Складной жилой прицеп
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в машиностроении. Складной жилой прицеп выполнен из П-образных модулей, раздвижных в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно оси разъема посредством рычагов пантографной системы, связанных с нижними приводными модулями. Кронштейны верхних модулей связаны с нижележащими модулями гибкими элементами, например тросами, пропущенными через блоки , установленными на концах поворотных рычагов крыши и нижележащих модулей. Втулки перемещаются по колонкам крыши в процессе трансформации кузова. При этом происходит перераспределение длины ветвей гибкого элемента относительно блока рычага крыши. Дополнительный подъем крыши относительно пола осуществляется также за счет выполнения с уклоном к оси разъема опорных плоскостей рамы и поворотных кронштейнов рамы. Снабжение заднего торца складного жилого прицепа входной дверью из телескопических створок , наружная и внутренняя части которых связаны с кронштейнами крыши и рамы, обеспечивает дополнительный комфорт. 4 з.п.ф-лы. 10 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з В 60 P 3/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ жащими модулями гибкими элементами, например тросами, пропущенными через блоки, установленными на концах поворотных рычагов крыши и нижележащих модулей.
Втулки перемещаются по колонкам крыши в процессе трансформации кузова. При этом происходит перераспределение длины ветвей гибкого элемента относительно блока рычага крыши. Дополнительный подъем крыши относительно пола осуществляется также за счет выполнения с уклоном к оси разъема опорных плоскостей рамы и поворотных кронштейнов рамы. Снабжение заднего торца складного жилого прицепа входной дверью из телескопических створок, наружная и внутренняя части которых связаны с кронштейнами крыши и рамы, обеспечивает дополнительныи комфорт, 4 з.п.ф-лы. 10 ил. нутом положениях; на фиг,4 — разрез Б-Б на фиг.1; фиг.5 — кинематическая схема привода трансформации складного жилого и рицепа; фиг.6 — вид по стрелке Г на фиг,4; фиг.7 — разрез Д-Д на фиг.3; фиг.8 — разрез Е-Е на фиг,2; фиг,9 — разрез Ж-Ж на фиг.3; фиг.10— узел! на фиг,3.
Складной жилой прицеп содержит (фиг.1) смонтированные на раме 1 привод раздвижки 2, ходовую часть 3, дополнительные кронштейны 4 с аутригерами 5, кузов 6, оборудованный телескопической дверью 7, расположенными друг над другом жесткими
"П" образными в плане модулями 8, соединенными друг с другом эластичными полотнищами 9 и размещенными поярусно
lV
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4838887/11 (22) 12.06.90 (46) 23.01.93.Бюл,К 3 (71) Волгодонский филиал Всесоюзного проектно-конструкторского института атомного машиностроения и котлостроения (72) В.Ф.Брагин (56) Авторское свидетельство СССР
N 1167070, кл. В 60 P 3/34, 1983. (54) СКЛАДНОЙ ЖИЛОЙ ПРИЦЕП (57) Использование: в машиностроении, Складной жилой прицеп выполнен из П-образных модулей, раздвижных в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно оси разъема посредством рычагов пантографной системы, связанных с нижними приводными модулями. Кронштейны верхних модулей связаны с нижелеИзобретение относится к транспорту, в частности, к жилым прицепам, преимущественно к легковым автомобилям с различным целевым назначением и сферой возможного использования, например, прицеп-дача, транспортно-туристический прицеп, а также для использования в медицине, в геологоразведочных партиях, в сельском хозяйстве и т.д.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик.
На фиг.1 изображен складной жилой прицеп в транспортном положении; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1 в транспортном и развернутом видах; на фиг.3 — вид по стрелке В на фиг,1 в транспортном и развер1
312„„1789377 А1
1789377 парами, в каждом ярусе обращенными друг к другу полками, причем модули верхнего яруса 10 соединены между собой жестко и оборудованы крышей 11, модули нижнего яруса 12 соединены с приводом 2, посредством которого синхронно перемещаются в противоположные стороны. Модули с каждой из сторон от оси разъема соединены между собой рычагами 13 пантографной системы 15, закрепляемых средними частями
16 на модулях одного яруса, а концами 17— на модулях смежных ярусов. На жестко соединяющей верхние модули раме 18 (фиг.4) смонтированы кронштейны 19 с вертикально расположенными направляющими колонками 20 и установленными на них втулками 21 с блоками 22. Втулки 21 посредством осей 23 (фиг.б) шарнирно закреплены на концах рычагов 17.
