Запорный кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и позволяет повысить надежность и быстродействие за счет снижения трения между золотником и седлом, благодаря вывешенности золотника напорной средой трубопровода, а следовательно, способности крана к амортизации. Поворачивая золотник рукояткой 9, устанавливают взаимное положение отверстий 6,8 в неподвижных седлах 4,5 и золотнике 7 в положение полностью открыто . Принтом пружина, установленная в центральное гнездо золотника, будучи уже поджатой, при дальнейшем своем сжатии в момент отжима золотника от седла напорной средой трубопровода почти перекрывает своим телом каналы выхода среды из гнезда и запорных узлов в перепускйые окна золотника,чем в сочетании с запорными узлами на входе среды (амортизаторами) обеспечивается мягкость и жесткость гашения гидроударов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (лОл F 16 К 3/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4234000/29 (22) 23.08,87 (46) 15.01.93, Бюл. ¹ 2 (75) Е.И .Игнашков (56) Патент Великобритании ¹ 2136544, кл. F 16 К 3/08, 1984. (54) ЗАПОРНЫЙ КРАН (57) Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и позволяет повысить надежность и быстродействие за счет снижения трения между золотником и седлом, благодаря вывешенности золотни, ка напорной средой трубопровода, а следовательно, способности крана к амортизации. Поворачивая золотник руко„„.Я ÄÄ 1788370 А1 яткой 9, устанавливают взаимное положение отверстий 6,8 в неподвижных седлах 4,5 и золотнике 7 в положение "полностью открыто", При этом пружина, установленная в центральное гнездо золотника, будучи уже поджатой, при дальнейшем своем сжатии в момент отжима золотника от седла напорной средой трубопровода почти перекрывает своим телом каналы выхода среды из гнезда и запорных узлов в перепускные окна золотника, чем в сочетании с запорными узлами на входе среды (амортизаторами) обеспечивается мягкость и жесткость гашения гидроударов, 1 з.п. ф-лы, 2 ил, 1788370
Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к трубопроводной арматуре, и может быть использовано в качестве запорных кранов для жидкостей и газов.
Применяемые в обиходе краны, как правило, обладают рядом существенных недостатков, они .требуют периодической замены резинового, герметизирующего элемента вентиля, довольно быстро выходит иэ строя его резьбовый элемент управления, а следовательно, они не обладают необходимой надежностью в работе и быстродействием.
Имеется ряд современных санитарногигиенических кранов с подпружиненным запорным элементом и перепускными отверстиями в них, однако наряду с хорошим быстродействием, такие краны сложны по устройству и также не обладают необходимой надежностью в работе.
В качестве прототипа принято устройство, состоящее из трех дисков с пропускными отверстиями, средний из которых поворотный, посаженный на дифференциальный валик в двух неподвижно закрепленных пластинах.
Недостатком прототипа является разница истирания рабочих поверхностей дисков и торцевых частей валика, отсутствие амортизации устройства, а следовательно> его быстродействия при повышенных давлениях среды.
Целью изобретения является улучшение устройства за счет ликвидации выше указанных недостатков.
Это достигается в предложенной конструкции за счет того, что поворотный золотник установлен между двух неподвижных седел с щелевым зазором. В золотнике с обеих его торцевых сторон выполнены гнезда под узлы перекрытия пропускных отверстий седел, в которые помещены подпружиненные шариковые клапаны, а в седлах выполнены соответствующие посадочные места.
Кроме того, в поворотном золотнике, со стороны седла выходного патрубка, выполнено глухое центральное гнездо, которое соединено каналами, выполненными в теле золотника, с перепускными отверстиями и гнездами запорных узлов. что позволяет уравновесить золотник напорной средой трубопровода.
В указанное гнездо установлены пружина поджатия золотника к седлу и шарик. Впуск напорной уравновешивающей среды в гнезда золотника осуществляется через торцевой зазор между седлом на входе среды и золотником, при отжиме последзолотника, .
