Устройство управления электронной игрой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: устройство содержит: два тактовых генератора 1, 2, пульт игрока 3, элемент И 4, шесть триггеров 5, 8, 18, 12,13, 26, три кодировщика 6,11,19, два счетчика 7, 16, делитель частоты 9, два элемента ИЛИ 10, 28, переключатель начальной установки 14, счетчик попыток 15, формирователь импульсов 17, инвертор 20, два дешифратора 21, 23, индикатор игровой ситуации 22, индикатор очков 24, арифметическо-логическое устройство 25, регистр 27. 14-15-1-4-7-11-16-18-21-22; 15-2-5-8-16-10- 13-17-26-28-25-27-23-24; 3-6-10; 6-12-19-25; 1-8; 1-5-4; 1-9-16; 7-6; 8-18; 7-21; 7-19; 17-15; 14-25-27-23; 27-25; 27-28; 12-20-25; 17-27; 9-12. 2 табл., 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 А 63 F 9/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4890366/12 (22) 31.10.90 (46) 15.01,93. Бюл. ¹ 2 (71) Омский государственный педагогический институт им, А.М.Горького (72) Э.М.Ф ромберг и B.ß,Êðèâ÷èê (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1597205, кл. А 63 F 9/00, 1988. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИГРОЙ (57) Сущность изобретения: устройство содержит: два тактовых генератора 1, 2, пульт игрока 3, элемент И 4, шесть триггеров 5, 8, Изобретение относится к игровым автоматам и может использоваться при проведении электронных игр.
Цель изобретения — повышение занимательности игры за счет усложнения игровой ситуации — увеличения числа раздражителей-мишеней, различия времени предъявления раздражителя каждого вида, в течение которого игрок должен среагировать на предъявление раздражителя, а также за счет различного числа очков, получаемых игроком при удачных попытках, и очкОв, которыми игрок штрафуется при ошибочных действиях.
На фиг.1 изображена структурная схема устройства управления электронной игрой; на фиг.2 — временные диаграммы напряжений на элементах схемы.
Суть игры заключается в следующем.
На передней панели устройства нанесены изображения 10 животных, выполненных пятью цветами (по две фигуры каждого цвета). В центре каждой фигуры находится светодиод-мишень. На пульте игрока нахо,, Ы,, 1787471 А1
18, 12, 13, 26, три кодировщика 6, 11, 19, два счетчика 7, 16, делитель частоты 9, два элемента ИЛИ 10, 28, переключатель начальной установки 14, счетчик попыток 15, формирователь импульсов 17, инвертор 20, два дешифратора 21, 23, индикатор игровой ситуации 22, индикатор очков 24, арифметическо-логическое устройство 25, регистр 27.
14-15-1-4-7-11-1 6-1 8-2 1-22; 15-2-5-8-16-1013-17-26-28-25-27-23-24; 3-6-10; 6-12-19-25;
1-8, 1-5-4; 1-9-16; 7-6; 8-18; 7-21; 7-19; 17-15;
14-25-27-23; 27-25; 27-28; 12-20-25; 17-27;
9-12, 2 табл„2 ил.
3 дятся пять кнопочных переключателей пяти цветов, которыми выполнены фигуры животных. После запуска устройства светодиоды-мишени загораются по случайному закону, причем время свечения мишеней каждого из цветов различно. Задача игрока — во время свечения мишени определенного цвета нажать на кнопочный переключатель того же цвета. Вслучае удачной поп,ытки 4 игрок получает от 1 до 5 очков (тем больше, Ф чем. меньше время отводилось ему для"пора- жения мишени). Если же игрок нажмет переключатель другого цвета или при нажатии- » нужного переключателя сделает это с опоз- Ф данием, или не произведет "выстрела" вообще, то он штрафуется от 1 до 5 очков (тем
: больше, чем большее время предоставлялось игроку для поражения мишени). В цикле игры предьявляется фиксированное число мишеней, которые игрок может поразить (например, 16).
Побеждает тот из игроков, который наберет большее количество очков в цикле игры. Так как в процессе игры число "премиальных очков, полученных игроком в удачных по1787471 пытках, может быть меньше числа штрафных очков, игрок начинает игру, имея изначально фиксированное число очков (в нашем случае 128), которое в процессе игры может увеличиваться или уменьшаться.