На нижеле>кащих модулях 25 (фиг.2,3) смонтированы подпру>киненные относительно упоров 26 стержни 27 и шарнирно концы нижеле>кащих рычагов 28 с блоками
29. Кронштейны 19 и соответствующие концы подпружиненных стержней 27 связаны гибкими элементами 30, например, тросами, предварительно запасованными через блоки 22 и 29, натяжение гибких элементов
30 производится посредством сжатия пру>кины 31 на стержне гайками 32.
На раме смонтирован привод раздвижки 2 нижних модулей 12 (фиг,1,3.5.7.9), содержащий червячный редуктор 33, муфты
34, 35, промежуточный вал 36, одноступенчатые цилиндрические редукторы 37, связанные по обе стороны от оси разъема по торцам кузова с цепным двухручьевым приводом 38, состоящим из ведущих и ведомых двухрядных звездочек 39, 40, натяжных звездочек 41, цепей 42, с размещенными с противоположных сторон на нижних ветвях упорами 43, на верхних ветвях — соединительными звеньями 44, связанными с замковыми устройствами 45 (фиг,2,9), выполненными в виде U-образных скоб 46, штыри которых пропущены в отверстия кронштейнов 47 модулей 12 и подпружинены пружинами 48 относительно кронштейнов посредством застопоренных на штырях шайб 49, Упоры 43 цепи контактируют с опорными поверхностями 51 (фиг,10), установленных шарнирно на осях 52 к боковым частям рамы с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости разъема дополнительныхн ых крон штейнов 4. В транспортном поло>кении складного жилого прицепа дополнительные кронштейны 4 размещаются в нишах 53 (фиг.1,3) и контактируют концами с их опорными плоскостя5
55 ми 54, смещенными в основании на расстояние от плоскости кронштейнов, Опорные направляющие поверхности 55 дополнительных кронштейнов 4 сопряжены с опорными поверхностями 56 рамы 1 и выполнены с уклоном к оси разъема модулей. Аутригеры 5 закреплены с возможностью поворота на концах кронштейнов 4 и фиксации в транспортном поло>кении посредством упругих зажимов 57, Задний торец складного жилого прицепа снабжен входной дверью 7, выполненной телескопической по вертикали, связанной наружной и внутренней створками 58, 59 с поворотными балками 60 и 61, закрепленными соответственно на раме 1 и верхних модулях 10. Балка 61 снабжена направляющим стержнем 62, вставленным во втулки 63 наружной и внутренней створок. Внутренняя поверхность "К" наружных створок 58 служит направляющей для поверхности "И" внутренних створок 59.
Складной жилой прицеп трансформируется в жилое состояние следующим образом. Вращением рукоятки червячного редуктора 33 по часовой стрел ке от тихоходного вала редуктора через муфты 34, 35, одноступенчатый цилиндрический прямозубый редуктор 36 и промежуточный вал 37 передается крутящий момент на цепной 2-х ручьевой привод 38, где вращательное движение преобразуется в прямолинейное перемещение соединительных звеньев в противоположные от оси разъема стороны.
Перемещение звеньев цепного привода через замковое устройство 45 передается на направляющие модули 12, Посредством пантографной системы 15 перемещение модулей 12 преобразуется в одновременное горизонтальное и вертикальное перемещение модулей вышележащих ярусов, т.е. осуществляется трансформация кузова, B процессе которого концы рычагов 13, на которых установлены втулки 21 с блоками 22 смещаются в плоскости торца кузова как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях относительно концов нижележащих рычагов 28 с блоками 29. Происходит перераспределение длины ветвей гибкого элемента 30 относительно блоков 22 в направлении, имеющем "Степень свободы". В данном случае происходит перемещение кронштейнов 19 с верхними модулями, связанными с крышей вертикально вверх по оси направляющих колонок 20, Что ведет к дополнительному подъему крыши 11 относительно пола кузова, который будет тем больше по высоте, чем больше ход нижних модулей 12, и обеспечивается введением в конструкцию дополнительных направляю1789377 щих кронштейнов 4 с обеспечением посредством цепного привода 8 максимального их смещения от оси разьема. Подпружиненные стержни 27 обеспечивают постоянное натяжение гибких элементов 30 и снижение 5 усилия трогания при трансформации. В процессе перемещения соединительных звеньев 44 от оси разъема, упоры 43 перемещаются в обратном звеньям направлении и размыкают дополнительные кронш- 10 тейны 4, которые под действием опорных плоскостей 54 ниш движущихся модулей 12 поворачиваются в исходное положение трансформированного кузова, Для того, чтобы в начальный момент трогания модули 15
12 не наезжали на неразомкнутые дополнительные кронштейны 4 опорные плоскости
54 ниш 53 выполнены с зазором I к соответствующим плоскостям дополнительных кронштейнов 4, В рабочем положении опор- 20 ные направляющие 55 дополнительных кронштейнов 4 сопрягаются с опорными поверхностями 56 рамы 1 и выполнены с уклоном к оси разъема, что приводит к увеличению хода модулей 12, ведет к сме- 25 щению их по высоте относительно пола кузова на тангенс угла наклона сопряженных опорных плоскостей.
