Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в электроприводах малой и средней мощности. Сущность: электропривод содержит электродвигатель с независимой обмоткой возбуждения, пита-. ющийся от сети через вентильный трехфазный мостовой преобразователь, трехфазный формирователь импульсов/трехфазный трансформатор, вторичные обмотки которого соединены последовательно со встре-шо .соединенными стабилитронами и с входами трех однофазных мостовых выпрямителей, которые выводами последовательно соединены между собой и с обмоткой возбуждения . Введение указанных элементов с их связями позволяет повысить .КПД. увеличить срок службы электродвигателя, уменьшить нагрев двигателя и : сети пульсирующим током, уменьшить затраты на шлифовку и проточку коллектора. 1 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. (я)5 Н 02 P 5/06
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о .: -, 1 (21) 4898061/07 (22) 11,11,90 . (46) 07;01,93. Бюл. ¹1 (75) С.И,Борисов (56) Коганов ИЛ, Промышленная электроника, М.: Высшая школа, 1968, с.488 — 496.
Авторское свйдетельство СССР
N 1539948, кл. Н 02 Р 5/16, 1988. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКЛ (57) Использовайие: в электроприводах ма лой и средней мощности. Сущность; элект. ропривод содержит электродвигатель с независимой обмоткой возбуждения, питаИзобретение относится к.электротехнике и может быть использовано в электроприводах малой и средней мощности.
Известен управляемый трехфазный мостовой тиристорный преобразователь, который предназначен для пйтания электродвигателя и регулирования частоты вращения. Однако схема управления тиристорами в данном источнике информации отсутствует.
Наиболее близок к предлагаемому электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель с независимой обмоткой возбуждения, подключенной к источнику переменного тока через управляемый однофазный вентильный преобразователь, формирователь импульсов управления на магнитном усилителе, соединенный выходами с цепями управления вентилей, а цепью питания — со встречно соединенными стабилитронами, которые включены последовательно в цепь обмотки возбуждения, состоящую из источника переменного тока
„„5U 1786629 А1
2 ющийся от сети через вентильный трехфазный мостовой преобразователь, трехфазный формирователь импульсов, трехфазный трансформатор, вторичные обмоткй которого соединены последовательно со встре- но ,соединенйыми стабилитронами и с входами трех однофазных мостовых выпрямителей, которые выводами последовательно соединены между собой и с обмоткой возбуждения. Введение указанных элементов с их связями позволяет повысить КПД, увеличить срок службы электродвигателя, уменьшить йагрев двигателя и сети пульсирующим током, уменьшить затраты на шлифовку и проточку коллектора. 1 ил : и выпрямителя, на стороне переменного то- ка,.
Недостатки этого электропривода — несимметричйая нагрузка питающей сети, йа- личие в силовой цепи двигателя значительнйх пульсаций тока частотой 100
Гц, а следовательно, пониженйый КПД, иск- 4 рение под щетками, обгорание коллектора. (ф
Цель изобретения — повышение КПД и О .увеличение срока службы электродвигате- О ля, уменьшение нагрева двигателя и сети пульсирующим током, уменьшение затра О на шлифовку и проточку коллектора. Эта цель достигается тем, что вентильйый пре образователь выполнен rio трехфазной мостовой схеме, формйрователь импульсов управления тоже выполнен трехфазным, а в цепь обмотки возбуждения введен трехфазный трансформатор, вторичные обмотки которого соединены последовательно со встречно соединенными стабилитронами и с входами трех однофазных мостовых выпрямителей, которые выходами последова-.
1786629 тельно соединены между собой и с обмоткой возбуждения.
На чертеже представлена схема электропривода постоянного тока.:
Электропривод содержит электродвигатель постоянного тока 1 с независимой обмоткой возбуждения 2. Якорь электродвигателя 1,соединен в конкретном примере с тиристорным преобразователем 3, который, в Свою очередь, состоит из шести тиристоров 4...9, соединенных по трехфазной мостовой схеме, и разрядного диода 10.
