Якорь электрической машины с закрытыми пазами

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к конструкциям электрических машин. Цель изобретения - повышение энергетических показателей электрической машины путем обеспечения и уменьшения равномерного эффективного рабочего зазора и увеличения коэффициента заполнения окна пазов по всей их длине, а также повышение удобства монтажа и упрощение технологии изготовления якоря электрической машины. Якорь содержит обмотку 1 и магнитопровод, состоящий из двух концентрично расположенных внешней 2 и внутренней 3 частей, сопряжение которых осуществляется по коническим поверхностям 4 и 5 соответственно. Обращенные одна к другой и свободные от сопряжения поверхности 6 и 7 соответственно внешней 2 и внутренней 3 частей магнитопровода сформированы в виде впадин и вместе образуют закрытые пазы. Внешний диаметр одного из оснований, например основания 8 внутренней части 3 магнитопровода, может быть равен диаметру окружности, на которой расположены точки наиболее расширенных частей пазов. Части 2 и 3 магнитопровода могут быть выполнены либо шихтованными из листов электротехнической стали, либо из прессованного ферромагнитного материала, 2 з.п. ф-лы, 1 ил. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 1/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О

О

М

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4292402/63 (22) 31.07.87 (46) 23.01.93. Бюл. № 3 (71) Московский химико-технологический институт им. Д.И.Менделеева (72) Г.Г,Рекус (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 75563, кл. Н 02 К 1/06, 1949.

Авторское свидетельство СССР

¹ 9977662255,, кKJлt, Н 02 К 1/06, 1954, Патент США №. 1978100, кл. 310-258, I 934. (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С

ЗАКРЫТЫМИ ПАЗАМИ (57) Изобретение относится к конструкциям электрических машин. Цель изобретения— повышение энергетических показателей электрической машины путем обеспечения и уменьшения равномерного эффективйого рабочего зазора и увеличения коэффициента заполнения окна пазов по всей их длине, „„ЯЦ„„1790022 А1 а также повышение удобства монтажа и упрощение технологии изготовления якоря электрической машины. Якорь содержит обмотку1 и магнитопровод, состоящий из двух концентрично расположенных внешней 2 и внутренней 3 частей, сопряжение которых осуществляется по коническим поверхностям 4 и 5 соответственно. Обращенные одна к другой и свободные от сопряжения поверхности 6 и 7 соответственно внешней

2 и внутренней 3 частей магнитопровода сформированы в виде впадин и вместе образуют закрытые пазы. Внешний диаметр одного из оснований, например основания

8 внутренней части 3 магнитопровода, может быть равен диаметру окружности, на которой расположены точки наиболее расширенных частей пазов. Части 2 и 3 магнитопровода могут быть выполнены либо шихтованными из листов электротехнической стали, либо из прессованного ферромагнитного материала. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

1790022

45

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям электрических машин.

Известна электрическая машина с закрытыми пазами, в которой якорь содержит разъемный магнитопровод из шихтованного железа, выполненный с линией разъема сердечника по окружности, концентрично расположенной относительно внутренней расточкИ статора, т.е, с цилиндрической поверхностью разъема.

Однако при изготовлении этой машины в процессе штамповки листов магнитопровода за счет режущей кромки штампа между разъемными частями шихтованного сборного магнитопровода возникает технологический зазор, который увеличивает магнитное сопротивление магнитопровода и ухудшает свойства электрической машины в целом.

Известна также электрическая машина, в которой технологический зазор между разъем н ы ми частям и м а г н Ит о и р о в ода я ко ря существенно уменьшается посредством выполнения разъемных частей магнитопровода иэ пластин двух типов . полуколец и кольцевых пластин с зубцами и пазами, изготовленных из листов электротехнической стали.

Однако это значительно усложняет процесс изготовления электрической машины подобной конструкции с разъемным магнитопроводом и практически сводит. на нет преимущества машины с разъемным магнитопроводом по сравнению с машинами обычной конструкции.

Найболее близким по технической сущности и решаемой задаче к предлагаемой конструкцйи является техническое решение, в котором якорь электрической машины с закрытыми пазами содержит обмотку и магнитопровод, состоящий из двух сопряженных по коническим поверхностям и концентрично расположенных частей, выполненных из электроизолированных магнитопроводящих элементов и образующих обращенными друг к другу и свободными от сопряжения поверхностями закрытые пазы. В указанных пазах размещены витки обмотки, закрепленные на одной из частей магнитопровода.