В процессе подъема верхних модулей
10 совместно с ними вверх подымаются по- 30 воротные балки 61 и скрепленные с ними
Формула изобретения
1, Складной жилой прицеп, содержащий смонтированный на раме кузов, оборудованный входной дверью, аутригерами и расположенными друг над другом жесткими
П-образными в плане модулями, соединенными друг с другом эластичными полотнищами и размещенными поярусно парами в каждом ярусе с обращенными друг к другу ветвями, причем модули верхнего яруса соединены между собой жестко и оборудованы крышей, модули нижнего яруса смонтированы с возможностью синхронного перемещения в противоположные стороны приводом, а модули, размещенные по одну сторону от продольной оси, соединены между собой рычагами пантографной системы, закрепленными средними частями на модулях одного яруса, а концами — на модулях смежных ярусов, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, он снабжен закрепленными на верхних модулях кронштейнами, несущими вертикально расположенные направляющие колонки с установленными на них втулками с блоками, которые шарнирно внутренние створки 59 со стержнем 62 телескопической двери 7. Дополнительное направление перемещения обеспечивается за счет направляющего стержня 62 и взаимодействующих плоскостей створок "И" и "К".
Приведение кузова 6 складного жилого прицепа в транспортное положение производится в обратной последовательности вращением рукоятки червячного редуктора
33 против часовой стрелки с последующим перемещением модулей 12 посредством цепного привода 8 в обратном направлении, а сам процесс облегчается за счет действия сил тяжести выше размещенных деталей и узлов кузова относительно нижних модулей 12. Дополнительные кронштейны 4 с аутригерами 5 на конечном этапе сдвижки B процессе взаимодействия с упо-. рами 43 приводятся путем поворота относительно осей 52 в транспортное положение и фиксируются.
Верхние модули 10 с кронштейнами 19 опускаются вниз, при этом подпружиненный стержень 27 под действием пружины 31 и приводит гибкие элементы 30 в исходное положение в постоянно натянутом состоянии. Внутренние створки 59 телескопической двери 7 опускаются по направляющим в полость наружной створки 58, в процессе совместного опускания крыши 11 с поворотными балками 61. закреплены посредством осей на концах связанных с верхними модулями рычагов, закрепленными на нижележащих модулях, подпружиненными относительно упоров стержнями и другими блоками, смонтированными на верхних концах нижележащих рычагов, при этом кронштейны связаны с концами стержней гибкими элементами, запасованными через указанные блоки.
2, Прицеп по п.1, отличающийся тем, что привод нижних модулей выполнен цепным, причем звенья цепей выполнены двухручьевыми, связаны с модулями замковыми механизмами, а на нижних их ветвях смонтированы упоры.
3, Прицеп поп2, отл ича ю щийся тем, что он снабжен несущими упомянутые аутригеры дополнительными кронштейнами, шарнирно прикрепленными к боковым частям рамы с воэможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости и взаимодействия с упорами цепи.
4, Прицеп по п.2, о т л и ч,а ю шийся тем, что опорные направляющие поверхности дополнительных кронштейнов сопряжены с опорными поверхностями рамы и
1789377
17 выполнены с уклоном к оси разъема модулей.
5. Прицеп поп,1,отличающийся тем, что входна ;:pb выполнена телескопической по вертикали и связана наружной и внутренней створками с поворотными балками, закрепленными соответственно на раме и верхних модулях.
7б
7,27Я
1789377
1789377
Е-Х
42
Я
8 фф 45 41 бЬг.5
S7
44
1789377
17
1789377
1789377
1789377 по3ериугпо
А . 10
40
50
Составитель В.Брагин
Техред М.Моргентал Корректор Л.Пилипенко
Редактор Т.Иванова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 320 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5