Способ восстановления изношенных шеек валов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении изношенных шеек валов различного назначения. Цель изобретения - повышение надежности в работе восстановленных шеек. Изношенную шейку вала обрабатывают на заданный размер, изготавливают тонкостенную ременную оболочку, осуществляют фиксацию оболочки относительно шейки вала с помощью лыски, выполненной в шейке вала, и создания соответсвующего утолщения в ремонтной оболочке, получаемого за счет термопластического деформирования составных частей оболочки с последующей их сваркой и обработкой на заданный размер. 2 з. п. ф-лы. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК (я) В 23 P 6/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4209610/63 (22) 13.03,87 (46) 07;01.93, Бюл. N 1 (75) З.С,Дагис (56) Ульман И.E. Ремонт тракторов. — M.:
Машгиз, 1952, С. 246-247, Авторское свидетельство СССР
¹ 1207666, кл. В 23 Р 6/00, 1983. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ШЕЕК ВАЛОВ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении изношенных шеек валов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных шеек валов различного назначения. Известен способ восстановления изношенных шеек валов, согласно которому шейку предварительно протачивают. Стальную ленту, из которой изготавливаются разрезные оболочки, очищают абразивным кругом, затем ленту деформируют в кольцо.
Внутреннюю поверхность оболочки и. поверхность шейки обезжиривают ацетоном и наносят слой клея.
Оболочку устанавливают на шейку и в зоне стыка под оболочку вводят тонкий слой стеклоткани или другого тканого материала, способного выдержать высокую температуру. Оболочку поджимают к валу, стыки оболочки сваривают между собой. Стеклоткань исключает возможность приварки кольца к
„„ /„„1785862 Al различного назначения, Цель изобретения— повышение надежности в работе восстановленных шеек. Изношенную шейку вала обрабатывают на заданный размер, изготавливают тонкостенную ременную оболочку, осуществляют фиксацию оболочки относительно шейки вала с помощью лыски, выполненной в шейке вала, и создания соответсвующего утолщения в ремонтной оболочке, получаемого за счеттермопластического деформирования составных частей оболочки с последующей их сваркой и обработкой на заданный размер. 2 з. и, ф — лы, 1 ил. валу, После сушки клея наружную поверхность обрабатывают.
Этот способ имеет следующие недостатки, При разрушении слоя клея ремонтная оболочка не имеет фиксации от проворачивания на шейке. Слой клея уменьшает теплопроводность и увеличивает температуру шейки в зоне трения, Слой стеклоткани, расположенный под оболочкой в зоне стыка, увеличивает зазор между оболочкой и шейкой, Поэтому усадка сварного шва недостаточна для образования натяга и создания плотного прилегания оболочки к шейке, Наиболее близким к изобретению является способ восстановления изношенных шеек, согласно которому изношенные шейки обрабатываются шлифованием. Изготавливаются ремонтные оболочки, которые подвергаются термообработке (закалке и отпуску). После термической обработки внутренняя поверхность оболочки вновь
1785862
25
30 обработкой) зону шва эачищают абразив45
55 прошлифовывается. На ремонтной оболоч. ке изготавливаются фаски под углом 45 для последующей электросварки. Оболочки жестко притягиваются к шейкам с помощью струбцин. Место сварки предварительно 5 подогревают до 150-200 С. Сварка производится электродуговым способом, после чего ремонтные оболочки по наружному диaMetpy шлифуются и полируются.
Недостатки способа заключаются в следующем. Прочность соединения стыков тонкостенных оболочек недостаточна.
Возможно оболочка не имеет фиксации от проворачивания на шейке.
Цель изобретения — повышение надеж- 1 ности шеек в работе.
Поставленная цель достигается тем, что по способу восстановления изношенных шеек валов, включающему обработку изношенной шейки вала, установку на шейку со- 2 ставных ремонтных оболочек, под>катые их шейкам и сварку стыков, осуществляют фиксацию ремонтной оболочки относительно шейки вала путем создания в шейке вала лыски перед сваркой оболочек и соответствующего утолщения в ремонтной оболочке, получаемого за счеттермопластического де- формирования составных частей оболочки с последующей из сваркой и обработкой на заданный размер.
