Система обмена информацией между локомотивом и диспетчерским пунктом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в автоматизированных системах оперативного управления перевозкамй , в автоматизированных системах управления локомотивным парком, для получения оперативной информации о проследовании определенных точек пути. Сущность изобретения: система содержит на локомотиве приемопередающий блок, кодек, блок управления, блок памяти, пульт управления, генератор сигнала занятости канала, приемник сигнала свободное™ канала; на центральном пункте - блок ввода и обработки информации, блок управления, блок формирования команд, блок установки режима работы, генератор сигнала свободности канала, кодек, триггер, датчики четного и нечетного направления движения, коммутатор. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s»s В 61 1 25/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759045/11 (22) 20.09.89 (46) 15.01.93. Бюл. ¹ 2 (71) Воронежское конструкторское бюро радиосвязи и Научно-производственное обьединение автоматизации и .систем управления желеэнодорожйого транспорта (72) Ю.В,Ваванов, В.Ф.Калиниченко, Ю.Н.Клеванский и А.С;Фадеев (56) Авторское свидетельство СССР № 802116, кл. В 61 (25/02, 1984, (54) СИСТЕМА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ

МЕЖДУ ЛОКОМОТИВОМ И ДИСПЕТЧЕРСКИМ ПУНКТОМ (57) Использование; в автоматизированных системах оперативного управления переИзобретение относится к системам управления подвижными обьектами на железнодорожном транспорте и может быть использовано в автоматизированных системах оперативного управления перевозками (АСОУП), в автоматизированных. системах управления локомотивным парком (АСУ ЛП) для получения оперативной информации о проследовании определенных точек пути, данных о поезде, передачи информации со стационара на локомотив, Известно устройство для передачи информации с локомотива. содержащее установленные на локомотивЕ и стационарном

KoHTpollbHoM пункте приемоп редающие блоки, с которыми связаны состветствующие блоки оперативной и долговременной памяти, соединенные между собой, и блоки управления, к которым подключены форми,, Ы„„1787853 А1

2 возками, в автоматизированйых сйстемах управления локомотивным парком, для получения оперативной информации о проследовании определенных точек пути.

Сущность изобретения; система содержит на локомотиве приемопередающий блок, кодек, блок управления, блок памяти, пульт управления, генератор сигнала занятости канала, приемник сигнала свободности канала; на центральном пуйкте - блок ввода и обработки информации, блок управления, блок формирования команд, блок установки режима работы, генератор сигнала свободности канала, кодек, триггер, датчики четного и нечетного направления движения, коммутатор. 4 ил.

Ф рователи команд, связанные с блоками оперативной и долговременной памяти.

Известное устройство предназначено для задания маршрутов с локомотива и не может быть использовано в автоматизированной системе управления железнодорожным транспортом для контроля эа дислокацией локомотивов на сети дорог.

Наиболее близкой rio технической сущности является система обмена информацией между локомотивом и диспетчерским пунктом, содержащая установленные на локомотиве и йа стационарном контрольном пункте приемопередающие блоки, с которыми связаны соответствующие блоки памяти, и блоки управления формирователями команд, при этом на локомотиве имеется блок оперативной коррекции информации (пульт управления). а на стационаре — блок формирования первичного документа.

1787853

Это устройство обеспечивает запись в память локомотивного оборудования и считывание из нее информации через индуктивный дуплексный канал связи при проследовании локомотивом стационарного контрольного пункта, В известной системе передать информацию на локомотив и считать информацию с локомотива можно только в специально оборудованных пунктах. Это объясняется тем, чтб Используемый для связи между ло- комотивным оборудовайием и стацибнарным контрольным пунктом дуплексный индуктивный канал имеет ограниченный ра-. диус действия. Поэтому после обработки считанной с локомотива информации новую информацию можно вести только на следующем контрольном пункте, т,к. из зоны действия данного пункта локомотив уже может выйти. Это не обеспечивает оперативность . управления и тем самым исключает возможность использования известного устройства для управления движением подвижного состава.

