Соединение деталей, предупреждающее утерю крепежного элемента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Соединение деталей, предупреждающее утерю крепежного элемента при демонтаже . Использование: в машиностроении, в соединениях деталей, предупреждающих утерю крепежных элементов. Сущность изобретения: крепежный элемент (КЭ) установлен в резьбовых отверстиях присоединяемой и базовой деталей. В зоне резьбовых отверстий между встречно-обращенными поверхностями деталей выполнена полость глубиной, большей глубины резьбового хвостовика КЭ. Диаметр гладкой цилиндрической части КЭ равен среднему диаметру резьбы, а резьба присоединяемой детали выполнена с более чем наполовину усеченным профилем. 1 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 41/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4919016/27 (22) 04,02.91 (46) 30,12.92. Бюл, N 48 (71) Запорожское производственное объединение "Радиоприбор" (72) В,В,Иванов, А;И.Резник, АЛ.Хижняк (56) Акурьев В.И, Справочник конструктора машиностроителя, М,: Машиностроение, 1978, т. 1, с. 536. (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЕ УТЕРЮ КРЕПЕЖНОГО ЭЛЕМЕНТА (57) Соединение деталей, предупреждающее утерю крепежного элемента при демонИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для крепле- ния съемных элементов конструкций, например съемных крышек радиоэлектронных блоков, в процессе эксплуатации которых необходимо предотвратить вйпадание крепежных болтов или винтов как при случайном их отвинчивании под действием эксплуатационных нагрузок, так и при съеме и установке в процессе технического обслуживания или ремонта.

Цель изобретения — повышение технологичности конструкции.

На чертеже изображено предлагаемое соединение деталей, предупреждающее утерю крепежного элемента при демонтаже.

Соединение деталей, предупреждающее утерю крепежного элемента при демонтаже, содержит крепежный элемент винт 1, имеющий гладкую цилиндрическую часть 2

„„ Ы„-„- 1784762 А1 таже. Использование; в машиностроении, в соединениях деталей, предупреждающих утерю крепежных элементов. Сущность изобретения: крепежный элемент (КЭ) установлен в резьбовых отверстиях присоединяемой и базовой деталей. В зоне резьбовых отверстий между встречно-обращенными поверхностями деталей выполнена полость глубиной, большей глубины резьбового хвостовика ÊÝ. Диаметр гладкой цилиндрической части КЭ равен среднему диаметру резьбы, а резьба присоединяемой детали выполнена с более чем наполовину усеченным профилем. 1 ил.

C и резьбовый хвостовик 3, резьба 4 которого имеет полный профиль и номинальный ди- 2 аметр d, Полный профиль резьбы 4 получают накаткой на стержне — заготовке диаметром d>, который выбирают равным среднему диаметру резьбы d<>, а более точно, с учетом допуска, диаметру стержня под О накатку из общеизвестных справочных данных, Как до, так и после накатки резьбы 4 гладкую часть 2 винта 1 не подвергают ме- О ханической обработке и ее диаметр равен с ) указанному значению б . Таким образом, винт 1 имеет самую технологичную конструкцию, которая изготавливается самым деюавВ шевым и прогрессивным способом— накаткой.

В присоединяемой детали 5 выполняют отверстие 6, в котором нарезают резьбу 7 с номинальным диаметром d> с неполным профилем. Профиль резьбы определяет значение диаметра dn отверстия 6, которое устанавливают больше среднего диаметра

1784762

" резьбы dcp. Целесообразно диаметр dn ond dc ределлть по формуле d - d — — .

В базовой детали 8 выполняют отвер стие 9; в котором нарезают резьбу 10 с но- 5 минальным диаметром б и с полным профилем. Профиль резьбы 10 определяет значение диаметра d> отверстия 9, которое устайавливают с учетом допуска равным внутреннему диаметру d> резьбы 10. -Значе- 10 ние Диаметра с1 выбирают из общеизвестных справочных данйЬх, " *

Полость 11 между встречнообращенными поверхностями присоединяемой детали

5 и базовой детали 8 в зоне их резьбовых 15 отверстий имеет глубину, большую длины. резьбового хвостовика 3.

Например, элементы резьбовОго соединения для метрической резьбы М5 должны иметь следующие значения. Номинальный 20 диаметр d резьбы 4 винта 1, резьбы 7 присоединяемой детали 5, резьбы 10 базовой детали 8 d = 5,0 мм, Диаметр de гладкой части 2 винта 1—

de = 4,48 мм, более точно с учетом допуска — 25

de = 4,47 мм, диаметр dn отверстия 6 йрисоединяемой детали 5 — dn = 4,8 мм, диаметр д отверстия 9 базовой детали 8 — d = 4,2 мм.

Укаэанное соединение деталей осуще - 30 ствляют следующим образом. . Сначала винт 1 полностью ввинчивают в резьбовое отверстие присоединяемой детали 5, имеющее четверть профиля резьбы, при этом его гладкая часть 2 свободно про- 35 ходит через резьбовое отверстие 6, образуя зазор 12, равный dn - бь = (4,8 мм - 4,47. мм =

=0,33 мм), а затем ввинчивают в резьбовое отверстие базовой детали 8, Так как резьба

4 винта 1 и резьба 10 базовой:детали 8 40 выполнены с полным профилем резьбы, то образуется надежное резьбовое соединение..

При демонтаже указанного резьбового 45 соединения вывинчивают винт 1 из резьбового отверстия базовой детали 8 и отсоединяют от нее присоединяемую деталь 5.

Полость 11 обеспечивает свободное удержание винта 1 внутри резьбового отверстия присоединяемой детали 5, не давая ему ввинчиваться в указанное реэьбовое отверстие, Так как номинальный диаметр d резьбы

4 винта 1 больше диаметра dn присоединяемой детали 5d - dn = (5;0 мм - 4,8 мм = 0,2 мм), то винт 1 надежно удерживается внутри резьбового отверстия присоединяемой детали 5 и может быть извлечен только после дополнительного вывинчивания.

Неполный профиль резьбы присоединяемой детали 5 не влияет на надежность резьбового соединения с базовой деталью

8; так как не участвует в нем.

Использование заявляемого соединения деталей, предупреждающего утерю крепежных элементов при демонтаже, позволит заменить невыпадающие винты по

ГОСТ 10336...10344-80 на стандартные винты, изготовленные накаткой, и за счет исключения механической обработки их гладкой части на 71 снизить стоимость их изготовления. Выполнение неполного про-филя резьбы в присоединяемой детали увеличивает износостойкость метчиков и исключает использовайие смазывающих и охлаждающих средств при ее нарезке.

Формула изобретения

Соединение деталей, предупреждающее утерю крепежного элемента при демонтаже; содержащее базовую и присоединяемую детали, в резьбовых отверстиях которых установлен крепежный элемент, диаметр гладкой цилиндрической части которого равен среднему диаметру резьбы его резьбового хвостовика, при этом резьбовое отверстие присоединяемой детали выполнено с усеченным профилем резьбы, между встречно обращенными поверхностями де- талей в зоне резьбовых отверстий выполнена полость глубиной, большей длины резьбового хвостовика, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения технологичности конструкции, резьбовое отверстие присоединяемой детали имеет менее половины профиля резьбы.

1784762

Составитель А.Даниленко

Техред.М.Моргентал . Корректор р,дрковецкая

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина; 101

Заказ 4354 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5