Гидравлическая система управления трансмиссией
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в системах управления движением транспортных средств, имеющих трансмиссии с переключением передач за счет подачи масла в исполнительные цилиндры фрикционных устройств. Сущность изобретения: в исполнительных цилиндрах механизма поворота установлены устройства плавности, включающие в себя распределители ИЛИ. 1 ил.
союз советских социдлистических
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4813143/11 (22) 11.04.90 (46) 30.01,93.Бюл. N. 4 (71) Производственное объединение "Челябинский тракторный завод им.В,И,Ленина" (72) О.А.Алексеев и И,С.Иванова (56) Техническое описание и инструкция по эксплуатации трактора Т-75,01.
Изобретение относится к системам управления движением транспортных средств, имеющих гидромеханические трансмиссии с переключением передач за счет включения фрикционнгях устройств и может быть использовано в тяжелых промышленных тракторах, Имеются трансмиссии, в которых для включения некоторых передач используются фрикционные устройства механизма поворота, как, например, переход с транспортного на рабочий режим в тракторе
ДЭТ-250.
Известны гидравлические системы, в которых, в целях снижения динамических нагрузок и повышения долговечности фрикционных устройств, включение их производится в определенной последовательности и с различным темпом нарастания давления с помощью устройств плавности ("модулирующих клапанов").
Наиболее близкой по технической сущности является гидравлическая система трансмиссии трактора Т-800, принятая за прототип, В этой трансмиссии для включения передач используются наряду с фрикционами коробки передач также и фрикционы механизмов поворота. Включение фрикци„„. Ю „„1791173А1 (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ (57) Использование; в системах управления движением транспортных средств, имеющих трансмиссии с переключением передач за счет подачи масла в исполнительные цилиндры фрикционных устройств. Сущность изобретения: в исполнительных цилиндрах механизма поворота установлены устройства плавности, включающие в себя распределители ИЛИ. 1 ил. онных устройств коробки передач производится с различным темпом нарастания давления. Для этого в каждом исполнительном цилиндре фрикционных устройств коробки передач установлены устройства плавности.
Для таких трансмиссий неуправляемое отдельным органом плавное(т.е, изменение давления в течение заданного времени) включение и выключение фрикционных устройств механизма поворота необходимо при переключении передач и недопустимо при выполнении поворота, когда запаздывание выполнения команды может приводить к аварийной ситуации, Целью предполагаемого изобретения является повышение ресурса-трайсмиссии за счет снижения динамических нагрузок и уменьшения работы трения на каждом фрикционном устройстве путем перераспределения ее между несколькими фрикционными устройствами, в том числе фрикционными устройствами механизма поворота, и обеспечение быстродействия при исключении неуправляемого плавного включения и выключения последних при входе в поворот и выходе из него.
1791173
Указанная цель достигается тем, что в гидравлической системе управления трансмиссией, использующей для включения передач наряду с фрикционными устройствами коробки переключения передач одно из двух фрикционных устройств каждого механизма поворота, в исполнительные цилиндры фрикционных устройств механизмов поворота установлены устройства плавности, включающие аккумулятор давления и клапан ограничения давления, управляемый этим же давлением с некоторым запаздыванием во времени, разделенные пружиной, а также распределители
"или" типа 5/2, торцовые полости которых соединены соответственно с исполнительными цилиндрами <1>рикционных устройств механизма поворота и удерживаются с помощью пружин в положении, когда торцовые полости аккумуляторов давления устройств плавности соединены с полостя ми исполнительных цилиндров механизма поворота соответствующего борта через дроссели, а каналы, соединяющие распределители "или" с исполнительными цилиндрами фрикционных устройств противоположных бортов, перекрыты, причем полости пружин устройств плавности соединены каналами с исполнительными цилиндрами фрикционных устройств соответствующего борта, не снабженных. устройствами плавности.
На чертеже представлена схема гидросистемы трансмиссии, где имеются исполнительные цилиндры фрикциониых устройств коробки передач 1 (I и 111 передачи), 2 (11.и И передачи), 3 (1зх и II эх) и механизмов поворота — 4,5 (I,II передачи и
1 эх), 6,7 (lll, И передачи и ll зх). Все исполнительные цилиндры, кроме 6 и 7 снабжены индивидуальными устройствами плавности
8...12. Устройства плавности S, 9, 10 обеспечивают разные законы нарастания давления, устройства плавности 11 и 12 обеспечивают одинаковый темп нарастания давления.
Магистраль нагнетания 13 связана с золотнйковой коробкой переключения передач
14, которая через левую эолотниковую коробку поворота 15, каналом 16 связана с исполнительным цилиндром 4, а каналом 17 — с исполнительным цилиндром 6, через правую золотниковую коробку поворота 18 каналом
19 — с исполнительным цилиндром 5,.а каналом 20 — с исполнительным цилиндром 7.
Пружинная полость устройства плавности 12 каналом 21 соединена с каналом 17, соответствующая полость устройства плавности 11 каналом 22 соединена с каналом
20, 15 делителя 24 соответственно нижняя торцо20
30 сывают основной поток масла, часть масла
35 через дроссели 25, 26 и распределители 23, 24 поступает под торцы аккумуляторов 35, 40
5
Устройства плавности 11 и 12 снабжены распределителями ИЛИ 23 и 24 типа 5/2 и дросселями 25 и 26, Верхняя торцовая полость устройства плавности 12, связанная с исполнительным цилиндром 4 одновременно каналом 27 соединена с двумя полостями распределителя
23, соответственно верхняя торцовая полость устройства плавности 11, связанная с исполнительным цилиндром 5, каналом 28 соединена с двумя полостями распределителя 24. Нижняя торцовая полость устройства плавности 11 каналом 29 через дроссель
26 соединена со средней полостью распревая полость устройства плавности 12 через дроссель 25 каналом 30 соединена со средней полостью распределителя 23.