Кроме того, в известной системе для ввода информации на подвижный объект необходимо знать номер объекта, который . проСледует в данной точке. Так как для встречно идущих подвижных объектов затруднительно определить, какой из этих объектов первым проследует контрольный пункт, то для обслуживания в одном контрольном стацйонарном пункте локомотивов, следующих в йротивоположных направлениях, требуется 2 комплекта стационарного оборудования (для каждого направления). В известной системе отсутствует и возможность централизован ного управления поездами, находящимися в пределах дйспетчерского пункта.

Целью изобретения является повышение достоверности и оперативности управления подвижным составом, Поставленная цель достигается тем, что в систему обмена информацией между локомотивом и диспетчерским пунктом, содержащую установленные на локомотиве приемопередающий блок, выходом и входом соединенный соответственно с одними входом и выходом кодека, блок управления, одним выходом связанный с другим выходом кодека, вторым выводом — с блоком памяти и третьим выводом — с пультом управления, и установленные на стационарных пунктах прямопередающие блоки, установленные на центральном пункте. блок ввода-вывода и обработки информации, соединенный с одним выходом блока управления, второй вывод которого подключены к пульту управления, установленный в зонах считывания формирователь длительности импульсов, одним выводом соединенный с одним входом формирователя команд, другой вход которого подключен к выходу блока установки режима работы, снабжена установленным на локомотиве генератором сигнала занятости канала, приемником сигнала свободности канала, входом подключенным к выходу приемопе10 редающего блока, а выходом — к четвертому выходу блока управления, пятый вывод. которого соединен с управляющим входом генератора сигнала занятости канала, выход которого подключен к входу приемопередающего блока, приемником сигнала из индуктинного канала, выходом соединенным со вторым входом кодека, и установленными на центральном пункте генератором сигнала свободного канала, управляющий вход которого подключена к выходу блока управления, а выход соединен с выходом кодека и через канал связи связан с приемопередающимаи блоками, ко,цеком, входом-выходом соединенным с четвертым выходом блока управления, приемником сигнала занятия канала, выходом подключенным к третьему выводу блока управления, а входом соединенный через линию связи с выходом приемопередающих блоков, подключенным к входу кодека, и установленными в зонах считывания триггерами, 30 датчиками четного и нечетного направления движения локомотива, выходы которых подключены соответственно к одним входам одного и другого триггера, выходы которых подключены к соответственно первому и второму выводам формирователя длительности импульсов, третий и четвертый выводы которого соединены с другими входами другого передатчика индуктивного канала. На фиг. 1 приведена структурная схема устройства; на фиг, 2 — алгоритм работы формирователя длительности импульса оборудования зоны считывания; на фиг. 3 и 4— алгоритмы работы блока управления локомотивного оборудования и центрального пункта соответственно.

Система обмена информацией между локомотивом и диспетчеРским пунктом содержит локомотивное оборудование 1, включающее в себя приемопередающий блок 2, выход которого подключен к входу приемника сигнала свободности канала 3 и

40 nepeoro и второго триггеров, пеРедатчиками индуктивного канала, коммутатором, информационный вход которого подключен к выходу формирователя команд, а управля ю- щий вход — к пятому выходу формирователя

45 длительности импульсов, один и другой выходы — соответственно к входам одного и

1787853 к первому входу кодека 4, к второму входу которого подключен выход приемника индуктивного канала 5. К выходу приемника . сигнала свободности каналь 3 подключен четвертый вывод блока управления 6, первый вывод которого подключен к входу-выходу кодека 4, пятый вывод (управляющий выход) — к входу генератора сигнала занятия канала 7, выход которого обьединен с сигнальным выходом кодека 4 и подключен к модуляционному входу приемопередающего блока 2, Второй вывод блока управления

6 подключен к входу-выходу блока памяти 8, а третий вывод — к входу-выходу пульта управления 9, Оборудование зон считывания 10 содержит датчик четного направления 11, выход которого через первый триггер 12 подключен к первому входу формирователя длительности импульса 13, второй вход которого через второй триггер 14 подключен к датчику нечетного направления 15, третий вывод — к второму входу первого триггера

