Двигатель с фрикционным приводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в области машиностроения , в частности, в двигателях. Сущность изобретения: каналы ротора оси имеют направленные под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси ротора, и направленные по касательной к диаметру, среднему между диаметром наружной поверхности цилиндрического ротора и диаметром внутренней поверхности наибольшего кольца. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 01 D 1/36
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4913956/06 (22) 21.02.91 (46) 23.01.93. Бюл. N 3 (71) Дальневосточный технологический институт (72) Е.И.Кончаков и А.Г.Ермолинский (73) Дальневосточный технологический институт (56) Патент США N 4218177, кл, F 01 D 1/36, опубл. 1980.
Заявка ФРГ N 2445382,,кл. F 01 D 1/36, опубл. 1976.
Патент США N 3650632, кл, F 01 D 1/36, опубл. 1972, Авторское свидетельство СССР
N 26305, кл. F 01 0 1/36, опубл. 1982.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям, Известен двигатель с фрикционным турбоприводом, содержащий корпус с выполненным в нем соплом, ось которого центрирована относительно установленного в цилиндрической расточке корпуса ротора, набранного из смонтированных на валу тонких полированных дисков. Сопло направляет струю рабочего тела в промежутки между дисками вдоль их хорд, где она отдает часть своей кинетической энергии, которая преобразуется в работу на валу, Недостатком такого двигателя является низкий коэффициент полезного действия.
Известен двигатель с фрикционным турбоприводом, содержащий корпус с выполненным в нем соплом, ось которого центрирована относительно установлен ного в цилиндрической расточке корпуса ротора, состоящего из смонтированного на валу несущего тонкого диска и закрепленных на
„„5M„„1790685 АЗ (54) ДВИГАТЕЛЬ С ФРИКЦИОННЫМ ПРИВОДОМ (57) Использование: в области машиностроения, в частности, в двигателях, Сущность изобретения; каналы ротора оси имеют направленные под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси ротора, и направленные по касательной к диаметру, среднему между диаметром наружной поверхности цилиндрического ротора и диаметром внутренней поверхности наибольшего кольца. 3 ил, нем несамонесущих кольцевых дисков. Сопло направляет струю рабочего тела в узкие щели между дисками вдоль их хорд, где она отдает часть своей кинетической энергии, которая преобразуется в работу на валу. Недостатком такого двигателя является низкий коэффициент полезного действия.
Известен двигатель с фрикционным приводом, содержащий корпус с выполненными в нем впускным и выпускным каналами, оси которых перпендикулярны к оси и направлены по касательной к поверхности установленного в цилиндрической pecTo÷êå корпуса соосно с зазором цилиндрического ротора. Рабочее тело, проходя от одного канала к другому между ротором и внутренней поверхностью расточки отдает ротору часть своей кинетической энергии.
Недостатком известного двигателя является низкий коэффициент полезного действия, что объясняется потерями кинетической энергии рабочего тела на тре1790685
40 ние о неподвижную цилиндрическую поверхность расточки корпуса, Известен двигатель с фрикционным приводом, содержащий установленный с зазором в цилиндрической расточке корпуса цилиндрический ротор имеющий смонтированные на его наружной поверхности вставленные друг в друга с зазором гладкие, тонкие, цилиндрические кольца и выполненные в корпусе впускные и выпускные каналы, ось первого из которых направлена под острым углом к плоскости перпендикулярной оси ротора. Недостатком известного двигателя является низкий к,п,д.
Целью изобретения является повышение коэффициента полезного действия.
Указанная цель достигается тем, что в известной конструкции двигателя с фрикционным приводом, содер>кащем корпус с выполненными B нем впускным и выпускным каналами, оси которых перпендикулярны к оси и направлены по касательной к поверхности установленного в цилиндрической расточке корпуса соосно с зазором цилиндрического ротора, на последнем, симметрично его оси. смонтированы вставленные друг в друга с зазором гладкие тонкие цилиндрические кольца, причем впускной канал расположен с одного конца ротора, а выпускной канал выполнен с другого конца ротора в виде выходного отверстия в корпусе.
На фиг. 1 показан общий вид двигателя с фрикционным приводом; на фиг. 2 — поперечный разрез по оси впускного канала; на фиг. 3 — поперечный разрез ротора, Двигатель с фрикционным приводом содер>кит корпус 1 с выполненным в нем впуФормула изобретения
Двигатель с фрикционным приводом, содержащий установленный с зазором в цилиндрической расточке корпуса цилиндрический ротор, имеющий смонтированные на его наружной поверхности вставленные друг в друга с зазором гладкие, тонкие, цилиндрические кольца, и выполненные в корпусе впускные и выпускные каналы, ось скным каналом 2. В цилиндрической расточке корпуса 1 соосно установлен цилиндрический ротор 3 со смонтированными на нем с помощью винтов 4 симметрично оси, вставленных друг в друга, гладкими цилиндрическими кольцами 5 одинаковой длины, зазор между которыми выставлен с помощью одинаковых шайб 6. Ось впускного канала 2 направлена под острым углом к плоскости перпендикулярной оси ротора 3 и по касательной к диаметру среднему между диаметром внутренней поверхности наибольшего из колец 5 и диаметром наружной цилиндрической поверхности ротора 3. С другого конца ротора 3 в корпусе 1 имеется выходное отверстие 7, Двигатель с фрикционным приводом работает следующим образом.
Впускной канал 2 направляет струю рабочего тела в зазоры между кольцами 5 и зазор наименьшим из колец 5 и ротором 3, где она отдает за счет сил трения часть своей кинетической энергии вращающемуся ротору 3 и выводится из двигателя через отверстие 7.
Монтаж на цилиндрическом роторе вставленных друг в друга с зазором гладких тонких цилиндрических колец позволит исключить потери на трение рабочего тела о цилиндрическую поверхность расточки корпуса, составляющих до 50/ кинетической энергии рабочего тела и использовать эту энергию на полезную работу трения струи рабочего тела о цилиндрические поверхности колец, что повысит КПД двигателя дополнительно на 30, первого из которых направлена под острым углом к плоскости, перпендикулярной к оси ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, ось впускного канала дополнительно ориентирована по касательной к диаметру, среднему между диаметром наружной поверхности цилиндрического ротора и диаметром внутренней поверхности наибольшего кольца.
1790685
50
Составитель И. Василенко
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор А. Козориз
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 371 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5