, отл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции при уменьшении лобового аэродинамического сопротивления, оно снабжено аэродинамическим экраном, закрепленным на передней поверхности резервуара в средней его части по высоте с расположением впереди центра масс и выполненным в виде скрепленных между собой соосиых сегментов коаксиальных полых цилиндров, расположенных концентрично вертикальной оси бака, при сВМ аэродинамический стабилизатор и аэродинамический экран установлены взаимно диаметрально противополож l0 симмет рич нб атнос ительно вертикальной продольной плоскости резервуара, при этом сегменты выполнены контуром, соответствующим контуру передней поверхности резервуара, со ступенчатым уменьшением своих лобовых размеров в направлении в сторону от резервуара с соотношением высоты к длине каждой ступени, равным 0,5 — 0,7, и коэффицлентом уменьшения периметра сегментов, равным 2,6.

1784525

Составитель Ю.Логачев

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор C.Ëèñèíà

Редактор А.Хори на

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 4343 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5