На чертеже схематически показан пример восстановления изношенной шейки вала, при этом приняты следующие обозначения:
1 — шейка вала; 3
2 и 3 — составные части 1 ремонтной оболочки;
4- сварные швы;
Ф вЂ” диаметр шейки вала, подготовленной к восстановлению; 4
dz — диаметр оболочки с шейкой после сборки;
ta — толщина заготовки сектора оболочки после обработки внутренней поверхности;
dH- номинальный диаметр шейки после восстановления; — толщина оболочки на восстановленной шейке:
h — глубина лыски.
Способ восстановления изношенных шеек осуществляется следующим образом.
Определяют по эпюре сил, действующих на шейку, или по величине одностороннего износа участок шейки, в котором действуют наименьшие напряжения. На указанном участке устанавливают фиксирующий элемент в виде лыски путем шлифования, фрезерования и т, и, На стальной, ленты или листового проката изготавливают заготовки оболочек, производят их гибку и закалку.
Обрабатывают внутреннюю поверхность оболочки, например, шлифованием на заданный размер, устанавливают ремонтную оболочку на шейку, стыки оболочки размещают над средней частью углубления. При помощи кольцевых секторов прижимного приспособления оболочку прижимают с заданным усилием к шейке. Разделка кромок, зазор в стыке и режим сварки должны обеспечивать полное расплавление оболочки и сварку стыков без их приварки к шейке.
Осуществляют нагрев оболочки в зоне стыков до 700 — 800 С, За-.ем при помощи наставки, молота или пресса оболочки деформируют по форме лыски; Затем пока оболочки находятся в горячем состоянии, производят сварку их сты ков. Снимают прижимное приспособление. Если требуется создать увеличенный натяг оболочкой и шейкой, задают разницу температур между оболочкой и шейкой.
После сварки стыков оболочек шейки обрабатывают на номинальные размеры.
Если к надежности шеек валов предьявляются повышенные требования, или в 30нах стыков в шейках расположены маслопроводящие каналы подшипников сколь>кения, после сварки стыков, (перед их ным кругом, изготавливают отверстие в оболочке, соосное с маслопроводящими каналами. В маслопроводящие каналы устанавливают пробки. Очищают поверхности в зазоре в зоне стыка и вводят под давлением между оболочкой и шейкой герметизирующее вещество (клей, легкоплавки припой и т. д.).
После обработки шаек с оболочками на номинальный разрез в зоне стыков и шва толщина оболочки на величину углубления, Поэтому зона стыков имеет увеличенную прочность, а восстановленный вал повышенную надежность; Лыски на шейке вала и изгиб оболочки в зоне лыски создают некруглое профильное соединение. В результате исключается возможность вращения и перемещения оболочек вокруг шеек при ослаблении осадки. Опытным путем установлено, что высоту лыски h необходимо выбирать в зависимости оттолщины оболочки 1:
h=k й.
Коэффициент "k" задают в пределах 0,3-0,8.
Способ позволяет повысить надежность восстановленных шеек валов в процессе эксплуатации, Формула изобретения
1. Способ восстановления изношенных шеек валов, включающий обработку изно1785862 последующей их сваркой и обработкой на заданный размер.
Составитель Т. Зайцева
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор 0, Густи..с
Редактор Н. Рожкова
Заказ 217 Тира>к Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, >К-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 шенной шейки вала, установку на шейку составных ремонтных оболочек, поджатие их к шейкам и сварку стыков, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы шеек, осуществляют фиксацию оболочки относительно шейки вала путем создания в шейке вала перед сваркой оболочек лыски и выполнения соответствующего утолщения в ремонтной оболочке, получаемого за счет термо пластического деформирования составных частей оболочки с
2. Способ по и. 1, отл и ч а ю щи йс я
5 тем, что стыки составных частей ремонтных оболочек располагают над лысками в шейках.
3. Способ по и. J, отличающийся тем, что высоту лыски в шейках под фиксирующие утолщения ремонтных оболочек вы10 бирают в пределах от 0,3 до 0,8 толщины ремонтной оболочки.