Подъемник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: подъемно-транспортное машиностроение, а именно канатные устройства с вертикальным подъемом, в том числе лифтовые. Сущность изобретения: подъемник содержит направляющие в виде тросов 5, запасованных на ведомых шкивах 3 и закрепленных на верхних и нижних опорах , причем ведущий шкив 2 размещен между двумя ведомыми шкивами, и самоходную кабину 1, выполненную двухъярусной, Шкивы установлены в нижнем ярусе кабины. 11 з.п.ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з В 66 В 9/16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3 00 ,. О
i+)
Ы
> ! д ! (21) 4940682/11 (22) 03,06,91 (46) 23,01,93, Бюл. М. 3 (75) В,я, Штимерман (56) Авторское свидетельство СССР
N 482379, кл. В 66 В 9/16, 1971, (54) ПОДЬEМНИК (57) Использование: подъемно-транспортное машиностроение, а именно канатные
Изобретение относится к подъемным устройствам с канатным подъемом, в том числе к лифтовым устройствам.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей за счет получения устройства вертикального транспорта для людей и грузов, характеризующегося меньшей массой и габаритами, чем известные, пригодного для установки в том числе в сооружениях с нерегулярной структурой, вне сооружений, а также для нестационарных условий и обладающего достаточной надежностью.
Пространственная жесткость устройства достигается без при ленения жестких направляющих использованием хотя бы трех тросовых систем, в которых точки тросовых опор отклонены наружу от проекций соответствующих шкивов таким образом, что оси тросов образуют пирамиды с основанием на опорах, причем пирамиды пересекаются по сечению, соединяющему оси ведущих шкивов, Подъемник может быть дополнительно оборудован жесткими направляющими; в этом случае достаточно хотя бы одной тро„„Я „„1789483 А1 устройства с вертикальным подъемом, в том числе лифтовые. Сущность изобретения: подъемник содержит направляющие в виде тросов 5, запасованных на ведомых шкивах
3 и закрепленных на верхних и нижних опорах, причем ведущий шкив 2 размещен между двумя ведомыми шкивами, и самоходную кабину 1, выполненную двухъярусной, Шкивы установлены в нижнем ярусе кабины. 11 з.п.ф-лы, 6 ил. совой системы, обеспечивающей движение кабины.
Обводные шкивы могут быть дополнительно оборудованы двигателями, приводящими шкивы во вращение, обратное вращению ведущего шкива.
Металлические тросы, взаимодействующие с блоком шкивов, одновременно служат контактными токопроводами для питания электропривода кабины.
Натяжение троса и передаваемая от двигателя мощность регулируются путем горизонтального перемещения ведущего шкиsa относительно вертикальной оси обводных шкивов и изменения при этом угла обхвата шкива тросом.
Натяжение троса регулируется управляющим устройством, содержащим датчики натяжения. управляющий орган и серводвигатель, взаимодействующий с тросом посредством, например, винтового механизма.
Кабина подъемника выполнена двухьярусной, причем механизмы движения встроены в нижний ярус, основанием которого является пластически деформируемая
1789483 ячеистая конструкция, а верхний ярус отделен от нижнего упругой средой, Кабина подъемника образована аварийным ручным приводом ведущих шкивов, связанных с валом каждого из них, например, цепной передачей, а на валу шкива предусмотрена разъемная муфта.
В качестве элемента, взаимодействующего с механизмом движения, подъемник имеет эластичную металлическую ленту или цепь, прич м в последнем случае шкивы выполнены B виде зубчатых колес.
На" фиг.1 показан предлагаемый подъемник; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг,3 — разрез Б — Б на фиг.1; на фиг.4 — вид
В на фиг.3; на фиг.5 — вариант подъемника с дополнительными жесткими направляющими; на фиг.6 — разрез à — Г на фиг,5, Подъемник содер>кит кабину 1, в которую встроен механизм движения, включаю- 20 щий ведущий шкив 2 и обводные шкивы 3, причем на валу шкива 2 смонтирован двигатель 4 (в том числе редукторный), а шкивы 3 установлены с возможностью свободного вращения на подшипниках валов. На шкивах 2 и 3 запасован трос 5, верхний конец которого соединен с натяжным устройством
6, а нижний конец закреплен анкером 7, В кабине 1 установлен аварийный ручной привод 8 ведущего шкива 2, Ведущий шкив 2 30 оборудован тормозом 9, Кроме направляющего троса 5 подъемник может иметь дополнительные жесткие направляющие 10 (фиг.5), причем кабина 1 оборудована башмаками 11, охватывающими направляющие
10 с возможностью подвижки вдоль них, Предусмотрены ловители 12.
