Дирижабль и способ маневрирования дирижаблем по высоте

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, в частности к способам и устройствам, обеспечивающих их подъем и спуск. Целью изобретения является обеспечение безопасности полета и упрощение маневрирования по высоте, Способ маневрирования дирижаблем по высоте заключается в том, что одну оболочку заполняют несущим газом, а другую воздухом . При высоте равной нулю маневровый баллон 4 заполняют воздухом до атмосферного давления. В режиме взлета воздух от . ..--..:,. ;- - / 1 качивают до достижения дирижаблем заданной высоты, а в режиме посадки - маневровый баллон 4 соединяют с атмосферой, а затем закачивают в него воздух, масса которого равна или больше величины, на которую изменилась масса дирижабля. Способ реализуется дирижаблем, который содержит мягкую двухстенную оболочку, состоящую из наружной стенки 1 и внутренней - газовместилища 2, которое соединено с жесткой , килевой формой 3, совмещенной с маневровыми и компенсационным жестким .баллонами 4 и 5. С нижней стороны килевой фермы закреплена гондола 6 с размещенными в ней кабиной 7 экипажа, компрессорами 8 и 9 и двигательной установкой 10. Жесткие маневровый и компенсационный , баллоны 4 и 5, выполненные в виде герметичных элементов килевой фермы 3. связаны через систему электромагнитных клапанов 11-18-и компрессоры 8 и 9 со всасывающими и нагнетательными патрубками воздуховода , соединенного с атмосферой. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 3 ил. (/) С XI Ю О ел ND 00 CJ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 64 В 1/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ЙЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕ HTY

1 (21) 4944651/23 (22) 09.04.91 (46) 23.01.93, Бюл,М 3 (76) В.С.Шалаев, А.П,Болштянский, Ю,З.Ковалев и В.Д.Белый (56) Арне М,Я. "Дирйжабли". — Киев: Наукова думка, 1986, с.32.

Б роуде Б.Г. Воздухоплавательные летательные аппараты. — М.: Машиностроение, 1976, с.108-110. рис.4.13-r. (54) ДИРИЖАБЛЬ И СПОСОБ МАНЕВРИРОВАНИЯ ДИРИЖАБЛЕМ (57) Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, в частности к способам и устройствам, обеспечивающих их подъем и спуск, Целью изобретения является обеспечение безопасности полета и упрощение маневрированйя по высоте, Способ маневрирования дирижаблем. по высоте заключается в том, что одну оболочку заполняют несущим газом, а другую воздухом. При высоте равной нулю маневровый баллон 4 заполняют воздухом до атмосферного давления, В режиме взлета воздух отА

„„Я„/„„1790528 А3 качивают до достижения дирижаблем заданной высоты, а в режиме посадки — маневровый баллон 4 соединяют с атмосферой, а затем эакачивают в него воздух, масса которого равна или больше величины, на которую изменилась масса дирижабля. Способ реализуется дирижаблем, который содержит мягкую двухстенную оболочку, состоящую из наружной стенки I и внутренней— газовместилища 2, которое соединено с жесткой . килевой формой 3, совмещенной с маневровыми и компенсационным жестким .баллонами 4 и 5. С нижней стороны килевой фермы закреплена гондола 6 с размещенными в ней кабиной 7 экипажа, компрессорами 8 и 9 и двигательной установкой 10.

Жесткие маневровый и компенсационный, баллоны 4 и 5, выполненные в виде герметичных элементов килевой фермы 3, связаны через систему электромагнитных клапанов

11-18и компрессоры 8 и 9 со всасывающими и нагнетательными патрубками воздуховода, соединенного с атмосферой. 2 с. и 2 з.п,ф-лы, 3 ил.. 1790528

Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, в частности к способам и устройствам, обеспечивающим их подъем и спуск, Известен дирижабль, содержащий мягкую оболочку для размещения несущего газа и емкость для воздуха, жесткую килевую ферму, соедийейную с оболочкой, двигательную устаноИу, Известен дирижабль, содержащий мягкую двухстенную оболочку для размещения несущего газа и емкость для воздуха, >кесткую килевую ферму, соединенную с оболочкой, двигательную и компрессорную установки. Дан н ы и дирижабль реализует способ маневрирования по высоте, при котором одну оболочку заполняют несущим газом, а другую воздухом, откачивают или закачивают воздух, К недостаткам известного дирижабля можно отнести то, что для обеспечения маневрирования по высоте требуется заканчивать воздух под большим давлением, особенно по мере выгорания топлива, что усложняет маневрирование по высоте и снижает безопасность полета.

Целью изобретения является обеспечение безопасности полета и упрощение маневрирования по высоте, Поставленная цель достигается тем, что дирижабль, содержащий мягкую двухстенную оболочку для. размещения несущего га-за и емкость для воздуха, жесткую килевую ферму, соединенную с оболочкой, двигательную и компрессорную установки, снабжен по крайней мере однйм жестким баллоном, связан ны м через;;лапаны со всасывающим и нагйетательным патрубками воздуховода, соединенного с атмосферой, Дирижабль может быть снабжен маневровым и компенсационным жесткйми баллонами, соединенными с индивидуальными компрессорами и друг с другом воздуховодом с системой электромагнитных клапанов, при этом маневровый и компенсационный баллоны могут быть выполнены в виде герметичных элементов жесткой килевой фермы, Поставленная цель достигается тем, что в способе маневрирования дирижаблем по высоте, при котором одну оболочку заполняют несущим газом, а другую воздухом, откачивают или заканчивают воздух, жесткий маневровый баллон в состоянии стати- ческого равновесия при высоте равной нулю заполняют воздухом до достижения давления, равного атмосферному, затем в режиме взлета воздух откачивают до достижения дирижаблем заданной высоты подъема, а в режиме посадки маневровый баллон соединяют с атмосферой, а затем закачивают в него воздух, масса которого равна или больше величины, на которую изменилась масса дирижабля.