12, четвертый вывод — к второму входу триггера 14, э пятый — к управляющему входу коммутатора 17, к информационному входу которого подключен выход формирователя команд 16, к второму входу которого подключен выход блока установки режима работы 18. Второй выход коммутатора 17 подключен к входу первого передатчика 19, выход которого является первым выходом .блока 10, а второй — к входу второго передатчика 20, выход которого является вторым выходом блока 10. блок ввода-вывода информации 21 подключен своим входом-выходом к центральной станции (распорядительно) 22, содержащей блок управления 23, первый вход-выход (вывод) которого является входом- выходом распорядительной станции

22, выход блока управления 23 подключен к входу генератора сигнала свободйости канала 24, второй вывод — к входу-выходу пульта управления 25, четвертый вывод — к входу-выходу кодека 26, третий вывод — к выходу приемника занятости канала 27, Выход генератора сигнала свободности канала

24 объединен с выходом кодека 26 и через канал связи 28 подключен к стационарным радиостанциям 29, выход которых подключей к входу кодека 26 и к входу приемника занятости канала 27.

Кодек 4 содержит кодер, выход которого соединен с модуляционным входом передатчика локомотивной радиостанции 2, и. декодер. Кодер йреобразует двоичный код, поступающий на его вход, и код, пригодный для передачи по радиоканалу, например, частотный код. Декодер кодека осуществляет обратную операцию — поступающий из радиоканала (или из индуктивного канала) частотный код преобразует в двоичный.

Аналогичный кодек 26 входит в состав цен5 трального пункта 22.

Декодер кодека 4 имеет 2 входа, сое-. диненные с выходами приемника 5 индуктивного канала связи и аыходами радиоприемника радиостанции 2, Это обес10 печивает прием информации как с радиоканала (от распорядительной станции 22), так и с индуктивного канала (от оборудования зоны считывания 10 при его проследовании). ":

Система обмена информацией между локомотивом и диспетчерским пунктом работает следующим образом.

Стационарные приемопередающие блоки (дуплексные радиостанции) 29 соеди20 нены между собой и центральным пунктом

22 каналами связи 28, приемопередающие блоки 29 непрерывно работают в режиме передачи, В исходном состоянии на выходе генератора 24 формируется сигнал свобод25 ности канала (например, сигнал определенной частоты), которым модулируются передатчики всех стационарных радиостанций 29. Принятый и демодулированный радиоприемником радиостанции 2 сигнал

30 свободности канала поступает на приемник

3; на выходе приемника 3 формируется сигнал Лог.1 при передаче с центрального пункта 22 сигнала свободности канала (ССК), или Лог.0,. когда ССК не передается / что

35, является признаком занятости канала/.

При проследовании поездом зоны считывания 10 срабатывает датчик направления движения, например, 11. Триггер 12 устанавливается в состояние Лог.1. По это40 му сигналу формирователь длительности импульса 13 переводит стационарный контрольный пункт 10 в режим передачи информации для направления, датчик которого сработал (фиг.2); выход формирователя команд 16 через коммутатор 17, управляемый сигналом с пятого вывода блока 13, подключается ко входу передатчика 19, нагруженного на шлейф(или рельсовую цепь) четного направления. Формирователь команд 16 сигналом с выхода блока 13 переводится на время t, в режим передачи информации. Содержайие передаваемой информации определяется блоком 18 установки режима может передаваться толька номер зоны считывания 10 либо номер зоны и определенная команда (например, команда на передачу с локомотивного оборудования 1 данных о поезде). Используемый для передачи информации код на выходе формирователя 16 является таким же, как и в кодеках

1787853

8 ходе приемника 3, по которому блок управ26 и 4. По окончании передачи информации ления 6 локомотивного оборудования 1, с которого передается С3К, переводит кодер сигналом третьего вывода блока 13 триггер

12 устанавливается в исходное состояние. кодека 4 в режим передачи хранимого в блоке памяти 8 номера поезда и принятого

Блок 13 последовательно опрашивает свои входы, соединенные с выходами триггеров 5

