Композиция для устройства покрытий автомобильных дорог
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: устройство покрытий автомобильных дорог. Сущность изобретения: композиция содержит, мас.%: сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов 4-6; сода 0,21-0,24; вода 7-8: тонкомолотый отвальный доменных шлак 6,8-7,8; доменный отвальный шлак остальное . Прочность при сжатии при20°С5,1-7,3 МПа. Модуль упругости 7400-10900 МПа. 4 табл.
(") СОКОВ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s>>s С 04 В 26/26,28/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4886329/33 (22) 11.10.90 (46) 15.01.93. Бюл. ¹ 2 (71) Ростовский-на-Дону научно-производственный центр "РосдорНИИ" (72) Г.П.Марушко и В,M,Áåëîóñîâ (56) Авторское свидетельство СССР
N1470829,,кл. Е 01 С 7/36, 1987.
Авторское свидетельство СССР
N. 1604781, кл. С 04 В 26/26, 1988.
Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к устройству покрытий автомобильных дорог.
Известна дорожная композиция, включающая в мас.%: шлаковая пыль 20-40; рядовой шлаковый щебень 15 — 20; грунт 30-35; оксид кальция 2 — 5; оксид магния 1 — 3; нефтяной шлам 2 — 4; вода остальное.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является композиция для устройства покрытий автомобильных дорог, включающая в мас,%: нефтяной гудрон 25 — 3,8; сода 1,0 — 3,0; доменный отвальный шлак 87,7-93,5; сернистый пек 1,0- i,5 и вода — остальное, Недостатком указанных композиций является невысокие трещиностойкость, прочность и дефо рмативн ость, а также ухудшение состояния окружающей среды за счет наличия в композиции сернистого пека.
Целью изобретения является повышение трещиностойкости, прочности и дефорSU 1787971 A l (54) КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (57) Использование: устройство покрытий автомобильных дорог. Сущность изобретения: композиция содержит, мас,%: сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов 4 — 6; сода 0,21-0,24; вода 7-8: тонкомолотый отвальный доменных шлак
6,8 — 7,8; доменный отвальный шлак остальное. Прочность при сжатии при 20 С 5,1-7,3
МПа. Модуль упругости 7400 — 10900 МПа. 4 табл. мативности, а также улучшение состояния окружающей среды.
Это достигается тем, что композиция для устройства покрытий автомобильных дорог, включающая нефтяное вяжущее, соду, воду и доменный отвальный шлак, она содержит в качестве нефтяного вяжущего QQ сырые для производства нефтяных вязких дорожных битумов и дополнительно тонко- О молотый доменный отвальный шлак при следующем соотношении компонентов, мас % .Ъ
Сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов 4 — 6 и
Сода 0,21 — 0,24
Вода 7 — 8
Тонкомолотый отвальный доменный шлак 6,8-7,8
Доменный отвальный шлак Остальное
Сырье для производства нефтяных вязких дорожн ых битумов получают как остаток
1787971
Таблица 1
Со еркгание зе егь мас. 2, . мельче данного оазме а, мм
10 . 5 25 125 063 0315 0.14 0071
P a а м е р фракции
:Г
0-15 100 . 92 80 53 49 38 28 20 15 11
Таблица 2
Хнмическид состав доменного отвально о шлака
Модуль îñ- Модуль ак ноености тнвности
Мч м
SII71
7,91 атмосферно-вакуумной перегонки высокосернистых, высокосмолистых нефтей типа арлановской (см, TY 38-101582-75 с изменениями ¹ 11, N 2,,N 3).
Зерновой состав доменного отвального 5 шлака приведен в табл,1, Композицию готовили следующим образом. В асфальтобетонный смеситель по дается сырье для производства битумов, " :затемг одновременногв смеситель подается 10 вода и Йлако-щелочное вяжущее, все компоненттй перемешиваются до получения однородной пасты (t =ЗООC), а затем"вводится " доменный отвальный шлак (t =1100Ñ), Ввгедение шлако-щелочного вяжущего и воды 15 позволяет получить раствор, при твердении которого образуются кристалличгеские Сростки, которые пронизывая пленки оргайиче- ского вяжущего "позволяют получить .: конгломерат полужесткого типа, оолйдаю- 20 щий высокой:прочностью, трещиностойкостью и д е формативностью. Продукт экологически чист.
Для экспериментальной проверки"заявляемой" композиции были подготовлен ы 17 25, смесей с заявляемыми компонентами; приведенными в табл,3, Готовили образцы-балочки размером 4х4х16 см, которые испытывались по методике ГОСТ 12801-84, а результаты оценивались по ГОСТ 9128-84. 30
По результатам испытаний, приведенным в табл,4, видно, что описываемая композиция
bio сравнению с прототипом-имеет более высокие показатеЛи прочности; трещиностойкости и дефоргмьатйвнгости. Кроме того, 35 испо льзов ание заявл я е мой ком позиции по" зволяет утйлизгирокватьч доменный отвальный шлак,;: применять в качестве органического вяжущего — сырье для произ40 водства битумов без предварительного окисления его, получать экологически чистую продукцию, экономить расход соды, так . как в известной композиции количество соды равно 3% от общей массы ингредиентов, в заявляемой 3% от.массы шлака-щелочного вяжущего, содержание которого в композиции составляет 7 — 8%, Таким. образом в заявляемой композиции фактическое содержание: соды рав но
7x3/100:8х3/100=0,21-0,24% от массы ингредиентов. Эконо м ия достигнута за счет совместного помола отвального доменного шлака "до Syp=3000 см /г и соды, при этом йоказатгели свойстгв. заявляемой. композиции выше, чем у прототипа, Формула изобретения
Композиция для устройства покрытий автомобильных дорог, включающая нефтяное вяжущее, соду, воду и доменный отвальный шлак ; отличающаяся тем, что, с целью повышения трещиностойкости, проч- ности и деформативйостиг а также улучшеничя состояния "окружающей среды, она содержит" в качестве нефтяного вяжущего сырье для йроизводства нефтяных вязких дорожных битумов"и дополнительно тонкомолотый домейный отвальный шлак при следующем соотн6шении компонентов, мас,%:
Сырье для производ: ства йефтяных вязких дорожных битумов 4 — 6
Сода, 0,21-0,24
Вода,"т. ".. 7-8
Тонкомолотый доменный отвальный шлак 6,8-7,8
Доменный отвальный шлак Остальное
1787971.5
Таблица 3
Табяи ца 4
Похазатеяи физинтмеханических свойств предяагаемой композиции и прототипа (Прочность при сжатии) Набухание, Ргяя. МПа Ккяд.
Модуяь упругости, МПа
Трещиностой кость
Средняя плотность гlм
Мрз qweeee
Вго, МПа
Водонас.. $
Составы
Составитель Е.Бикбулатова
Техред М.Моргентал Корректор M.TKà÷
Редактор Заказ 47 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент",. г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Прототип
2
5
7
2.4! -2,44
2.48
2.48
2.48
2,46
2.46
2.46
2,45
2.44
2,45
2.2-2 Я
3.2
3.0
2Я
2.45
2.47
2.43
2,35
2.37
2.33
0
0
0
0
4,5-5.3
5.1
5.3
5,4
5.9
6.2
6Я
6.5
6.9
7.3
4,2-4,9
4,8
4,9
4.9
5,6
5Я
6.5
6,2
6.5
6.9
0,91-0,93 0.94
0.92
0.91
0.96
0.94
0,95
0,96
0.95
0,95
0.0027
0,0024
0.0026
0.0028
0.0035
0.0036
0,0036
0,0034
0,0035
0.0033
9800