На фиг.1 приведены следующие обозначения: 1, 2 — первый и второй тактовые генераторы; 3 — пульт игрока с кнопками пяти цветов; 4 — элемент И; 5, 8, 12, 18, 13, 26— первый- шестой триггеры; 6, 21, 23, 11, 19— первыйпятый дешифраторы; 7, 16, 15- первый, второй и третий с етчикй; 9 — делитель частоты; 28, 10 — первый и" в горой элементы
ИЛИ; 14 — переключатель сброса; 17 — формирователь импульсов; 20 — инвертор; 22— индикатор игровой ситуации; 24 — индикатор очков; 25 — арифметическо-логическое устройство; 27 — регистр, Устройство работает следующим образом.
Перед началом игры нажимают переключатель 14 сброса. При этом обнуляется счетчик 15 и низким уровнем с его выхода разрешается работа генераторов ГТ1 (1) и
ГТ2 (2). Триггер Т6 (26) устанавливается в нулевое состояние, а регистр 27 обнуляется, высокий уровень с инверсного выхода триггера Т6 (26) через элемент ИЛИ 28 подается на вход А7 АЛУ, на входы АО-А6 с выхода регистра RG (27) подается нулевой код. Таким образом, на входы АО-А7 АЛУ подан двоичный код десятичного числа 128. Высокий уровень с выхода триггера Т6 (26) подается также на вход гашения дешифратора
23 и индикатор очков 24 гаснет. Период колебаний.генератора ГТ1 составляет 5- t0 мс, а генератора ГТ2 — около 5-6 с. В течение поло>кительного полупериода колебаний
ГТ2 (2) напряжение на прямом выходе триггера Т1 (5) имеет высокий уровень, и импульсы генератора ГТ1 (1) через элемент И (4) поступают на счетчик СТ1 (7). Счетчик многократно переполняется. После того, как напряжение на выходе ГТ2 примет низкий уровень, триггер Т1 устанавливается в нулевое состояние, подача импульсов на вход счетчика СТ1 (7) прекратится, и на выходе счетчика будет сформирован случайный двоичный код числа от 0000 до 1001 (коэффициент пересчета счетчика равен 10). На выходе дешифратора DC4 (11) формируется четырехразрядный двоичный код длительности свечения индикатора. Длительность
i импульсов предъявления мишени-раздражителя изменяется в пределах 250-450 мс с шагом 50 мс. Период импульсов на выходе делителя частоты 50 мс. Десятичный эквивалент кода на выходе дешифратора 11 изменяется в пределах 5-9 с шагом 1. В табл.1 даны соответствия входных и выходных кодов дешифратора 11 и длительности формируемого импульса.
Как видно из фиг.2, по спаду напряжения на выходе ГТ2 (2) на выходе триггера Т2 (8) формируется одиночный импульс, длительность которого равна половине периода выходных импульсов ГТ1, Импульсом с выхода триггера Т2 триггеры ТЗ (12), Т4 (18) и Т5 (13) устанавливаются в нулевое состояние. а в счетчик СТ2 (16) заносится код с выхода дешифратора DC4(11). Низким уровнем с выхода триггера Т4 (18) разрешается работа дешифратора DC2 (21), в результате светится один из индикаторов HL1-HL10, 10 код которого сформирован на выходах счетчика СТ1. Импульсами с выхода делителя частоты 9 выходной код счетчика СТ2 монотонно уменьшается до нуля, после чего через интервал времени t < на выходе Р >
20 переполнения счетчика формируется импульс отрицательной полярности, перебрасывающий триггер Т4 (18) в единичное состояние, Подачей высокого уровня на вход Ч дешифратора DC2 (21) индикатор-мишень гасится, Таким образом, время свече25 ния мишени равно s1. Как уже отмечалось выше, во время свечения мишени игрок должен нажать на своем пульте кнопку такого же цвета. Если ни одна из кнопок не
30 нажата, то на первом выходе дешифратора
DC1 (6) формируется низкий, а на втором выходе высокий уровень. Если во время предъявления первой мишени в течение интервала т 1 в момент t< игрок нажал кнопку
35 нужного Uâåòà, то напряжение на выходе 1 дешифратора 6 примет высокий уровень, а уровень на выходе 2 останется прежним.