В устройство плавности 11 (12) входит такх<е клапан ограничения давления ЗЗ (34) и аккумулятор 35 (36). разделенные пружиной (37, 38), Система работает следующим образом.
При трогании и включении l u I I передач (наиболее нагруженных, при включении которых необходимо перераспределение работы буксования мех<ду фрикционными устройствами коробки передач и механизма поворота) масло заполняет исполнительные цилиндры 1 (или 2) и одновременно 4 и 5. По окончании заполнения клапаны ограничения давления 33, 34, входящие в устройства плавности 11 и 12, перемещаясь вниз, сбра36 устройств плавности, Темп нарастания давления в исполнительных цилиндрах onределяется размерами аккумулятора, характеристикой пружины 37, 38 и сечениеМ дросселя, Распределители 23 и 24 находятся в этом случае в нижнем положении (прижаты пружинами), так как давления, воздействующие на верхний и нижний тор. цы распределителей равны между собой.
При выключении передач I и tl и перехо. де, например, на 11зх или III, IV происходит включение фрикционных устройств 6, 7 (нв имеющих устройств плавности). Масло иЯ каналов 17 и 20, связанных с этими испол нительными цилиндрами, по каналам 21, 22 поступает в пружинные полости устройств плавности, приводя поршни в крайние положения. Этим исключается воэможность повышенного износа фрикционных дисков вследствие медленного падения давления в исполнительных цилиндрах включаемых фрикционных устройств
Поворот влево (правый аналогичен) на передачах I u II. При входе в поворот испол1791173 нительный цилиндр 4 соединяется со сливом через золотниковую коробку 15, это вызывает падение давления под верхним подпружиненным торцем распределителя
23, в то же время нижний торец распреде- 5 лителя 23 соединен каналом 31 с исполнительным цилиндром 5, где в это время полное давление, под действием этого давления распределитель 23 перемещается вверх, перекрывая канал 27 и соединяя ка- 10 нал 31 через канал 30 с полостью аккумулятора 35 устройства плавности, тем самым предотвращая опорожнение аккумулятора.
Клапан ограничения давления 33 также находится в верхнем положении, так как вер- 15 хняя полость соединена со сливом.
Таким образом устройство плавности
12 на отстающем борту, благодаря тому, что аккумуляторная полость осталась запол ненной и находится под давлением забега- 20 ющего борта, выключается из работы, Теперь давление в исполнительном цилиндре 4 будет изменяться в соответствии с перемещением командного органа управления поворотом. 25
Изменение давления в исполнительном цилиндре 4 под воздействием органа управления поворотом не влияет на состояние устройства плавности, так как на поршень аккумулятора воздействует полное давле- 30 ние системы управления. а на верхний клапан — частичное.
При выходе из поворота давления в бустере 4, в канале 27 и в подпружиненной полости распределителя 23 поднимается 35 скачком до уровня давления системы управления, т.е. становится равным давлению под торцем распределителя 23, в канале 31 и в бустере 5, распределитель 23 под действием пружин возвращается в крайнее ниж- 40. нее положение, восстанавливая связь аккумулятора с бустером 4.
Преимуществом предполагаемого изобретения по сравнению с прототипом (трактор Т-800) является повышение 45 работоспособности фрикционн ых устройств трансмиссии и снижение динамических нагрузок при переключении передач за счет распределения работы буксования между несколькими фрикционными устройствами, в том числе и фрикционными устройствами механизма поворота.
Формула изобретения
Гидравлическая система управления трансмиссией транспортного средства, содержащая гидрораспределители переключения передач, выходы которого соединены с исполнительными цилиндрами фрикционных устройств коробки передач, а также с входами гидрораспределителей управления поворотом, выходы которых связаны магистралями с исполнительными цилиндрами механизмов поворота, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности трансмиссии путем снижения динамических нагрузок и улучшения управляемости, исполнительный цилиндр фрикционного устройства каждого механизма поворота снабжен подпружиненным клапаном ограничения давления, полость управления которого соединена с исполнительным цилиндром, аккумулятором, выполненным в виде подпружиненного плунжера, а также двухпозиционным пятилинейным распределителем, торцевые полости которого соединены соответственно с исполнительными цилиндрами механизмов поворота обоих бортов и удерживаются с помощью пружины в положении, когда торцевая полость аккумулятора давления соединена каналом
<ерез дроссель с распределителем и через распределитель с исполнительным цилиндром механизма поворота, à канал, соединяющий распределитель с исполнительным цилиндром механизма поворота противоположного борта, перекрыт, при этом подпружиненные полости клапана и аккумулятора соединены между собой и с магистралью, связы в аю щей гидрорас предел ител ь переключения передач с гидрорас ределителем управления поворотом, 1791 173
Составитель О,Алексеев
Техред М,Моргентал Корректор Л.Филь
Редактор
Закаэ 120 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101