Дифференциал свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение нагрузочной способности . Дифференциал имеет две обгонные муфты и тела заклинивания в виде заклйнивающих пластинок 8, которые объединены сепараторами 7. Последние управляются храповыми собачками б, 17, которые, в свою очередь, управляются инерционным переключателем автоматики. В качестве инерционного переключателя служит ведущая обойма 2 обгонных муфт. Дифференциал имеет фиксатор ведущей обоймы, что позволяет транспортному средству иметь способность наката. Изобретение может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов, оно обеспечивает автоматическую блокировку колес в тяжелых дорожных условиях, делает не нужными межосевые дифференциалы, снижает расход топлива. 2 з.п, ф-лы, 8 ил., . . ; & Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я) В 60 К 17/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВедОмстВО сссР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ПАТЕНТУ
1 (21) 4808633/11 (22) 02.04.90 (46) 23.01.93. Бюл. М 3 (75) Г.В.Белошапкин и В.К.Писаров (73) В.К.Писаров (56) Патент США N" 2481066, кл. 74/650, 1949. (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение нагрузочной способности. Дифференциал имеет две обгонные муфты и тела заклинивания в виде заклини„„Я „„1790522 А3 вающих пластинок 8, которые объединены сепараторами 7; Последние управляются храповыми собачками 6, 17, которые, в свою очередь, управляются инерционным переключателем автоматики. В качестве инерционного переключателя служит ведущая обойма 2 обгонных муфт. Дифференциал имеет фиксатор ведущей обоймы, что позволяет транспортному средству иметь способность "наката",. Изобретение может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов, оно обеспечивает автоматическую блокировку колес в тяжелйх дорожных условиях, делает не нужными межосевые дифференциалы, снижает расход топлива. 2 з,п, ф-лы, 8 ил, 1790522
Изобретение относится к MGLUMHQGTpo- звездочка 5 поворачивается по часовой ению, в частности к трансмиссиям транс- стрелке,происходитрасклиниваниеплоскопортных средств, сти звездочки 5 и клиновой пластинки 8 муфЦель изобретения — расширение функ- та начинает работать как муфта свободного циональных возможностей и повышение на- 5 хода, в то время как вся мощность двигателя .груэочной способности. предается нэ колесо, имеющее меньшую
На фиг.1 показан продольный разрез скорость. дифференциала свободного хода; на фиг.2 — При буксовании колес, например, автовзаимодействив деталей на переднем ходе; мобиля муфта работает следующим обрана фиг.3 — ведущая обрйма; на фиг.4 — то же, "0 зом. разрез; на фиг,5 — размещение обоймь1 на В нормальном состоянии при работе векоробке на переднем ходе; на фиг.6 — то же — дущего места по данному изобретению, когна заднем ходе, на фиг.7 — коробка с зэфик- да медленно вращающееся колесо является сированной ведущей обоймой (транспорт- ведущим, а быстро вращающееся колесо ное средство имеет "накат"); на фиг,8 — то "5 свободно идет в обгон, клиновые пластинки же со свободной ведущей обоймой (транс- 8 занимают нейтральное положение, а звезпортное средство можеттормозиться двига- дочка 5 вращается по часовой стрелке. Если телем). - "; созданы условия для буксования ведущего
В коробке1свободноустановлена веду-" колеса, оно увеличивает скорость и выравщая обойма 2, общая для двух обгонных 20 нивэет свою скорость с колесом, идущим в муфт. Коробка 1 связана с обоймой 2 корон- обгон. Собачка 17 войдет в зацепление с чатыми выступами 3, размещенными в па- храповым колесом 12, сепаратор 7 поверзах13 на торце коробки. Полуоси 4 шлицами нется и включит в работу муфту по передаче
" связаны с ведомыми звездочками 5. Звез- крутящего момента второму колесу. До тех дочки 5 расположены внутри ведущей обой- 25 пор, пока существуют условия для буксовамы 2. В сейараторах 7 установлены ния одного из колес, обе муфты будут рабоклиновые пластинки 8, которые пружинами тать с одинаковой угловой скоростью. Таким
9 прижаты к опорным площадкам звездо- образом, происходит автоматическая бло-. чек, - . кировка колес одного ведущего моста и увеПружины 10. обеспечивают тарирован- 30 личивается тяговое усилие. ныйнатягхраповогоколеса12натормозное . B транспортном средстве, имеющем кольцо сепаратора 7. Пружийа 11 связывает два и более ведущих моста при оборудовахраповые собачки 6 и 17, которые являются нии их дифференциалами свободного хода включателями обгонных муфт на передний по данному изобретению, всегда ведущим (или задний) ход или торможение двигате- 35 будет одно колесо, на данный момент имелем.::.:- ющее минимальную скорость. Остальные
Дифференциал свободного хода раба- колеса, имеющие скорость больше ведущетает следующим образом (см,фиг,2 при ro, идет свободно в обгон. По мере выравнивключении переднего хода), Главная пере- вания скорости ведущих колес за счет дача ведущего моста вращает коробку 1 по 40 пробуксовки автоматически включаются осчасовой стрелке, при этом корончатые вы- тальные колеса, и они начинают вращаться ступы 3 выбирают зазоры в пазах 13 короб- с одной скоростью как механически сблокики и ведущая обойма приводится во рованные, что позволяетувеличить тяговое вращение совместно с коробкой (фиг.5), Вы- усилие и улучшить проходимость транспорступ 16 выводит собачку 6 заднего хода из 45 тного средства в тяжелых дорожных условизацепления с храповым колесом. Собачка ях, Вследствие этого транспортное переднего хода 17 воздействует на храпо- средство, имеющее два и более ведущих вое колесо 12 и через тормозное кольцо .моста, может не иметь межосевых диффесепаратора 7 поворачивает сепаратор вме- ренциалов, что удешевит, облегчит и упросте с клиновыми пластинками 8 вправо. 50 стит многоосное транспортное средство.