По франту следующего за моментом ц импульса на выходе делителя частоты 9, триггер Т3 (12) устанавливается в единичное состояние. Перепадом напряжения на прямом выходе триггера ТЗ (12) триггер Т5 (13) устанавливается в единичное состояние.
Отрицательным перепадом за его инверс40
45 ном выходе запускается формирователь F (17) и íà его выходе возникает импульс отрицательной полярности длительностью r р, В случае ошибки (если игрок нажал кнопку другого цвета, чем предъявленная мишень), напряжение на выходе "2" дешифратора DC1 принимает низкий уровень, а на выходе "1" остается низкий уровень. Состояние триггера ТЗ (12) при этом не меняется.
Низким уровнем с выхода элемента ИЛИ 10
55 триггер Т5 перебрасывается в единичное состояние, в результате чего и в этом случае запускается формирователь F (17).
Если игрок не успеет нажать кнопку во время свечения мишени, ему также засчиты1787471 вается ошибка. В этом случае по окончании импульса т2 (см. фиг.2) импульсом низкого уровня с выхода Р, переполнения счетчика
СТ2 (16), поступающим на второй вход элемента ИЛИ 10, триггер Т5 (13) устанавливается в единичное состояние и, как и в предыдущих случаях, запускается формирователь Г (17). Как следует из вышеизложенного, низкий уровень на инверсном выходе триггера ТЗ (12) во время действия импульса формирователя r F свидетельствует о удачной попытке игрока, высокий уровень — об ошибке. В случае удачной попытки игрок должен получать премиальные очки, а в случае ошибки — штрафные. Поэтому при низком уровне на инверсном выходе триггера
ТЗ (12) код на входах Ро, S4-S1 равен 11001, что соответствует операции А+В. При высоком уровне на инверсном выходе триггера
ТЗ код операции 00110 соответствует операции А-В.
В зависимости от кода на входах 1-4 дешифратора DC5 (19) и уровня напряжения на входе "5" этого дешифратора на его выходе формируется код числа очков, который либо складывается с кодом числа на входе
А арифметическо-логического устройства в случае удачной попытки или вычитается из этого кода в случае ошибки.
Табл,2 истинности дешифратора DC5 составлена из условия, что светодиоды HL1 и HL2, HL3 и HL4, HL5 и HL Н!7и Ы 8, HL9 и HL10 попарно расположены в мишенях одинакового цвета.
После первой попытки, таким образом, на входах АЛУ 25 выставляется следующая информация: на входе А — двоичный код числа 128, на входе  — код числа премиальных (в случае успешной попытки) или штрафных (в случае ошибки) очков, на входах Ро, S4-S1 — соответственно код операции суммирования (11001) или вычитания (00110). Код результата выполненной операции формируется на выходе АЛУ и по фронту импульса формирователя F (17) переписывается в регистр RG (27), Этим же фронтом триггер Т6 (26) перебрасывается в единичное состояние, снимается гашение с дешифратора DC3 (23), и на индикаторе 24 высвечивается количество очков, которое имеет игрок после первой попытки, В дальнейшем состояние триггера Т6 не меняется до окончания цикла игры, Фронтом импульса формирователя код на выходе счетчика
СТЗ (15) увеличивается на 1, Код с выходов
1-7 регистра 27 подается на входы АО-Аб
АЛУ непосредственно, а напряжение с выхода "8" регистра через логический элемент
ИЛИ (28) подается на вход А7 АЛУ (25), 5
Блок обработки результатов испытаний приводится в исходное состояние очередным отрицательным перепадом на выходе генератора ГТ2 (2), по которому на выходе триггера Т2 (8) формируется короткий импульс отрицательной полярности.
В последующем в процессе очередной попытки на вход А АЛУ подается результат предыдущей попытки, на вход  — код премиальных или штрафных очков, на вход S— код операций А+В или А-В в зависимости от действий игрока в этой попытке.
