Устройство для страховки при работе на высоте
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: устройство содержит корпус с размещенным в нем барабаном с гибким элементом и тормозной механизм , причем тормозной механизм выполнен в виде двухлопастного ротора с выпуклыми двухгранными рабочими поверхностями , закрепленного на валу барабана в корпусе с волнообразными внутренними стенками, заполненном шариками, причем на барабане имеется кольцевой п%з, шириной , равной диаметру гибкого элемента, расположенного в нем спирально в вертикальной , плоскости и закрепленного одним концом в центре вращения барабана. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВИСКИХ социАлистических
РЕСПУБЛИК (si)s А 62 В 1/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4494938/12 (22) 18.10,88 (46) 30.01.93. Бюл. N. 4 (71) Специальное конструкторское бюро по новой технике монтажных и специальных строительных работ (72) В. Н. Николаев (56) Авторское свидетельство СССР
N- 718113, кл. А 62 В 1/08, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТРАХОВКИ ПРИ
РАБОТЕ НА ВЫСОТЕ (57) Сущность изобретения: устройство содержит корпус с размещенным в нем бараИзобретение относится к индивидуальным средствам безопасности при ведении работ на высоте.
Известно страховочное устройство, включающее корпус с размещенным в нем барабаном с гибким элементом, заполненный инерционной массой, и тормозной механизм в виде ротора с лопастями для взаимодействия с инерционной массой с волнообразными выступами, выполненными на внутренней цилиндрической части корпуса.
Недостатком такого устройства является неудобство пользования из-за большого веса и габаритов.
Целью изобретения — является повышение удобства пользования устройством, за счет снижения его габаритов.
Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем корпус с размещенным в нем барабаном с гибким элементом, заполненный инерционной массой, и тормозной механизм в виде ротора с попа. Ы» 1790947 А1 баном с гибким элементом и тормозной механизм, причем тормозной механизм выполнен в виде двухлопастного ротора с выпуклыми двухгранными рабочими поверхностями, закрепленного на валу барабана в корпусе с волнообразными внутренними стенками, заполненном шариками, причем на барабане имеется кольцевой пауз, шириной, равной диаметру гибкого элемента, расположенного в нем спирально в вертикальной- плоскости и закрепленного одним концом в центре вращения барабана. 1 з. и. ф-лы, 3 ил. стями для взаимодействия инерционной массы с волнообразными выступами, выполненными на внутренней цилиндрической части корпуса, лопасти ротора выполнены с выпуклыми в сторону вращения двухгранными рабочими поверхностями, причем на внутренних торцевых стенках корпуса выполнены радиальные выступы и впадины, а на внутренней поверхности цилиндрической образующей — выступы и впадины, направленные параллельно оси вращения.
При этом двухгранные рабочие поверхности лопастей ротора расположены под углом 155 — 175 одна к другой.
На фиг. 1 изображено устройство для страховки при работе на высоте, вид сбоку; на фиг. 2 — вид по стрелке А нэ фиг. 1; на фиг, 3 — сечение Б-Б на фиг. 2.
Устройство состоит из корпуса 1 с крышкой 2, барабана 3 с валом 4, нэ котором закреплен двухлопэстной ротор 5. На барабане 3 выполнен кольцевой пэз 6, в котором
1790947 спирально в вертикальной плоскости расположен гибкий элемент 7, закрепленный в центре вращения барабана 3. На внутренних стенках корпуса 1 выполнены волнообразные выступы и впадины 8, а на торцевых стенках — радиальные выступы и впадины 9, Пространство между лопастями ротора 5 заполнено инерционной массой в виде шариков 10. Свободный конец гибкого элемента
7 снабжей коушем 11 для крепления к поясу монтажника, a êðþê 12 предназначен для закрепления самозатягивающейся петлей на балке, .поперечине или скобе монтируемой конструкции.
На роторе 5 выполнены выпуклые в сторону вращения граненые рабочие поверхности 13, расположенные под у лом 155—
175 друг к другу (а — соответственно 12,5О—
2,5"). Для заполнения корпуса шариками в крышке 2 предусмотрено отверстие с резьбовой пробкой 14, Вал барабана 3 установлен в подшипнике скольжения 15, запрессованном в крышку 2. Гибкий элемент 7 закреплен в центре вращения барабана 3 клиновым зажимом 16. Для наматывания излишней длины гибкого элемента 7 предусмотрена накладка 17, соединенная с барабаном 3 винтами 18.
Устройство работает следующим образом.
Рабочий монтажник коуш 11 устройства пристегивает карабином к своему поясу. 3атем крюком 12 цепляет петлей за какую-либо балку, поперечину или скобу выше места проведения работ. Излишняя длина гибкого элемента (каната) 7 выбирается путем вращения накладки 17 по часовой стрелке, При внезапном падении происходит сматывание гибкого элемента 7 с барабана
3, при, этом радиус намотки будет быстро уменьшаться, так как гибкий элемент 7 расположен в кольцевом пазу 6 шириной равной его диаметру спирально в вертикальной плоскости.
Барабан 3 начинает вращаться и раскручивает двухлопастной ротор 5, который своими выпуклыми рабочими поверхностями 13 перемещает массу шариков 10, как в сторону вращения, так и в направлении стенок корпуса 1, выполненного с волнообразными выступами и впадинами 8 и радиальными выступами и впадинами 9.
При этом шарики 10 совершает круго5 вое сложноколебательное движение, чему способствует выпуклые двухгранные рабочие поверхности 13, расположенные под углом 155 — 175О друг относительно друга.
В результате взаимодействия подвиж10 ных и неподвижных тел развивается эффективный тормозной момент на валу барабана
3, автоматически повышающийся с увеличением скорости его вращения.
Одновременно с этим происходит по15 стоянное снижение крутящего момента на валу барабана 3 из-за уменьшения радиуса намотки гибкого элемента 7 при его сматывании.
Взаимодействие перечисленных факто20 ров приводит к плавному снижению скорости.падения до полной остановки в момент окончания сматывания гибкого элемента 7.
Предлагаемое изобретение позволит повысить безопасность работы на высоте и
25 уменьшить травматизм при падении.
Формула изобретения
1. Устройство для страховки при работе на высоте, содержащее корпус с размещен30 ными в нем барабаном с гибким элементом, заполненный инерционной массой и тормозной механизм в виде ротора с лопастями для взаимодействия с инерционной массой с волнообразными выступами, выполнен35 ными на внутренней цилиндрической части корпуса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства пользования, лопасти ротора выполнены с выпуклыми в сторону вращения ротора двухгранными ра40 бочими поверхностями, причем на внутренних торцевых стенках корпуса выполнены радиальные выступы и впадины, а на внутренней поверхности цилиндрической образующей — выступы и впадины, 45 направленные параллельно оси вращения.
2. Устройство по и. 1, отл и ч а ю щеес я тем, что двухгранные рабочие поверхности лопастей ротора расположены под углом 155 †1 одна к другой.
1790947
Редактор З,Ходакова
Заказ 109 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГК П СССР
113(35, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул Гаг:ц>«н . 101
19
1$
3 с ф
Составитель В.Чернышев
Техред М.Моргентал . Корректор З.Салко