На фиг.1 изображен предлагаемый дирижабль, вид сбоку; на фиг,2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг,З вЂ” схема воздушных коммуникаций маневрового и компенсационного жестких баллонов.

Дирижабль содержит мягкую двухстенную оболочку, состоящую их наружной стенки 1 и внутренней 2 — газовместилища, которое соединено с жесткой килевой фермой 3, совмещенной с маневровым 4 и ком15 пенсационным 5 баллонами С нижней стороны килевой фермы 3 закреплена гон- дола 6 с размещенными в ней кабиной 7 экипажа, компрессорами 8 и 9 и двигательной установкой 10. Жесткие маневровый 4 и

20 компенсационный 5 баллоны, выполненные в виде герметичных элементов килевой фермы 3, связаны через систему электромагнитных клапанов 11 — 18 и индивидуальные компрессоры 8 и 9 со всасывающим и нагнетательн ым патрубками воздуховода, соединенного с атмосферой. Воздуховод оснащен ручными вентилями В1 и В2.

Маневровый баллон 4, компрессор 8, вентиль В1 и клапаны 11, 12, 13 и 14 служат

30 для подъема дирижабля, спуска и прижатия дирижабля к посадочной площадке.

Компенсационный баллон 5, компрессор 9, вентиль В2 и клапаны 16, 17 и 18 служат для увеличения веса конструкции дири>кабля по мере выработки топлива. Компрессор 9 напрямую связан с валом двигателя.

Клапан 15 служит для обеспечения откачки воздуха иэ баллона 4 при обнаруже40 нии в нем небольшой разгерметизации во время полета, которая возможна при плохом срабатывании клапанов 11-14(в зимних условиях), при появлении микротрещин в швах и материале баллона 4.

45 Устройство работает следующим образом, При наличии в дирижабле только одного жесткого баллона 4 (маневрового);

Взлет: вентиль В1, клапаны 11, 14 — за50 крыты 1?, 13 открыты, компрессор К1 (8) откачивает воздух иэ баллона 4, снижая вес дирижабля.

Полет без изменения высоты: полет осуществляется за счет газовых сил (несущих

55 газом заполнено газовместилище с мягкой оболочкой 2). Клапаны 11, 12, 13, 14 закрыты, компрессор К1 (8) отсоединен от двигателя.

Посадка; клапаны 12, 13 закрыты, клапаны 11, 14 открыты, компрессор К1 (8) под1790528

20 ключен к двигателю.. Воздух поступает в маневровый жесткий баллон 4, поднимая сначала в нем давление до атмосферного (дирижабль достигает поверхности земли), а затем компрессор 8 продолжает заканчи- 5 вать в маневровый баллон воздух, прижимая дирижабль к земле с необходимым усилием.

Аварийная посадка: при любом состоянии клапанов открывается вручную вентиль 10

В1, воздух из атмосферы заполняет баллон

4, устанавливая таким образом газовоздушный баланс, при котором дирижабль находится у поверхности земли.

При наличии в дирижабле второго жес- 15 ткого баллона — компенсационного, в штатной ситуации клапаны 15, 18 и вентиль В2

Формула изобретения

1. Дирижабль, содержащий мягкую двухстенную оболочку для размещения несущего газа и емкость для воздуха, жесткую килевую ферму, соединенную с оболочкой, двигательную и компрессорную установку, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасности полета и упрощения маневрирования по высоте, дирижабль снабжен по крайней мере одним жестким баллоном, связанным через клапаны со всасывающим и нагнетательным патрубками воздуховода, соединенного с атмосферой, 2, Дирижабль по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен маневровым и компенсационным жестким баллонами, соединенными с индивидуальными компрессорами и друг с другом воздухопроводом с системой электромагнитных клапанов. перекрыты. клапаны 16 и 17 открыты, про- исходит закачка воздуха иэ-эа борта в баллон 5 для компенсации расхода топлива.

При избытке давления в баллоне 5 клапан

17 перекрывается, клапан 18 открывается, . компрессор 9 работает вхолостую.

Аварийный взлет возможен при открытии вентиля В2 вручную.

Для осуществления заявленного способа мягкую оболочку заполняют гелием, а маневровый 4 и компенсационный 5 баллоны — воздухом. Маневрирование по высоте при взлете и посадке осуществляют изменением только массы воздуха, заключенного в маневровом 4 баллоне. Масса несущего газа, гелия, заключенного в мягкой оболочке, остается постоянной, 3. Дирижабль по пп.1 и 2, о т п и ч а юшийся тем, что маневровый и компенсационный баллоны выполнены в виде герметичных элементов жесткой килевой фермы, 4. Способ маневрирования дирижаблем по высоте, при котором одну оболочку заполняют несущим газом, а другую воздухом,откачивают или эакачивают воздух, отличающийся тем, что жесткий маневровый баллон в состоянии статического равновесия при высоте, равной нулю, заполняют воздухом до достижения давления, равного атмосферному, затем в режиме взлета воздух откачивают до достижения дирижаблем заданной высоты подьема, а в режиме посадки маневровым баллон соединяют с атмосферой, а затем заканчивают в него воздух, масса которого равна или больше величины, на которую изменилась масса дирижабля.

1790528

А-А

° .Ю-.-Ю

Линия шпиасферного Райакия

Ща.5

Составитель А. Аверьянов

Техред М.Моргентал Корректор М; Максимийинец

Редактор Т. Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 363 Тираж: Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5