Формирователь импульсов управления имеет три независимых канала 12 — 14. Каждый канал содержит магнитный усилитель
15, соединенный через трансформатор 16 с управляющими электродами тиристоров 4, 5 одной фазы. Магнитные усилители содер-.
>кат диоды 17, 18 и управляющие обмотки
19, 20, Каждый канал содержит также форсирующие RC-цепи 21, 22 и разделяющие диоды 23, 24. Цепь возбу>кдения содержит трехфазный трансформатор 25 со вторичными обмотками 26 — 28. Каждая вторичная обмотка соединена с встречно соединенными стабилитронами 29.„34 и с входами моста. вых однофазных выпрямителей 35 — 37. Выпрямители выходами . соединены последовательно между собой и с обмоткой возбуждения 2. Цепи питания магнитных усилителей 15 формирователя импульсов 11 соединены со стабилитронами 29...34.
Работает предложенный электропривод следующим образом. Сетевое напря>кение выпрямляется преобразователем 3 и поступает на якорь электродвигателя 1. Частота вращения определяется средневыпрямленным напряжением на входе преобразователя, которое, в свою очередь, зависит от фазы (угла регулирования) им" пульсов подаваемых на управляющие электроды тиристоров от формирователя 11. В магнитном усилителе 15, входящем в состав формирователя 11, изменяя начальное.намагничивание сердечников, меняют время
: их перемагничивания до насыщения и тем самым меняют ширину управляющих им" пульсов. Таким образом, изменяя ток в обмотках управления 19, 20 магнитных усилителей 15, регулируют частоту вращения якоря электродвигателя, Разрядный диод 10 обеспечивает прохождение тока за счет индуктивности.якорной цепи при закрытых тиристорах при больших углах регулирования. В цепи возбуждения вторичные напряжения каждой фазы трансформатора
25 отдельно выпрямляются выпрямителями
35,36,37, суммируются и питают обмотку возбуждения 2, Части фазных напряжения, равных падению напряжения на стабилитранах 29-30, 31-32, 33-34, поступают на формирователь импульсов 11 для питания магнитных усилителей 15. Напряжение питания магнитных усилителей 15 имеет форму, близкую к прямоугольной, с шириной импульсов, близкой к 180, что обеспечива10 ет независимость амплитуды управляющих импульсов на входе формирователя от угла регулирования. Трансформатор 25 осуществляют потенциальную развязку фаз питаюпараметрами обмотки возбуждения.
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель с независимой обмоткой возбуждения, подключенный к выводам источника переменного тока через управляемый вентильный преобразователь, формирователь импульсов управления, выполненный на магнитном усилителе, соединенный выходами с цепями управления вентильного преобразователя,а целью питания — с встречно включенными стабилитронами, выпрямитель, к выходу которого подключена независимая обмотка возбуж20
30 дения электродвигателя, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения срока службы электродвигателя и повышения КПД, в него введены второй и третий формировате- ли импульсов управления, трехфазный трансформатор и две пары встречно вклю35 ченных стабилитронов, вентильный преобразователь выполнен па трехфазной мостовой симметричной схеме, а выпрямитель выполнен в виде трех диодных мостов, 40 соединенных выходами последовательно между собой, входы диодных мостов являются входами выпрямителя, каждая вторич-. ная обмотка трехфазного трансформатора через соответствующую пару встречно включенных стабилитронов подключена к соответствующему входу выпрямителя, первичные обмотки трехфазного трансформатора соединены с выводами источника переменного тока; цепи питания второго и
50 третьего формирователей импульсов управления подключены соответственно параллельно второй и третьей паре встречно включенных стабилитронов, а выходы второго и третьего формирователей импульсов управления соединены с цепями управления вентильного преобразователя, 15 щей сети и согласует параметры сети с
1786629
Составитель С.Борисов
Редактор Б.Федотов Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Милюкова
Заказ 255 . Тираж. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35,.Раушская йаб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 . °