Подъемник работает следующим образом, С пульта управления в кабине 1 производится пуск двигателей, при этом 40 вращение от вала двигателя 4 (редукторного) передается на ведущий шкив 2, который, взаимодействуя с запасовэнным íà нем и на обводных шкивах 3 тросом 5, приводит в поступательное движение (например, подь- 45 ем) кабину 1, Для спуска кабины двигатели реверсируются, причем спуск может быть выполнен работой одного двигателя из имеющихся двух и более. При выключении двигателя 4 автоматически срабатывает тормоз
9, что позволяет точно останавливать кабину 1. В случае аварийного отключения двигателя 4 подъемника спуск кабины 1 до отметки ближайшего выхода можно осуществить вручную, например, вращением 55 штурвала ручного привода 8 ведущего шкива 2, причем самодействующая муфта автоматически отключает вал двигателя, B подъемнике могут быть использованы другие, в том числе известные, средства безопасности: ограничители скорости кабины, ловители "парашюты", ловители для жестких направляющих, устройства автоматики, Благодаря независимости одна относительно другой тросовых систем (отдельные двигатели, отдельные натяжные устройства) работоспособность подъемника сохраняется при выходе из строя одной из систем.
Предложены различные варианты исполнения подъемника, Подъемник с тросовыми направляющими наиболее перспективен для сооружений с нерегулярной или с несовпадающей с вертикалью структурой; антенные башни радио- и телепередатчиков, градирни и дымовые трубы, "этажерки" химических производств, сооружения металлургической промышленности, буровые установки и т,п. Данный подъемник может быть использован как мобильное устройство, например. на строительных работах и механизмах, для аварийной эвакуации из зданий.
Целесообразно использование подъемника на местностях с резким перепадом рельефа, на горных работах, В перечисленных случаях исключается необходимость устройства шахт либо иных конструкций с жесткими направляющими для кабины, машинного помещения подъемника, различíblx вспомогательных механизмов. В зависимости от условий ось хода кабины может отличаться от вертикали, Раскачивание кабины при движении предотвращается отклонением направляющих тросов в разные стороны от кабины таким образом, что их оси образуют пирамиды с основанием на опорах тросов, причем вершины пирамид взаимно перемещаются по мере движения кабины. Для монтажа подъемника достаточно верхнюю раму с закрепленными концами тросов установить, например, консольно на необходимой отметке, а нижнюю раму заанкерить в фундаменте. Кабина устанавливается после монтажа тросов, ослабленные тросы запасовываются на шкивах механизма движения, затем натяжными устройствами выбирается слабина.
Мобильные подъемники доставляются на место в комплекте с кабиной и зэпасованными тросами. Нижние концы тросов закреплены на нижней раме, верхние концы намотаны на барабаны, снабженные тормозом и храповым механизмом и смонтированные на верхней раме. Нижняя рама анкерится, например, в грунте, после чего производится подъем верхней рамы, при этом тросы стравливаются с барабанов, На нужной отметке верхнюю раму закрепляют, и после натяжения троса с помощью храпо1789483
55 вого механизма подъемник готов к эксплуатации.
Приводом может служить двигатель внутреннего сгорания, преимущественно для легких подъемников, эксплуатируемых вне сооружений, В сооружениях с регулярной структурой, где конструктивно обоснованы жесткие сердечники, например в жилых, общественных зданиях повышенной этажности, целесообразно использование дополнительных жестких направляющих, которыми могут служить и стены шахты подъемника, Достаточно и одной тросовой системы как органа взаимодействия с механизмом движения, но оптимально использование двух тросовых систем (e зависимости от высоты подъема и грузоподъемности их может быть больше), Для подъемников с электроприводом в качестве токопроводов могут использоваться тросовые системы, причем отпадает необходимость в специальном кабеле питания для подвижной кабины, Токосъем осуществляется с обводных шкивов или дополнительных контактов; поверхности ведущих шкивов, взаимодействующие с тросом, изолируются. Применение неподвижных тросовых систем в качестве токопроводов оптимально при обеспечении безопасности и особенно эффективно для подъемников в высоких зданиях с изолированными шахтами, При больших высотах подъема, когда влияние нагрузки от массы троса дает значительную разницу между натяжением верхнего и нижнего участков троса, натяжение троса регулируется в самом механизме движения смещением ведущего шкива относительно вертикальной оси обводных шкивов: по мере подъема — вовнутрь, по мере опускания — наружу, Смещение шкива задается управляющим устройством по сигналу датчиков натяжения и выполняется отдельным приводом, В общем случае для натяжения используются натяжные устройства нэ опорной раме, включающие винтовой, гидравлический либо иной механизм, связанный с концом троса и приводимый в действие серводвигателем, управляемым от сигналов тензодатчика посредством управляющего органа.
