Способ определения собственных частот колебаний лобовых частей обмотки статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: прием частотно-манипулированных сигналов в системах передачи дискретной информации. Сущность изобретения: приемник содержит смесители 1 и 2, высокочастотный генератор 3, фазовращатель 4, фильтры 5 и 6 нижних частот, ограничители 7 и 8. решающий блок 9, дешифратор 10, 1 анализатор 11 наличия сигнала . Повышение помехоустойчивости достигается путем защиты от ошибок первого рода за счет запрета расшифровки команд выходного сигнала при отсутствии сигнала манипулированной по частоте информационным потоком несущей на входе, Приемник может отличаться выполнением анализатора 11 наличия сигнала. 1 з.п. ф-лы, 3 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s Н 02 К 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (0с

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4806373/07 (22) 26.03.90 (46) 07.01.93. Бюл, М 1 (75) С,А.Макидонский . (56) Жимолохов О,М. и др. Вибрационные исследования турбогенератора ТГВ-500 усовершенствованной конструкции. Сборник "Труды ВНИИЭ", 1977, вып. 53, стр.

27 — 34.

Ф .(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ЧАСТОТ КОЛЕБАНИЙ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ (57) Сущность изобретения: для определения собственных частот колебаний снимают спектрограммы вибрации лобовой части и

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности, к испытаниям электрических машин.

Собственные частоты колебаний лобовых частей чаще всего определяются путем фиксирования их совпадения с частотой воздействующей силы (резонанса) по увеличению общего уровня вибрации при возбуждении колебаний обмотки инерционными силами в режиме холостого хода, Недостатком этого способа является ограниченный частотный диапазон исследований (до синхронной частоты вращения), а также низкая точность, т.к. за собственную частоту лобовых частей может быть принята собственная частота колебаний другого узла электрической машины (например, сердечника).,,5U„„1786601 А1 корпуса в месте выхода обмотки их паза при температуре 01, определяют частоту fi, при которой уровень вибрации лобовой части имеет максимум и не менее в 1,5 раза выше уровня вибрации корпуса, быстро нагревают обмотку не менее чем на 20 С, снова снимают спектрограмму вибрации лобовой части и, в случае смещения максимума спектрограммы вибрации лобовой части в область более низких частот, делают вывод о том,. что при температуре 01 собственная частота колебаний лобовых частей равна f>.

Изобретение обеспечивает расширение диапазона определяемых частот и повышение точности. 2 ил.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение точности.

Сущность изобретения заключается в следующем.

При работе электрической машины на холостом ходу колебания лобовых частей вызываются в основном инерционными силами от сердечника статора. В колебаниях сердечника присутствует множество частот, с которыми он воздействует на лобовые части. При совпадении одной из этих частот с собственной частотой лобовых частей возникает резонанс, при котором амплитуда колебаний лобовых частей значительно превысит амплитуду колебаний корпуса машины. При нагреве жесткость обмотки снизится, что приведет к снижению собственных частот лобовых частей, т.к, частота колебаний прямо пропорциональна жестко1786601 т сти, Если нагрев осуществлять быстро, то собственные частоты других частей машины не изменятся, а следовательно, не изменится и спектрограмма вибрации корпуса.

Спектрограмма же вибрации лобовых час- 5 тей изменится, причем если максимум спектрограммы соответствует собственной частоте лобовых частей, он после нагрева сместится в область более низких частот.

На фиг, 1 приведена схема измерений 10 по описываемому способу; на фиг. 2 — спектрограммы вибрации лобовых частей и корпуса.

Способ был использован для определения первой собственной частоты лобовых 15 частей асинхроннбто двйгателя мощностью

11 кВт и частотой вращения 3000 об/мин, Вибрация лобовых частей (фиг. 1) измеря лась.с помощью анализатора спектра 2113 фирмы Брюль и Къер 1 в комплекте со штат- 20 ным акселерометром 2 и щупом 3, который опускался на лобовую часть двигателя 4.

Температура фиксировалась по потенциометру 5 типа ЗПП вЂ” 09M с хромель-копеле"вой термопарой 6, установленной в лобовые 25 части, На фиг. 2 показаны спектрограммы вибрации лобовой части при температуре .41 С (сплошная линия) и 62 С (пунктирная), а также спектрограмма вибрации корпуса (штрихпунктирная линия}. Хорошо видно, 30

\ что максимум вибрации, расположенный при температуре обмотки 41 С на частоте около 500 Гц, при нагреве сместился к частоте примерно 315 Гц.

Формула изобретения

Способ определения собственных частот колебаний лобовых частей обмотки статора электрической машины, при котором в режиме холостого хода контролируют вибрацию лобовых частей, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения диапазона, в котором могут быть определены собственные частоты колебаний, и повышения точности,-для контроля вибрации снимают спектрограммы вибрации лобовой части и корпуса в месте выхода обмотки из паза при температуре 0>, определяют частоту f>, при которой уровень вибрации лобовой части имеет максимум и не менее чем в 1,5 раза выше уровня вибрации корпуса, быстро нагревают обмотку не менее чем на 20 С, снова снимают спектрограмму вибрации лобовой части и в случае смещения максимума спектрограммы вибрации лобовой части в области более низких частот, делают вывод о том, что при температуре д собственная частота колебаний лобовых частей равна f<.

1786601

50 й? ЕсУ Ю" ЛТ gN 3/5 ..Ж"Р 5СР Ю /РР, Гч

Составитель С.Макидонский

Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор И,Шмакова

Редактор Л.Пигина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 254 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5