12 и 14. Поэтому даже при одновременном номера точки. Так как занятость канала опсрабатывании датчиков 11 и 15 (что.соответ- ределяется сигналом на выходе приемника

3, то для исключения включения генератора ствует одновременному проследованию зоны считывания 10 поездами в 7 нэ локомотив, движущемся е противопопротивоположных направлениях) команды 10 ложном (йечетном) направлении, время задержки т2 должно быть больше, чем для каждого из направлений будут разнесесуммарное время составления канала связи ны во времени

Принимаемый приемником 5 через инмежду локомотивным оборудованием 1 и распределительной станцией 22, время срадуктивный канал связи сигнал подается на батйвания приемника 27 и отпускэния приемника 3 (направление движения задается вход декодера кодека 4, Уровень сигнала на 15 выходе приемника 5 устанавливается на 1020 дБ выше уровня сигнала на вйходе примладшим разрядом номера поезда, набираемого на пульте управления 9 и хранимого в емопередающего блока 2, что обеспечивает блоке памяти 8, т;к. поезда, движущиеся в одном направлении, имеют четные номера, а в противоположном — нечетные). прием IloK0M0TMBHblM оборудованием 1 сигнала зоны считыванйя даже при наличии 2р сигнала на выходе приемопередающего блока 2. Декодируемый кодеком 4 сигнал вводится в блок управления 6, после чего

Как указывалось выше, передача информации для поездов, следующих в противоблок 6 переходит па соответствующий алго- полажньтх направлениях, разнесена на ритм работы(фиг.3); анализирует состояние 25 время т . Это время должно быть больше, канала связи с распорядителей станцией 22, . чем время задержки t2. При этом исключается одновременный выход на связь локомоопределяемое уровнем сигнала на выходе приемника 3.

После приема команды от стационарного контрольного пункта 10 возможны следу- 30 ющие ситуации: тивов, проследующих зону считывания 10 в противоположных направлениях и свободности канала связи.

Принимаемые на центральном пункте

1. Канал связи с распорядительной 22 номера поезда и проследуемой точки вынарным приемопередающим блоком 29 и данные выводятся через блок ввода-вывода через канал связи 28 транспортируется на 21 е ЗВИМ. центральный пункт 22. По приему СЗК сра- . Считать данные из памяти 8 локомотивбатываетприемник27, что приводитк вклю- ного оборудования 1 или ввести в него ночению и выключению блоком управления 23 генератора 24 (фиг. 4). Отсутствие CCK вызывает формирование сигнала Лог.0 на вывые данные можно и по запросу ЭВМ или дйспетчера. Для этого с центрального пункта 22 составляется канал связи с требуемым станцией 22 занят (на выходе приемника 3 водятся на пульт управления 25 диспетчера сигнал Лог.0). и через блок ввода-вывода 21 — в управляю2. Канал связи с распорядительной 35 щую ЭВМ. В ЭВМ, работающей в реальном .станцией 22 свободен (на выходе приемни- масштабе времени, принятая информация кэ 3 сигнал Лог.1). " сравнивается с расчетным графиком деижеПри занятости канала необходимо до- ния (сравнивается планируемое и фактичеждаться его освобождейия. Так,как до осво- ское время проследования поездом данной бождения канала зону считывания 10 может „0 контрольной точки). По результатам аналипроследовать поезд, идущий в противопо- за ЭВМ может сформировать команду, по ложном направлении, то для исключения которой блок 23 включит кодер кодека 26. одйовременного выхода на связь двух локо- Принятая локомотиеным оборудованием 1 мотивов блок управления 6 включает гене- команда выводится на пульт управления 9 ратор 7 для поездов одного направленйя машйнисту. (например, четного), сразу по освобожде- . Еслилокомотивнымоборудованием бынию канала (появлению сигнала Лог.1 на ла принята от стационарного контрольного выходе приемника 3), а для другого — с за- пункта 10 команда на передачу данных, то держкой, При включении генератора7 при- . по окончании передачи номеров поезда и емопередающий блок 2 передает сигйэл проследуемому точки блок управления 6 занятия канала СЗК (например, тональный считает данные из блока памяти 8 и перевосигнал определенной частоты — контроль- . дит кодек 4 в режим передачи данных. Приный сигнал), которйй принимается. стацио-. . нятые на распорядительной станции 22

