Электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование в электроприводах подъемно-транспортных машин. Сущность изобретения заключается в том, что в начале пуска одна из двух не вывернутых фаз статора подключается не к линейному, а к нулевому проводу. При использовании привода в крановых механизмах в устройстве предусмотрен тормозной электромагнит 13. 1 ил....
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 1/26
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4826946/07 (22) 21.05.90 (46) 07.01.93. Бюл, ¹ 1 (71) Днепропетровский инженерно-строительный институт (72) А.И.Танатар, В.И.Прокопенко, А.В.Карпенко и О.В.Скрипка . (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 830623, кл. Н 02 P 1/26, 1984.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1418877, кл. Н 02 P 1/26, 1987.
Изобретение относйтся к области электротехники, преимущественно к области электропривода подъемного-транспортных машин, отличающихся большим приведенным зазором в передачах (например, в механизмах поворота башенных кранов).
: Известно устройство для безударного пуска асинхронного двигателя с тиристорным коммутатором в статорной цепи, состоящее из блока управления, формирователя . напряжения, эмиттерного повторителя, резисторов.
Недостатком такой системы является сложность и недостаточная надежность.
Известно также устройство в котором с целью уменьшения динамических нагрузок в передачах используется тиристорный коммутатор в цепи статора двигателя, блок первоначального и окончательного пуска, датчик состояния тиристоров, RS-триггеров, а также пороговых схем.
Недостатком этого gjcTpoAGTBB, наряду с пониженной надежностью, является низкое быстродействие и возможность сбоя коммутации между блокам первоначального и окончательного пуска. Наиболее близким по техническому решению является устрой„„5U „„1786624 А1 (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Использование в электроприводах подъемно-транспортных машин, Сущность изобретения заключается в том, что в начале пуска одна из двух "не вывернутых" фаз статора подключается не к линейному, а к нулевому проводу. При использовании привода в крановых механизмах в устройстве предусмотрен тормозной электромагнит 13, 1 ил, ство для управления процессом пуска ко- Я роткозамкнутого асинхронного двигателя, содержащее командоконтроллер,два ревер- сирующих контактора,контактор для переключения одной фазы статора двигателя, реле времени и однофазный выпрямительный мост с четырьмя диодами.
В этом устройстве в начале пуска обмотка статора подключается к трем линейным проводам, при чем у одной из фаз (напри- 4 мер, третьей) меняются местами начало и Q9 конец обмотки..При этом двигатель начина- О, ет вращаться с пониженной скоростью, не- Ос, обходимой для выбора зазоров в передачах.
По окончании этого процесса начало и ko- p нец третьей фазы статора меняются местами и двигатель начинает работать с номинальной скоростью в заданном на- .4 правлении. Недостатком этого устройства являются повышенные потери энергии в двигателе, обуславливающие интенсивный нагрев, что может привести к его преждевременному выходу иэ строя. Для предотвращения преждевременного выхода из строя в схеме предусмотрено реле времени, размыкающее цепь питания схемы управления электроприводом, 1786624
Целью настоящего изобретения является повышение надежности работы привода и снижение расхода электроэнергии, за счет того, что в начале пуска одна из двух "не вывернутых" фаз статора подключается не к линейному, а к нулевому проводу, На чертеже показан предлагаемый злектропривод.
В электропривод, содержащий асинхронный электродвигатель 1 с короткозамкнутым ротором, включейы два контактора направления вращения " вперед" 2 "назад"
3 с двумя замыкающими главными контактами в статорной цепи двигателя и двумя размыкающими блок-контактами в цепях управления, двух контакторов 4 и 5 для переключения обмотки статора с тремя главными замыкающими контактами у каждого, двух сдвоенных кнопок пуска 6 и 7 в цепях катушек контакторов направления "Вперед" 6 и "Назад" 7, кнопки "стоп" в цепях катушек контакторов направления вращения, два реле напряжения 9 и 10, катушки которых подключены к питающей сети через замыкающиеся контакты кнопок пуска "вперед" 6 и"назад" 7 (катушка реле 10) и через размыкающиеся контакты реле времени 11 (катушка реле 9),.катушка которого подключена к выходу четырехплечего выпрямительного моста 12 через размыкающиеся блок-контакты контакторов направления вра щения "Вперед" 2 и "Назад" 3.
