Рабочее колесо центробежного насоса канального типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в направлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образуют межлопастные тракты канального типа и имеют центральные и периферийные рабочие поверхности, сопряженные между собой под тупым углом. Линия сопряжения смещена от периферии к центру на 3-15% от радиуса колеса. Периферийная рабочая поверхность м.б, выполнена плоской или в виде криволинейной поверхности второго порядка, обращенной выпуклостью к периферии колеса. Угол наклона центральной рабочей поверхности лопасти в зоне сопряжения равен 25-60. 3 з.п.ф-лы; 2 ил. .
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 F 04 D 29/24
ГОСУДА P CT8E ННОЕ ПАТЕ НТ НОЕ ведомство сссР (ГOCllATEHT СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4859617/29 (22) 17,08.90 (46) 07,01,93. Бюл. ¹ 1 (71) Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (72) П, P.ÕëoïåíêoB, А.В. Краснов, Б.В.Ухин и Н.К.Зайцева (56) Патент Франции ¹ 690118, „ "" кл. F 04 0 29/22, опублик. 1955, (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО
НАСОСА КАНАЛЬНОГО ТИПА (57) Сущность изобретения: установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в наИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в центробежных грунтовых насс сах.
Известно рабочее колесо центробежного насоса канального типа, включающее установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в направлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образующие межлопастные тракты канального типа и имеющие центральные и периферийные рабочие поверхности, сопрям<енные между собой под тупым углом, У такого колеса вырез в периферийной поверхности очерчен на большей ее части по дуге окружности и» цен,ра колеса, что приводит к двум отрицательным последствиям — эта часть периферийной поверхности не оказывает энергетического воздействия на поток и, вследствие этого, не участвует в выравнивании поля скс ростей потока на выходе из колеса, что привод. т к потере КПД и напора, а такм<е к сохранению высокого уровня пульсаций потока в отводе насоса, Ы1„„1786295 А1 правлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образуют межлопастные тракты канального типа и имеют центральные и периферийные рабочие поверхности, сопряженные между собой под тупым углом. Линия сопряжения смещена от периферии к центру на 3-150, от радиуса колеса. Периферийная рабочая поверхность м.б. выполнена плоской или в виде криволинейной поверхности второго порядка, обращенной выпуклостью к периферии колеса. Угол наклона центральной рабочей поверхности лопасти в зоне сопряжения равен 25 — 60, 3 э.п.ф-лы; 2 ил. аналогичного известным грунтовым насосам с канальными колесами известных типов, Цель изобретения — повышение КПД и д напора, а также снижение уровня шума и увеличение ресурса насоса, Для достижения поставленной цели ли- @О ния сопряжения центральной и периферийной поверхностей каждой лопасти смещена M от периферии к центру на 3 — 15% от радиуса 0 колеса, При этом периферийная рабочая по- (Л верхность может быть выполнена плоской или в виде криволинейной поверхности второго порядка, обр;.щенной выпуклостью к
-мй периферии колеса, а угол наклона центральной рабочей поверхности лопасти в зоне сопряжения с периферийной рабочей поверхностью выбирается равным 25 — 600.
На фиг.1 показано рабочее колесо, разрез; на фиг,2 — данные экспериментальной проверки..
Рабочее колесо включает диски 1, лопасти с центральной рабочей 2, тыльной 3 и
1786295
3 периферийной рабочей 4 поверхностями, а также межлопастные тракты канального ти- . па.
Рабочее колесо центробежного насоса канального типа работает следующим обра- 5 зом, Поток перекачиваемой жидкости поступает в межлопастные тракты 5 и движется от центра к периферии колеса. 3а счет примерно равнозначных величин площадей се- 10 чений трактов 5 в направлении движения потока на участке центральной рабочей поверхности 2 и отсутствия вихревых зон в прилегающих к тыльной поверхности 3 лопастей участках обеспечивается прираще- 15 ние напора с увеличенным КПД.
Плавное воздействие на поток всеми участками периферийной поверхности 4 flOпастей устраняет струйные режимы неравномерного выброса потока из рабочего 20 колеса в отвод насоса, что способствует резкому уменьшению вихреобразования и снижению скорости потока на переходном участке между колесом и отводом. А за счет значительного уменьшения углов наклона 25
Д периферийной поверхности 4 по сравне.нию с углом наклона Д центральной поверхности 2 - увеличивается потенциальная составляющая приращения напора на этом участке, и за счет этого допол- 30 нительно снижаются скорости движения потока на переходном учаСтке между колесом и отводом.
Благодаря перечисленным конструктивным особенностям улучшена гидродина- 35 мика отвода насоса с колесом канального типа и, соответственно, увеличен КПД насоса в целом. Зэ счет снижения скоростей движения потока в отводе и большей их равномерности уменьшены пульсация потока и уровень шума, а за счет уменьшения интенсивности абразивного износа поверхностей колеса и отвода увеличен ресурс насосов, перекачивающих жидкости с абразивными включениями, Формула изобретения
1. Рабочее колесо центробежного насоса канального типа, включающее установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в направлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образующие межлопастные тракты канального типа и имеющие центральные и периферийные рабочие поверхности, сопряженные между собой под тупым углом, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения КПД и напора, а также снижения уровня шума и увеличения ресурса, линия сопряжения центральной и периферийной поверхностей каждой лопасти смещена от периферии к центру на 3 — 15 g, от радиуса колеса.
2. Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я, тем, что периферийная рабочая поверхность выполнена плоской.
3, Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что периферийная рабочая поверхность выполнена в виде криволинейной поверхности второго порядка, обращенной выпуклостью к периферии колеса.
4. Колесо по пп.1 — 3, отл и ч а ю щ е ес я тем, что угол наклона центральной рабочей поверхности лопасти в зоне сопряжения с периферийной рабочей поверхностью равен 25-60 .
1786295 о Л с c) ca л4 е4
Составитель П. Хлопенков
Редактор С. Кулакова Техред М.Моргентал Корректор Л,Филь
Заказ 238 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113G35, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
X о .Е
«й съ о о г—
° ъф
Е g
С) х к
О О о OQ
tl
Вj й.
° К
Ю
Е св с
Cl
Е д
«Ю