1787853, 10 локомотивом (путем посылки избирательного вызова, совпадающего с номером поезда). После этого передается команда на считывание данных или ввод новых данных, Таким образом, так как зоны действия 5 соседних стационарных радиостанций 29 перекрываются, то передать данные на локомотив или с локомотива можно из любой точки диспетчерского участка; что повышает достоверность принимаемой информации и 10 обеспечивает высокую оперативность управления движения поездами. В предложенном устройстве исключается одновременный выход на связь локомотивов проследовавших один контрольный ста- 15 ционарный пункт в противоположных направлениях. Упрощается оборудование

- стационарных контрольных пунктов и обеспечивается централизованное управление движением поездов, 20

Формула изобретения

Система обмена информацией между локомотивом и диспетчерским пунктом, содержащая установленные на локомотиве приемопередающий блок, выходом и входом соединенный соответственно с первым входом и выходом кодека, дешифратор, первым выходом связанный с вторым выходом кодека, вторым выходом — с блоком памяти о и третьим выходом —. с пультом управления и индикации, установленные на промежуточных пунктах приемопередающие блоки, на диспетчерском пункте — блок вывода и обработки информации, соединенный с 5 первым выходом формирователя сигналов, вход и второй выход которого подключены к пульту управления, установленный в зоне считывания информации другой блок управления, одним выходом соединенный с од- 4О ним входом формирователя команд; другой вход которого подключен к выходу блока выбора режима работы, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения достоверности, она снабжена установленными на локомотиве генератором сигнала занятости канала, приемником сигнала свободности канала, входом подключенным к выходу приемопередающего блока, а выходом — к четвертому выходу дешифратора, пятый выход которого соединен с управляющим входом генератора сигнала занятости канала, вход которого подключен к выходу приемопередающего блока, приемником сигнала из индуктивного канала, выходом соединенным с вторым входом кодека, и установленными на диспетчерском пункте генератором сигнаЛа свободности канала, управляющий вход которого подключен к выходу формирователя сигналов, а выход через канал свя-зи связан с приемопередающими блоками, дойолнительным кодеком, входом и выходом соединенным с четвертыми выходом и входом формирователя сигналов, приемником сигнала занятости канала, выходом подключенным к третьему входу формирователя сигналов, э входом соединенным через линию связи с выходом приемопередающих блоков, подключенных к входу дополнительного кодека, и установленными в зонах считывания формирователем длительности импульсов, триггерами, датчика-" ми четного и нечетного направления движения локомотива, выходы которых подключены соответственно к одним входам первого и второго триггеров, выходы которых подключены соответственно к первому и второму выходам формирователя длительности импульсов, третий и четвертый выхо- ды которого соединены с другими входами первого и второго триггеров, передатчиками индуктивного канала, коммутатором, информационный вход которого подключен к выходу формирователя команд, управляющий вход — к пятому выходу формирователя длительности импульсов; а первый и второй выходы соответственно к входам первого и второго передатчиков индуктивного канала.

1787853

1787853

Aisud

//а

А! код триггера /г ло р/(ñÃÍÕÎrg.

Am vu/ /I/

Юра2 рс/

Ю. //(с айму Фаул /J,/

Фри /МИР& ма 4 йРЬ // C W ew. i /МА &и//IГтб е0 гфг3аьнц//ц /У) фРмРииИ ци///3 ни р мид н

М ЛЬий Ято(3 (Щкаяв ЯУМг ря

S а 40Рчв лг О " а фr0n Ьйодс

А ма/Я Юнна андрц м г

6 апнц слкмбт/ Иа0 ка лрРщел АиаФ

&а /3 фа,чсую3авь ип)умс юа 8- АlкФ Ф @ рог/

l3 фдгалФ,юрИМр ф

1787853

l787853

Составитель В.Калйниченко .!

Техред М,Моргентал Корректор. Q,Густи

:1

Редактор В.Васильева

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 41 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5