Лекало летной зоны

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 17901

II г

Класс 62-Ь

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ лекала летной зоны.

К патенту А. Н. Вегенера, заявленному 28 мая 1924 года (заяв. свид. № 78360).

0 выдаче патента опубликовано 30 октября 1926 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 года.

Предлагаемое изобретение имеет целью ускорить нанесение летной зоны на летную карту.

Условия летней работы при ветре заставляют летчика перед полетом точно определять предельное удаление от своего аэродрома для того, чтобы обеспе- чить возможность возвратного полета, что имеет место всегда в тех случаях, когда летчик должен непременно вернуться на тот аэродром, с которого улетел. Предельное удаление от места вылета или рабочая дальность зависит от технической скорости самолета, скорости ветра во время полета и запаса горючего, который имеется на самолете для выполнения полета вперед и назад.

В аэронавигации доказывается, что, 1 летняя зона для каждого такого задания является эллипсом, который легко построить по полуосям, зная техническую скорость самолета, скорость ветра и время полета, определяемое по запасу горючего. На фиг. 1 изображена соответствующая схема, а на фиг. 2 — лекало.

На фиг. 1 показана схема расположения эллипсов рабочей дальности при различных ветрах для самолета с технической скоростью в 180 км. в час, приналичии на нем такого запаса горючего, который бы позволял летчику иметь в своем распоряжении 4 часа времени для совершения полета вперед и назад, предполагая, что весь остальной запас горючего будет расходоваться на поддержание самолета в воздухе в том месте, где будет выполняться фотосъемка или какое-либо другое задание, включая сюда и потерю времени на замедления от неточности управления самолетом.

На этой схеме сплошной линией очерчен круг наибольшей возможной (теоретически) дальности возвратного полета за 4 часа времени. Радиус этого круга будет радиусом действия взятого самолета, если 4 часа будет его наибольшей возможной продолжительностью полета при нормальном режиме полета. Точками показан эллипс рабочей дальности (т.-е. граница предельного удаления самолета) при ветре 10м. в секунду при 4-х часовой продолжительности возвратного полета. Вся площадь внутри этого эллипса представляет летную зону для взятого самолета при ветре 10 м/с., и летчик может залетать в любую точку летной зоны с уверенностью, что при возвратном полете он сможет сесть на свой аэродром. Если же летчик попадет в какое-нибудь место, лежащее за границей рабочей дальности, т.-е. вне летной зоны, то ему придется неизбежно совершить спуск вне своего аэродрома из-за недостатка горючего. Пунктиром точка тире показана граница летной зоны при ветре 15 л . в секунду. Пунктиром тире — летная зона при ветре—

20 м/с. Дальнейшие летные зоны при других ветрах не приведены, так как на практике при ветре свыше 20 м. в секунду полеты совершаются очень редко, а более мелкие колебания в величине ветра выходят за пределы необходимой для обычной практической точности вычислений.

Из обзора этой схемы видно, что заметное влияние ветра на полет самолета с технической скоростью в 200 кл. в час становится лишь при ветре около

10 л. в секунду и более. Слабые же ветры без особенной погрешности могут и не приниматься в расчет, так как поправка в дальности за счет ветра не выходит за пределы точности определения времени на выполнение задания

Подобным же образом можно было бы, построить серию летных зон и для любой продолжительности возвратного полета. Практически заслуживает внимания построение таких серий с промежутками времени через один час до наи-, большей продолжительности, допускаемой вместимостью баков для бензина и масла на данном самолете.

Если такие серии летных зон нанести на целлулоидную или какую-либо иную (картонную, алюминиевую) твер- дую пластинку и по границам эллипсов сделать соответственные прорези, то полу- чится лекало, позволяющее совершенно механически наносить на летную карту,, ( с достаточной для практики точностью,, нужную зону дальности для любого ветра.

Наиболее удобными для предварительных соображений о полете являются карты в 10 — 25 верст в дюйме, особенно последняя, а потому и лекало можно заготавливать для карты в 25 верст в дюйме, получая при этом допускаемое по размерам лекало, так как практически достаточно иметь его лишь для одной четверти круга, в виду симметричности летной зоны относительно осей эллипса.

На фиг. 2 показан общий вид такого лекала в уменьшенном масштабе для самолета с технической скоростью в 180 км. в час при объеме баков на 4 часа непрерывной работы на нормальном режиме. Общие размеры такого лекала будут менее квадрата 40 сл. по длине и ширине, так что его можно поместить в крышке ящика с запасными частями при каждом самолете.

Для применения лекала летной зоны поступают следующим образом: накладывают его на карту так, чтобы угол лекала с центром кривых совпал с точкой вылета, а начерченная на лекале стрелка совпала с направлением ветра, нанесенном на карте. Взяв на лекале нужную серию по запасу горючего, необходимо выбрать прорезь, отвечающую той силе ветра, которую надо ожидать на высоте полета, и прочертить по этим прорезям на карте пунктир для тех четвертей, в районе которых лежит нужная летная зона. Все точки, лежащие внутри полученной летной зоны, можно считать достигаемыми при возвратном полете.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Лекало летной зоны, характеризующееся применением целлулоидной или иной твердой квадратной пластинки (фиг. 2) с нанесенными на ней концентрическими кривыми в виде дуг круга и эллипсов, имеющих центром одну из вершин квадрата и соответствующих дальностям полета, в каковых кривых сделаны прорезы для нанесения через них линий летных зон на карте полета, с каковою целью лекало накладывается на карту так, чтобы центр кривых совпал с точкой вылета, а начерченная на лекале стрелка совпала с направлением ветра, нанесенном на карте.

Типо-литография «Красный Печатник», Ленинград, Ъ|е ндународный, 75.