При использовании привода в крановых механизмах в устройстве предусмотрен тормозной электромагнит 13, Формула изобретения
Злектропривод, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, первый контактор с катушкой и двумя замыкающими контактами, два контактора направления вращения "Вперед и Назад" с катушкой, двумя замыкающими и размыкающими контактами каждый, - реле времени с катушкой и размыкающим контактом, выключатель, выпрямительный четырехплечий мост, выводы по переменному току которого подключены к выключателям, катодный вывод выпрямительного четырехплечего моста подключен к одному выводу катушки реле времени, вывод размыкающего контакта реле времени подключен к выключателю линейного провода, одни выво- ды катушек контакторов направления вращения "Вперед" и "Назад" подключены к одним выводам размыкающих контактов противоположных контакторов, другие их выводы соединены с одним выводом катушки первого контактора и подключены к выключателю первой фазы источника питания, начало первой фазы статорной обмотки через первый замыкающий контакт первого контактора соединено с концом второй фазы, начало которой через первые замыкающие контакты контакторов направления вращения
"Вперед" и "Назад" соответственно предназначено для подключения к второй и третьей фазам источника питания, одни выводы вторых замыкающих контактов контакторов направления вращения "Вперед и Назад" предназначены для подключения к первой второй фазам источника
10 питания, конец первой фазы подключен к седьмому выводу второго замыкающего контакта первого контактора, концы второй и третьей фаз соединены между собой, отличающийся тем, что, с целью
15 повышения надежности и снижения энергозатрат, в него введены кнопка "Стоп", кнопки "Вперед" и "Назад" с двумя замыка20 ющими контактами каждая, второй контактор с катушкой и тремя замыкающими контактами, первое реле напряжения с катушкой и двумя замыкающими и двумя размыкающими контактами, второе реле напряжения с катушкой и размыкающим . контактом, тормозной электромагнит с катушкой, а контакторы направления враще25 ния "Вперед" и "Назад" снабжены замыкающим и вторым размыкающим контактами каждый, реле времени снабжено двумя замыкающими контактами каждый, 30 реле времени снабжено двумя замыкающими контактами, первый контактор снабжен третьим замыкающим контактом, один вывод кнопки "Стоп" подключен к выключателю линейного провода, другой ее вывод
35 подключен к одним выводам первых и вторых замыкающих контактов кнопок "Вперед" и. "Назад", первые замыкающие контакты которых шунтированы соответственно третьими замыкающими контактами контакторов направления вращения "Вперед" и "Назад", другие выводы первых за40 мьп<ающих контактов кнопок "Вперед" и рых замыкающих контактов реле времени и первого реле напряжения, другие выводы первого замыкающего контакта первого ре50 ле напряжения и второго замыкающего контакта реле времени объединены и подключены к выводу катушки контактора направления вращения "Вперед" и другие выводы второго замыкающего контакта первого реле напряжения и первого замыкающего контакта реле времени объединены и подключены к другому выводу катушки направления вращения "Назад", другие выводы вторых замыкающих контактов кнопок "Вперед"
55 и "Назад" подключены к одним выводам кату45 "Назад" подключены соответственно к одним объединенным выводам первых и вто1786624
Составитель А.Танатар
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М.Ткач
Редактор Т.Иванова
Заказ 255 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 шек второго реле напряжения и второго контактора, другие выводы которых соответственно через первые размыкающий контакт первого и второго реле напряжения подключены к одному выводу катушки пер-. 5 вого контактора и к одному выводу катушки первого реле напряжения, другой вывод которого подключен к другому выводу размыкающего контакта реле времени, другой вывод катушки первого контактора через 10 второй размыкающий контакт первого реле напряжения подключен к одному выводу кнопки "Стоп", другие выводы катушки реле времени и размыкающего контакта реле времени, одни выводы четвертых замыкаю- 15 щих контактов контакторов направления вращения "Вперед" и "Назад" предназначены для подключения соответственно к второй и первой фазам источника питания, другие выводы второго и четвертого замы- 20 кающих контактов соответственно контакторов направления вращения "Вперед". и
"Назад" обьединены и присоединены к дру- гому выводу второго замыкающего контакта первого контактора и одному выводу перво- го замыкающего контакта второго контактора, другой вывод которого присоединен к началу первой фазы статорной обмотки, конец которой через второй замыкающий контакт второго контактора соединен с концом второй фазы статорной обмотки, начало которой через катушку тормозного электромагнита соединено с другими выводами четвертого и второго замыкающих контактов соответственно контакторов направления вращения "Вперед" и "Назад" и с одним выводом третьего замыкающего контакта второго контактора, другой вывод которого подключен к началу третьей фазы статорной обмотки и к одному выводу третьего замыкающего контакта первого контактора, другой вывод которого предназначен для подключения к нулевому проводу, анодный вывод четырехплечего моста через последовательно соединенные вторые размыкающие контакты контакторов "Назад" и
"Вперед" соответственно подключены к другому выводу катушки реле времени.