Парусное плавсредство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: относится к судостроению , преимущественно к парусному вооружению гоночных яхты. Сущность: для уменьшения крепящего момента при ходе острыми курсами мачта-крыло выполнена из двух частей - верхней 9 и нижней 7, - соединенных универсальным шарниром 8, Нижняя часть 7 установлена на палубе 5 также при помощи универсального шарнира 6. Оси обоих шарниров снабжены приводами 10 механизмов поворота. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) () () (sr)s. В 63 Н 9/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) "0БЮ3 "
rg <)ggi 1,, .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4904747/11 (22) 22.01.91 (46) 07.01.93. Бюл. t4 1 (71) Казанский авиационный институт им.А.Н.Туполева (72) В.И.Точилкин, M.È.Ìàêçðoâ, Ш,Р.Муртазин и.Ю.В,Виноградов (56) Ж. Катера и яхты. 1989, М 5, Л.:Судостроение, с.56-57 (вкладыш), (54) ПАРУСНОЕ ПЛАВСРЕДСТВО (57) Использование: относится к судостроению, преимущественно к парусному вооружению гоночных яхты. Сущность: для уменьшения крепящего момента при ходе острыми курсами мачта-крыло выполнена из двух частей — верхней 9 и нижней 7,— соединенных универсальным шарниром 8, Нижняя часть 7 установлена на палубе 5 также при помощи универсального шарнишарниров снабжены привоизмов поворота. 1 ил.
1785950. Изобретение относится к судостроению, к парусным плавсредствам, преимущественно к парусным гоночным яхтам.
Известны парусные суда, в которых для повышения остойчивости при ходе острыми курсами используется балласт. Такие суда из-за наличия балласти тяжелы и обычно тихоходны.
Известны гоночные яхты-шверботы, в которых в качестве перемещаемого балласта используют полезный груз-экипаж. Такие суда недостаточно остойчивы.
Известна одна из разновидностей шверботов — парусная доска, выбранная за прототип, содержащая парус в виде мачтыкрыла, поворотной и наклоняемой относительно шарнира на ее нижнем конце, размещенного на палубе, на днище корпуса .смонтирован плавниковый киль-шверт, Хотя для повышения остойчивости парусной доски дополнительно к перемещае— мому балласту (экипажу) на ней используется масса мачты-крыла, наклоняемой на ветер, парусная доска также обладает недостаточной остойчивостью.
Цель изобретения — уменьшение качки от крепящего момента при острых курсовых углах.
Поставленная цель достигнута за счет того, что парусное плавсредство содержит парус в виде мачты-крыла, поворотной и наклоняемой относительно шарнира на ее нижнем конце, размещенного на палубе, на днище корпуса смонтирован плавниковый киль-шверт, Новым является то, что мачта-крыло выполнена с верхней дополнительной мачтойкрылом, средняя часть которой универсальным шарниром связана с верхней частью основной мачты-крыла. При этом вертикальная ось этого универсального шарнира расположена у передней кромки дополнительной мачты-крыла вдоль его размаха. Технические решения с подобным сочетанием признаков авторам неизвестны. Повышение остойчивости достигнуто за счет более эффективного использования веса наклоняемой мачты-крыла для открепле. ния яхты. Шарнирное сочленение двух частей мачты крыла позволяет выносить за борт больший вес ее на большем плече, тем самым повышать остойчивость, При этом верхняя часть мачты-крыла может сохранять вертикальное положение, т,е. часть парусности может работать с наибольшей эффективностью, а крен яхты сохранять ну левым, что при вертикальном положении киль-шверта, позволяет яхте иметь минимальное сопротивление движению вперед и обеспечивает минимальный дрейф ее под ветер, т,е. повышается общая эффективность яхты в сочетании парус-корпус-киль (шверт).
На чертеже показана схема устройства предлагаемого парусного плавсредства— гоночной яхты-швербота.
Гоночная яхта содержит корпус 1, на днище 2 которого установлены плавниковый киль (шверт) 3 и поворотный руль 4. На нира 6 крепят нижний конец нижней части
7 мачты-крыла с возможностью поворота вокруг оси (Y1-Y>), проходящей ближе к передней кромке вдоль размаха и с возможностью наклона нижней части 7 мачты-крыла
15 (вокруг оси X> — Х1) на левый и правый борты, К верхнему концу нижней части 7 при помощи универсального шарнира 8 прикреплена середина передней кромки верхней части 9
20 мачты-крыла с возможностью поворота вокруг оси (Yz-Уг), проходящей ближе к передней кромке и вдоль размаха верхней части
9 мачты-крыла и с возможностью наклона ее относительно оси (У1-У1) нижней части 7 мачты-крыла влево и вправо. Оси обоих 6, 8 . универсальных шарниров соединены с приводами механизмов 10 поворота. устройство работает следующим образом. При ходе яхты острыми курсами обе
30 части мачты-крыла — верхнюю 9 и нижнюю
7 — при помощи механизмов 10 поворота поворачивают вокруг вертикальных осей
У -Yz и Y< — Y>, устанавливая для каждой части 7, 9 оптимальный угол атаки. При усилении ветра и возникновении крена на один
35 борт при помощи других механизмов 10 поворота нижнюю часть 7 мачты-крыла, поворачивая вокруг горизонтальной оси Х -Х, наклоняют на ветер, тем самым компенси40 руя крепящий момент весом наклоняемой мачты-крыла, В данной конструкции появляется возможность увеличивать вес выносимого рангоута. Для этого верхнюю часть 9 мачты-крыла вращают вокруг горизонтальной оси (Х -Xz) в сторону, противоположную наклону нижней части 7 мачты-крыла, до вертикального положения. При этом верхняя часть 9 мачты-крыла работает в наиболее выгодных аэродинамических условиях.
50
При смене галса те же операции производят на другом борту.
Формула изобретения
Парусное плавсредство, преимущественно гоночная яхта, содержащее парус в
55 виде мачты-крыла, поворотной и наклоняемой относительно шарнира на ее нижнем конце, размещенного на палубе плавсредства, на днище корпуса которого смонтирован плавниковый киль-шверт, о т л и ч а ю10 палубе 5 при помощи универсального шар1785950
Составитель В. Точилкин
Редактор Б, Федотов Техред М.Моргентал Корректор Н. Ревская
Заказ 221 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 щ е е с я тем, что, с целью уменьшения качки от крепящего момента при острых курсовых углах, мачта-крыло выполнена с верхней дополнительной мачтой-крылом, средняя часть которой универсальным шарниром связана с верхней частью основной мачтыкрыла, при этом вертикальная ось этого универсального шарнира расположена у передней кромки дополнительной мачты5 крыла вдоль его размаха.