Однако и эта электрическая машина характеризуется недостатком, который заключается в том, что внутренняя часть разъемного магнитопровода, выполненная в виде полого усеченного конуса, не позволяет обеспечить равномерное заполнение пазов обмоткой и равномерный эффективный воздушный зазор по всей длине магнитопровода, что приводит к снижению

35 энергетических показателей электрической машины, Целью изобретения является повышение энергетических показателей электрической машины путем обеспечения и уменьшения равномерного эффективного рабочего зазора и увеличения коэффициента заполнения окна пазов по всей их длине, повышение удобства монтажа и упрощение технологии изготовления якоря электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что образующие пазы поверхности обеих частей магнитопровода сформированы в виде впадин, внешний диаметр одного из оснований магнитопровода равен диаметру окружности, на которой расположены точки наиболее расширенных частей пазов, части магнитопровода выполнены из прессованного ферромагнитного материала.

На чертеже представлен пример реализации предлагаемого устройства в изометрии (части магнитопровода в разобранном состоянии).

Якорь электрической машины с закрытыми пазами содер>кит обмотку 1 (на чертеже изображена одна секция обмотки) и магнитопровод, состоящий из двух концентрично расположенных внешней 2 и внутренней 3 частей, сопряжение которых осуществляется по коническим поверхностям (соответственно 4 и 5) разъема, Обмотка 1 закреплена в пазах одной из частей магнитопровода, например, части 3. Обращенные друг к другу и свободные от сопряжения поверхности 6 и 7 соответственно внешней 2 и внутренней 3 частей магнитопровода сформированы в виде впадин и вместе образуют закрытые пазы.

Внешний диаметр одного из оснований, например, основания 8 внутренней части 3 магнитопровода может быть равен диаметру окружности, на которой расположены точки наиболее расширенных частей пазов, Внешняя 2 и внутренняя 3 части магнитопровода могут быть выполнены либо шихтованными из листов электротехнической стали,,либо из прессованного ферромагнитного материала.

Сборка якоря электрической машины с закрытыми пазами осуществляется следующим образом.

Предварительно изготовленные на шаблонах секции обмотки снабжаются соответствующей пазовой изоляцией и закладываются в пазовые впадины внутренней либо внешней части разьемного магнитопровода якоря .Затем эта часть магнитопровода вместе с обмоткой совмещается по коническим по1790022

25 ния коэффициента заполнения окна пазов по всей их длине, образующие пазы поверхности обеих частей магнитопровода сформированы в виде впадин.

Составитель Ф,Мизиано

Техред M.Моргентал Корректор И.Шулла

Редактор Т.Иванова

Заказ 352 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 верхностям с ответной частью магнитопровода якоря и закрепляется на шпоночном, резьбовом или другом креплении.

Далее процесс изготовления электрической машины осуществляется обычными традиционными способами, Технологический процесс изготовления и сборки электрической машины предлагаемой конструкции легко поддается автоматизации.

Вследствие того, что сопряженные по коническим поверхностям внешняя и внутренняя части магнитопровода якоря электрической машины снабжены образующими пазы впадинами, коэффициент заполнения окна закрытых пазов по всей их длине увеличивается, а эффективный рабочий зазор становится равномерным по всей длине магнитопровода электрической машины и вследствие этого может быть уменьшен, Все это ведет к повышению энергетических показателей электрической машины.

Формула изобретения

1. Якорь электрической машины с закрытыми пазами, содержащий обмотку и магнитопровод. состоящий из двух сопряженных по коническим поверхностям и концентрично расположенных частей, выполненных из электроизолированных магнитопроводящих элементов и образующих обращенными одна к другой и свободными or сопряжения поверхностями закрытые пазы, в которых размещены витки обмотки, закрепленные на одной из частей магнитопровода, о т л и ч à Io шийся тем, что, с цель с повышения энергетических показателей электрической машины путем обеспечения и уменьшения равномерного эффективного рабочего зазора и уаеличеВыполнение внешнего диаметра одного из оснований внутренней части магнитопровода якоря равным диаметру окружности, на которой расположены точ5 ки наиболее расширенных частей пазов, повышает удобство монтажа якоря, поскольку при этом впадины внутренней части магнитопровода в . процессе размещения и закрепления s них частей

10 обмотки по существу представляют собой открытые пазы, в которые эти части обмотки могут быть легко заведены сбоку при монтаже якоря.

15 Использование прессованных ферро-. магнитных материалов для частей магнитопровода якоря позволяет упростить технологию его изготовления, что особенно важно, учитывая наличие у укаэанных час20 тей конических поверхностей, по которым они сопрягаются.

2. Якорь электрической машины по и;1, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства монтажа, внешнийдиаметр одного из оснований внутренней части магнитопровода равен диаметру окружности, на которой расположены точки наиболее расширенных частей пазов, 3. Якорь электрической машины по пп, I и 22, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, части магнитопровода выполнены из прессованного ферромагнитного материала.