После каждой попытки код на выходе счетчика попыток СТЗ (15) увеличивается на
1. После шестнадцатой попытки напряжение на выходе старшего разряда счетчика принимает высокий уровень и генераторы
ГТ1 и ГТ2 блокируются. В последующем предъявлении мишеней-раздражителей не происходит, и результаты на индикаторе 24 не меняются. Игра закончена. Для ее возобновления надо нажать переключатель 14 начальной установки, Дешифраторы DC1, DC4, DC5 могут быть реализованы на постоянных запоми- нающих устройствах: DC1 — на микросхеме
К556РТ5, à DC4, DC5 — на микросхемах
К155РЕ3. АЛУ можно выполнить на двух микросхемах К155ИПЗ, Дешифратор 0СЗ можно реализовать на 3 микросхемах
К420ИП2, Остальные узлы можно выполнить на стандартных микросхемах Серии
К155.
Таким образом, предлагаемоеустройство обеспечивает повышение занимательности игры за счет усложнения игровой ситуации, дифференцированного поощрения и наказания в случае удачных попыток и ошибок.
Формула изобретения
Устройство управления электронной игрой, содержащее пульт игрока, выходами подключенный к входам первого дешифратора, второй и третий дешифраторы, выходами подключенные к входам соответствующих блоков индикации, первый счетчик, связанный с входами четвертого дешифратора, второй счетчик и переключатель сброса, связанный с установочным входом третьего счетчика, преобразователь кода, регистр, генераторы тактовых импульсов с объединенным входом, пятый дешифратор и формирователь импульсов, отл ича ю щееся тем,что, с целью повышения занимательности, оно дополнительно содержит триггеры, делитель частоты, элемент И, элемент ИЛИ и инвертор, выходом подключенный к первым входам преобразователя кода, выход которого подключен к информационным входам
1787471
Табл ица1 регистра, первыми выходами подключенного к первым входам третьего дешифратора и вторым входам преобразователя кода, выход первого генератора тактовых импульсов соединен непосредственно с первым входом элемента И, управляющим входом первого триггера, установочным входом второго триггера и через делитель частоты — с вычитающим входом второго счетчика и с управляющим входом третьего триггера, инверсный выход которого подключен к первому входу пятого дешифратора, входу инвертора и третьим входам преобразователя кода, выход второго тактового генератора соединен с информационным входом первого триггера, инверсный выход котдрого подключен к управляющему входу второго триггера, инверсным выходом подключенного к установочным входам второго счетчика и третьего, четвертого и пятого триггеров, инверсный выход которого через формирователь подключен к управляющим входам третьего счетчика, шестого триггера и регистра, второй выход которого подключен к второму входу третьего дешифратора и первому входу первого элемента
ИЛИ, выходом связанного с четвертым входом преобразователя кода, первый выход первого дешифратора связан с информационным входом третьего триггера, прямой выход которого подключен к первому управ, ляющему входу пятого триггера, второй выход первого дешифратора соединен с
5 .первым входом второго элемента ИЛИ, вы- . ходом связанного с вторым управляющим входом пятого триггера, прямой выход первого триггера соединен с вторым входом элемента И, выход которого подключен к
10 управляющему входу первого счетчика, выходом связанного с первыми входами второго дешифратора и вторыми входами первого и пятого дешифраторов, выход последнего соединен с пятым входом преоб15 разователя кода, выход четвертого дешифратора соединен с информационными входами второго счетчика, выходом связанного с вторым входом второго элемента
ИЛИ и управляющим входом четвертого
20 триггера, прямой выход которого подключен к установочному входу второго дешифратора, .второй вывод переключателя ."Сброс" подключен к установочным входам регистра и шестого триггера, инверсный вы25 ход которого подключен к второму. входу первого элемента ИЛИ и синхровходу третьего дешифратора, а выход третьего счетчика подключен к входу второго генератора тактовых импульсов.
1787471
Таблица2
1787471 с„ р
Составитель 3,Фромберг
Техред M.Ìîðråíòàë Корректор И.Муска
Редактор
Заказ 22 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул,Гагарина, 101