Гидростатическая червячно-реечная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении . Цель изобретения - повышение нагрузочной способности передачи при больших скоростях перемещения за счет уменьшения утечек масла и повышение технологичности . Передача содержит рейку 1, взаимодействующую с ней червяк 2 с маслоподводящими каналами 3, связанными с маслораспределителем 4. Маслораспределител ь 4 состоит из двух кон центричных втулок - наружной 5 и внутренней 6, установленных неподвижно одна относительно другой. Внутренняя втулка б уста
СО!ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 25/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
93МЮ36М.,:ИЛВ 7Б@ЧЦЮ1 .ГЧй1 &41.
1 (21) 4784275/28 (22) 1.8.01.90 (46) 07.01,93. Бюл, N 1 (71) Ульяновское головное специальное конструкторское бюро тяжелых и фрезерных станков (72) В.И,Сорокин и Н.Д.Михайлов (56) Авторское свидетельство СССР ¹
1709148, кл. F 16 Н 25/20, решение о выдаче от 25.12.90
Авторское свидетельство СССР ¹
741007, кл. F 16 Н 1/16, 1978. (54) ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ЧЕРВЯЧНО-РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА
„„5U„, 1786321 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении. Цель изобретения —. повышение нагрузочной способности передачи при больших скоростях перемещения за счет уменьшения утечек масла и повышение технологичности. Передача содержит рейку 1, взаимодействующую с ней червяк 2 с маслоподводящими каналами 3, связанными с маслораспределителем 4. Маслораспределитель 4 состоит из двух кон центричных втулок — наружной 5 и внутренней 6, установленных неподвижно одна относительно другой. Внутренняя втулка 6 уста1786321
40 новлена с зазором на гладком цилиндриче-. ском участке червяка 2, Внутренняя втулка 6 выполнена из бронзы, а наружная втулка 5 — из стали. На поверхности со,пря>кения наружной втулки 5 с внутренней втулкой 6 выполнены кольцевые канавки 7 и 8, сообщающиес с разгруИзобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в станкостроении, Известна гидростатическая червячнореечная передача. содержащая рейку, взаимодействующий с ней червяк и связанный с подводящими каналами маслораспределитель, причем, на сопрягаемой с червяком поверхности маслораспределителя в центре выполнен один питающий карман, связанный с общим для обеих сторон витков червяка подводящими каналами.
Недостатком этой передачи. является, низкая нагрузбчная характеристика на больших скоростях перемещения из-за больших утечек масла в зазоре между червяком и маслораспределителем. Это вызвано тем, что диаметр маслораспределителя увеличивается под действием давления, создаваемого в питающих карманах, а следовательно, увеличивается и зазор, Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является гидростатическая червячно-реечная передача, принятая за прототип, содержащая рейку с боковыми карманами, взаимодействующий с ней червяк, на боковых поверхностях витков которого выполнены карманы с радиальными каналами, вал червяка, имеющий осевую расточку, и расположенный в ней маслораспределитель с осевыми маслоподводящими каналами. На маслораспределителе выполнены сообщающиеся маслосборные кольцевые канавки и разгрузочные карманы расположенные диаметрально противополо>кно питающим карманам.
Недостатком такой передачи является внутреннее расположение маслораспределителя. При повышении температуры передачи происходит уменьшение зазора червяк-маслораспределитель, Во избежание заклинивания увеличивают зазор червяк-маслораспределитель, что, с вою очередь, резко увеличивает утечки масла и уменьшает нагрузочную характеристику передачи при разных скоростях перемещения, 5
30 зочными карманами 9 и 10. Давление, сОздаваемое в карманах 9 и 10, уравновешивается давлением в канавках 7 и 8, и размер внутренней втулки 6 в радиальном направлении не увеличивается, В результате зазор между червяком 2 и втулкой 6 остается неизменным, 1 ил.
Другой существенный недостаток данной передачи — трудность обработки контроля геометрии и шероховатости повер:",íîñòè отверстия вала червяка„что приводит к нестабильным характеристикам маслорасп ределителя, Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи при больших скоростях перемещения за счет уменьшения утечек масла и повышения технологичности.