Формула изобретения
1,Подьемник, содержащий вертикальные направляющие, самоходную кабину с ведущими и ведомыми ходовыми колесами и механизм перемещения кабины, разме10
Для легких, периодически используемых подъемников достаточно натяжных устройств с ручной регулировкой.
Кабины стационарных подъемников, главным образом внутри сооружений, выполняются двухъярусными, причем в нижний ярус встраиваются механизмы движения, открывания дверей, ограничители скорости и пр„верхний ярус предназначен для пассажиров и грузов. Основание нижнего яруса выполнено в виде ячеистой конструкции с возможностью пластической деформации при ударе, что позволяет защитить кабину от разрушений в случае падения. Верхний ярус упруго сочленен с нижним посредством амортизаторов- различного рода.
Подъемники, эксплуатируемые вне сооружений, с тросовыми направляющими, оборудуются одноярусной кабиной, а механизмы движения крепятся на наружной поверхности кабины, что более эффективно для мобильных и легких подъемников.
Высокоскоростные подъемники, преимущественно с дополнительными жесткими направляющими, оснащены эластичной стальной лентой в качестве гибкого элемента, взаимодействующего с механизмом движения, причем на контактиру1ощих поверхностях ленты и шкивов выполнено покрытие с фрикционными свойствами (нап ример, высо комолекуля рное), Дости гаемый эффект — бесшумность и плавность хода.
Подъемники с тяжелым режимом работы оснащены цепью в качестве гибкого элемента, причем взаимодействующие с ней шкивы механизма движения выполнены в виде зубчатых колес, Целесообразно применение данного подъемника, благодаря облегчению устройства и повышению надежности, в следующих случаях: в сооружениях, где устройство специальных конструкций, требуемых для известных подъемников, не может быть осуцествлено, вызывает значительные затруднения или экономически не оправдано; в зданиях и сооружениях повышенной этажности; для мобильных устройств, например при строительных и аварийно-спасательных работах, щенный в ее нижней части и включающий в себя ведущие ходовые колеса, оснащенные двигателями, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей подъемника, ходовые колеса вы1789483
45
55 полнены в виде шкивов, а направляющие— в виде тросов, запасованных на упомянутых шкивах и закрепленных на опорах. причем ведущий шкив размещен между двумя ведомыми обводными шкивами.
2.Подъемник по п,1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения стабильного хода кабины, подъемник содержит по крайней мере три троса, причем опоры тросов размещены снаружи вертикальных осей соответствующих шк вов так, что оси тросов образуют усеченные пирамиды с основаниями в плоскостях расположения опор тросов.
3 Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что по крайней мере одна из направляющих выполнена в виде троса.
4.Подъемник по пп.1 — 2, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что он снабжен двумя опорными рамами, на которых закреплены противоположные концы тросов, из них нижние концы закреплены на нижней раме непосредственно, а верхние концы закреплены на поворотных барабанах, снабженных тормозами и храповыми механизмами и смонтированных на верхней раме, причем кабина размещена между нижней и верхней рамами, 5.Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что каждый из обводных шкивов также снабжен двигателем.
6,Подъемник по п,1. о т л и ч а ю щ и йс я тем, что двигатели шкивов оснащены электроприводом, включающим в себя контактные токопровода в виде тросов, при этом последние выполнены металлическими.
7.Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения плавной регулировки мощности двигателя путем изменения угла обхвата шкива, а также регу5 лировки натяжения троса, каждый из ведущих шкивов выполнен с возможностью горизонтального перемещения относительно вертикальной оси обводных шкивов.
8,Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и й10 с я тем, что он снабжен устройствами для регулировки натяжения троса, каждое из которых содержит датчик натяжения, уп равляющий орган и серводвигатель, связанный с тросом.
15 9.Подъемник по п.1, о тл и ч а ю щ и йс я тем, что кабина подъемника выполнена двухъярусной, основание нижнего яруса имеет ячеистую конструкцию с возможностью пластической деформации, верхний
20 ярус отделен от нижнего упругой средой, а механизм перемещения кабины встроен в нижний ярус.
10.Подьемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что кабина оборудована штурвалом
25 аварийного ручного привода ведущих шкивов, связанных с валом каждого из них, например, цепной передачей, причем вал снабжен саморазъемной муфтой.
11.Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и й30 с я тем, что направляющая выполнена из эластичной металлической ленты, причем на контактирующих поверхностях ленты и (или) шкивов выполнено покрытие с фрикционными свойствами.
35 12.Подъемник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что направляющая выполнена в виде цепи, а шкивы — в виде зубчатых колес.
1789483
1789483
7
ФиИ
Составитель В.Штимерман
Техред М,Моргентал Корректор C,Ïàòðóøåâà
Редактор Г,Бельская
Заказ 325 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101
12
2 !