Этим выбирается зазор между звездочкой 5 Работа дифференциала на заднем ходе и внутренней поверхностью ведущей обой- . идентична работе при ходе вперед. мы 2, а следовательно, происходит затяги- - Приторможениидвигателемдифференвание всех клиновых пластин 8 между циал работает следующим образом. плоскостями звездочки 5 и внутренней по- 55 Присниженииоборотовдвигателязвезверхностью ведущей обоймы 2. Крутящий дочки 5 вращаются быстрые коробки 1, при момент через клиновые пластинки 8 переда- этом эа c .åò инерции ведущей обоймы 2 и ется на звездочку 5 через шлицевое соеди- сил трения клиновых пластинок 8 о ведущую нение полуосям 4 и далее на колеса. Если обойму 2 последняя. занимает правое положе колесо данной муфты пойдет в обгон, то жение и выступ 16 выводит собачку 17 пере1790522
20
55 днего хода из зацепления с храповым колесом, Собачка 6 останавливает храповое колесо 12, э вместе с ним с паратор 7 и клиновые пластинки 8. Звездочка 5, продолжая вращение, заклинит клиновые пластинки 8. Теперь крутящий момент передается от колес к двигателю. Если в момент происходит маневрирование, то на двигатель работает быстро вращающееся колесо, а медленно вращающееся колесо поворачивает звездочку 5 против часовой стрелки.
Происходит расклинивание и механизм работает как муфта свободного хода, вращаясь против часовой стрелки.
Аналогично происходит торможение двигателем и при движении задним ходом, При езде "накатом" (фиг,7,8) дифференциал работает следующим образом.
Ведущая обойма 2 имеет палец 15, который проходит сквозь коробку через паз
19. На коробке 1 установлен стакан 20 с буртом; Стакан 20 имеет свободу перемещения вдоль оси дифференциала. Для перемещения стакана имеется поводок 18, управляемый водителем иэ кабины. На стакане 20 имеется паз для фиксации пальца 15 в положении переднего хода, Пальцы 14 обеспечивают вращение стакана вместе с коробкой 1 и свободу перемещения стакана . 20 в осевом направлении.
Указанное устройство предназначено обеспечивать движение "накатом" при движении транспортного средства передним ходом и может быть включено лишь в момент движения передним ходом. Двигаясь
Формула изобретения
1:Дифференциал свободного хода, содержащий устаног.ленный в ведущем мосту на подшипниках корпус, внутри которого установлены на полуосях два ведомых соосных элемента с сепараторами и заклинивателями, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональной возможности и повышения нэгрузочной способности, в корпусе дополнительно установлены обойма, выполненная с выступами на торцах, а корпус выполнен с пазами для размещения упомянутых выступов, ведомые элементы выполнены в виде звездочек с установленными на них посредством сепараторов ээклинивателей, выполненных в виде клиновых пластинок, поджатых пружинами к звездочкам с возможностью радипередним ходом, устанавливают при помощи поводка 18 стакан 20 в леное положение.
Палец 15 будет зафиксирован в положении переднего хода, и выступ 16 ведущий обоймы 2 отключит собачку 6, включающую муфту на торможение двигателем и задний ход, При фиксации ведущей обоймы 2 в положении переднего хода дифференциал свободного хода по данному изобретению является самоблокирующимся и со свойством "наката".
Дифференциал свободного хода поданному изобретению устраняет существенные недостатки прототипа и по сравнению с дифференциальным механизмом дает возможность снизить расход топлива, так как трение в ведущем мосту снижено, При использовании изобретения, например, в многоосных транспортных средствах отпадает надобность в межосевых дифференциалах, что значительно снизит вес и упростит ходовую часть автомобиля.
Покрышки колес при контакте с дорогой не будут преодолевать сопротивление трения в дифференциале, что повысит их долговечности. Автоматическая блокировка позволит резко поднять проходимость автомобиля, не снижая его управляемости. Способностьтранспортного средства к "накату" облегчит труд водителя и будет способствовать экономичности транспортного средства, Простота конструкции дифференциала свободного хода позволит создать надеж35 ный и работоспособный узел трансмиссии, ального перемещения для взаимодействия с упомянутой обоймой, причем каждый сепаратор связан с храповым колесом для осуществления его взаимодействия с корпусом через установленные на нем храповые собачки, связанные друг с другом пружинами:
2. Дифференциал по п,1, о т л и ч à е -. шийся тем, что, с целью. обеспечения торможения транспортного средства двигателем, обойма обгонных муфт имеет выступы, управляющие храповыми собачками..
3. Дифференциал по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения движения трайспбртного средства накатом, обойма обгонных муфт снабжена пальцем для принудительной фиксации в положении переднего хода подвижным стаканом, размещенным на коробке дифференциала.
1790522
° 1790522 ие
Ф Ю
Составитель С.Белоуско
Техред М.Моргентал Корректор Т.Вашкович
Редактор Г.Бельская
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101
Заказ 362 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5