Указанная цель достигается тем, что в . гидростатической червячно-реечной передаче, содержащей рейку, взаимодействующий с ней червяк с маслоподводящими каналами и маслораспределитель с разгрузочными и питающими карманами, последние из которых сообщены с маслоподводящими каналами червяка, маслораспределитель выполнен в виде установленных неподвижно одна относительно другой двух концентричных втулок, внутренняя из которых установлена с зазором на гладком цилиндрическом участке червяка, питающие и разгрузочные карманы расположены во внутренней втулке на ее соответствующих противоположных внутренних стенках, а в наружной втулке выполнены кольцевые канавки, сообщающиеся с соответствующими разгрузочными карманами, причем, внутренняя втулка выполнена из бронзы, а наружная — из стали, Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что данное изобретение отличается тем, что маслораспределитель выполнен в виде установленных неподвижно одна относительно другой двух концентричных втулок, внутренняя из которых установлена с зазором на гладком цилиндрическом участке червяка, питающие и разгрузочные карманы расположены во внутренней втулке, на ее соответствующих противоположных внутренних стенках, а в наружной втулке выполнены кольцевые канавки, сообщающиеся с соответствующими разгрузочными карманами, причем внут1.786321
Составитель Л.Рейзбих
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор М,Ткач
Редактор
Заказ 240 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ренняя втулка выполнена из бронзы, а наружная — из стали.
На чертеже изобра>кена гидростатическая червячно-реечная передача, разрез.
Гидростатическая червячно-реечная пе- 5 редача содержит рейку 1, взаимодействующий с ней червяк 2 с маслоподводящими каналами 3, связанными с маслораспределителем 4. Маслораспределитель 4 состоит из двух концентричных втулок — наружной 5 10 и внутренней 6, установленных неподвижно одна относительно другой. Внутренняя втулка 6, в свою очередь, установлена с зазором на гладком цилиндрическом участке червяка 2. Внутренняя втулка 6 может быть, 15
;, выполнена например, из бронзы и иметь небольшую толщину, а наружная — из более прочного материала, например, стали. В наружной втулке 5 на поверхности сопряжения с внутренней втулкой 6 выполнены кольцевые ка- 20 навки 7 и 8, сообщающиеся с соответствующими разгрузочными карманами 9 и 10, расположенными во внутренней втулке 6, на ее соответствующих внутренних стенках. На внутренней повер- 25 хности втулки 6 расположены питающие карманы 11 и 12, связанные маслоподводящими каналами 13 с источником питания (на чертеже не показан).
Передача работает следующим абра- 30 зом.
Масло от источника питания по каналам
13 подается в питающие карманы 11 и 12 и разгрузочные карманы 9 и 10 маслораспределителя 4, Из разгрузочных карманов 9 и 35
10 масло попадает соответственно в кольцевые канавки 7 и 8, Под действием давления, создаваемого в питающих карманах 11 и 12 и разгрузочных карманах 9 и 10, внутренняя
40 втулка 6 стремится увеличиться в радиальном направлении, а под действием давления, создаваемого в кольцевых канавках 7 и
8 уменьшится, Следовательно, в результате равенства давлений со стороны карманов 9 — 12 и кольцевых канавок 7 и 8 на внутреннюю втулку 6, ее размеры в радиальном направлении останутся неизменными. Зазор между червяком 2 и втулкой 6 не увеличится, а следовательно, и утечки масла будут меньше, 3а счет уменьшения утечек масла по сравнению с прототийом повышается нагрузочная характеристика передачи, Формула изобретения
Гидростэтическая червячно-реечная передача, содержащая рейку, взаимодействующий с ней червяк с маслоподводящими каналами и маслораспределитель с разгрузочными и питающими карманами, последн ие из которых сообщены с маслоподводящими каналами червяка, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передачи при больших скоростях перемещения за счет уменьшения утечек масла и повышения.технологичности, маслораспределитель выполнен в виде установленных неподвижно одно относительно другой двух концентричных . втулок, внутренняя из которых установлены с зазором на гладком цилиндрическом участке червяка, питающие и загрузочные карманы расположены во внутренней втулке на ее соответствующих противоположных внутренних втулках, а в нару>кной втулке. выполнены кольцевые канавки, сообщающиеся в соответствующими разгрузочными карманами, причем внутренняя втулка выполнена из бронзы, а наружная — из стали,