Предложенная конструкция выполнима
5 с тремя, двумя и даже с одним проходным входе среды ческой формы
25
40 золотника 7 и его гнездами 10, расположенными на торцевой поверхности золотника 7, 45
55 него от седла напорной средой трубопровода через перепускные отверстия и каналы отверстием, так как его поворотный золотник выполнен в виде поршня цилиндрической формы, а также без запорных узлов на
На фиг. 1 изображен запорный кран, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг.1, Запорный кран содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками. В корпусе 1 на резьбовом соединении установлены два седла 4 и 5, выполненные в виде дисков с проходными отверстиями 6 кониМежду седлами 4 и 5 размещен поворотный золотник 7 с осевым зазором относительно седел, Поворотный золотник 7 выполнен с перемещенными окнами 8 и связан с рукояткой управления 9.
В золотнике 7 с двух его торцевых сторон выполнены гнезда 1 с установленными в них узлами перекрытия проходных отверстий 6 седел 4 и 5 и перепускных окон золотника 8 — пружинами 11 и шариками 12, а проходные отверстия 6 седел 4 и 5 выполнены с посадочными местами 13 под шарики 12.
Кроме того. на торцевой поверхности золотника 7 со стороны седла 5, обращенного к выходному патрубку 3, выполнено осевое дополнительное гнездо 14 с установленной в нем пружиной 15 поджатия золотника 7 к седлу 4 с шариком 16, и кроме того в теле золотника 7 выполнены каналы
17, сообщающие дополнительное центральное гнезда 14 с пеоепускными окнами 8 обращенной к выходному патрубку 3, Перепускные окна 8 золотника 7 и проходные окна 6 B седлах 4 и 5, а также эапорные узлы 10 золотника 7 выполнены симметрично через 120 по кругу.
Принцип работы крана заключается в следующем.
В положении "Закрыто" напорная среда трубопровода, воздействуя в первую очередь на шарики 12 передних запорных узлов 10, отжимает их от седла 4, затем, воздействуя нэ золотник 7, преодолевая силу пружин 11 задних эапорных узлов 10 и пружину 15 центрального гнезда 14, отжимает золотник 7 от седла 4. По зазору между золотником 7 и седлом 4 среда поступает в перепускные окна 8 золотника 7, а затем по радиальным каналам 17 заполняет гнезда
10 задних запорных узлов.
1788370
Составитель Е.Игнашков
Техред М. Моргентал Корректор О.Юрковецкая
Редактор
Заказ 66 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Золотник 7 под воздействием рабочей среды перемещается к входному патрубку
2, т.е, седлу 4, образуя щелевой зазор, заполненный рабочей средой, между золотником 7 и седлом 5 выходного патрубка 3.
Одновременно шарики 12 запорных узлов
10 на входе среды, уравновешенные рабочей средой, помещаются в посадочные места 13 седла 4.
При повороте за рукоятку 9 золотника 7 на 60 в положение "Открыто" (при трех перепускных отверстиях, а их может быть 2 и 1, т.к. золотник выполнен в виде поршня цилиндрической формы), шарики 12 запорных узлов 10 перемещаются в пространство между пропускными отверстиями седел 4 и
5, пропускные отверстия 6 седел 4 и 5 и золотника 7 совмещаются и среда беспрепятственно проходит через кран.
Кран выполним и беэ передних эапорных узлов 10 на входе среды (амортизаторов), т.к. золотник сам обладает жесткой амортизацией за счет центрального гнезда
14 и запорных узлов 10 седла 5.
Формула изобретения
1, Запорный кран,. содержащий герметичный корпус с входным и выходным патрубками и размещенный между двумя неподвижными седлами в виде дисков с, проходными отверстиями дисковый поворотный золотник с перепускными окнами, связанный с рычагом управления, причем оси проходных отверстий седла и перепуск5 ных окон золотника расположены на одной окружности, отличающийся тем, что дисковый поворотный золотник установлен с осевым зазором относительно седел, на торцевых поверхностях золотника вы-, 10 полнены гнезда с установленными в них узлами перекрытия проходных отверстий седла и перепускных окон золотника, выполненных в виде подпружиненных шариков, а проходные отверстия седел
15 выполнены с посадочными местами под шарики.
2. Кран по и. 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что на торцевой поверхности золотника со стороны седла, обращенного к выходному
20 патрубку, выполнено осевое дополнительное гнездо с установленной в нем пружиной с шариком для поджатия золотника к седлу, а в самом золотнике выполнены каналь, сообщающие дополнительное гнездо с пере25 пускными окнами золотника и его гнездами, располо>кенными на торцевой поверхности золотника, обращенной к выходному патрубку.