Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: электрическая машина содержит корпус 1, статор с распределенной обмоткой 2, ротор 3, вал 4, подшипниковые щиты 5, 6, коробку выводов 7 с рышкой 8 и токоведущими элементами 9, многослойную спираль 10, залитую изоляционным материалом 11. Ремонтопригодность электрической машины обеспечивается путем удаления многослойной спирали, например, механическим путем. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ъ (21) 4913571/07 (22) 25,02,91 (46) 30.01.93, Бюл. )Ф 4 (71) Кузбасский политехнический институт (72) Г,И,Раэгильдеев, B,È,ÁåäèH, С.Д.Барановв и Т.Ф. Малахова (56) Авторское свидетельство СССР
М 1093214, кл. Н 02 К 5/136, 1980.
Авторское свидетельство СССР
N 1353276, кл. Н 02 К 5/136, 1984. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
„„5U„„1791902 А1 (57) Сущность изобретения: электрическая машина содержит корпус 1, статор с распределенной обмоткой 2, ротор 3, вал 4, подшипниковые щиты 5, 6, коробку выводов 7 с рышкой 8 и токоведущими элементами 9, многослойную спираль 10, залитую изоляционным материалом 11. Ремонтопригодность электрической машины обеспечивается путем удаления многослойной спирали, например, механическим путем. 1 ил.
1791902
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрических машин с распределенной обмоткой статора. Наиболее предпочтительная область применения— изготовление взрывозащищенных электродвигателей, а также и других электрических машин с распределенной обмоткой статора-асинхронных электродвигателей для угольной, химической и других отраслей, имеющих взрывовпаоные производства.
Известен взрывозащищенный электродвигатель, в котором поверхность одной из лобовых частей со стороны ротора залита изоляционным материалом.
Недостатком электродвигателя я вляется невозможность замены обмотки статора после пробоя ее изоляции из-за монолитности заливаемого изоляционного материала.
Известен также взрывозащищенный электродвигатель, содержащий корпус, в котором установлен статор с обмотками, залитыми изоляционным материалом, ротор с валом, размещенный внутри статора, подшипниковые щиты с подшипниками, установленные по обе стороны от статора, изоляционный элемент, выполненный по форме контура и вала, установленный с обеих сторон ротора и кольцевые запаянные камеры из теплостойкого материала, обладающего малой адгезией, вложенные в пространство, заливаемое изоляционным материалом. Данное техническое решение является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому резул ьтату.
Недостатком этого взрывозащишенного электродвигателя является невозможность при ремонте замены обмотки статора после пробоя изоляции.
Цель изобретения — повышение энергетических характеристик путем улучшения отвода тепла в процессе работы и снижения трудоемкости при ремонте.
Поставленная цель достигается тем, что в взрывозащищенном электродвигателе, содержащем корпус, в котором установлен статор с обмотками, залитыми изоляционным материалом, ротор с валом, размещенный внутри статора, подшипниковые щиты с подшипниками, установленные по обе стороны от статора, изоляционный элемент, выполненный по форме контура ротора и вала, установленный с обеих сторон ротора в пространство между корпусом и лобовыми частями обмотки, при ремонте укладывается многослойный элемент в виде спирали, один из концов спирали выведен за границу компаундного слоя.
Существенными отличиями изобретения являются; многослойный элемент в виде спирали обеспечивает отвод тепла, образующегося в пространстве между корпусом и обмотками со стороны лобовых частей; ускоренная замена обмотки статора при ремонте производится за счет выдергивания многослойной теплопроводной спирали за выведенный конец, например, механическим способом с помощью лебедки. При натяжении лебедкой спираль легко раскручивается, разрушая изоляционный материал.
Это позволяет улучшить энергетические характеристики электрической машины за счет улучшения отвода тепла и снизить трудоемкость при ремонте (замена обмоток статора) путем ускоренного удаления изоляционного материала с поверхности лобовых частей при помощи спирали, На чертеже изображена электрическая машина с залитыми компаундом обмотками статора.
Электрическая машина содержит корпус 1, статор с обмоткой 2, ротор 3, вал 4, подшипниковые щиты 5 и 6, коробку выводов 7 с крышкой 8 и токоведущими элементами 9, многослойную теплопроводную спираль 10, залитую изоляционным материалом 11.
Между корпусом 1 электрической машины и обмотками статора 2 укладывается многослойная теплопроводная спираль 10, например, гибкий алюминиевый провод, конец которого оставляютза границей компаундного слоя. Многослойная теплопроводная спираль 10 предварительно смазывается антиадгезионным веществом, например смазкой ЦИАТИМ-201.
Ремонтопригодность электрической машины обеспечивается следующим образом, Удаление теплопроводной многослойной спирали производят механическим способом с помощью лебедки вытягивая ее за выведенный за границу компаунда конец, Поскольку оботка статора, свободная со стороны ротора, покрыта небольшим слоем и золя цион ного мате риала (тол щи ной 1 — 2 мм), а также мала адгезия теплопроводного материала к компаунду, то вместе со спиралью удаляется излишний компаунд, в результате чего существенно упрощается замена обмотки на новую.
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая корпус, статор с распределительной обмоткой, залитой отверждающимся компаундом, ротор с валом, подшипниковые щиты с подшипниками, отл и ч а ю ща я с я тем, что, с
1791902
15
25
35
45
Составитель Г. Разгильдеев
Техред М,Моргентал К РР Р А, Мотыль
Редактор
Заказ 156 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 целью повышения энергетических характеристик путем улучшения отвода тепла в процессе работы и снижения трудоемкости при ремонте, она снабжена теплопроводными многослойными элементами в виде спирали, расположенными между корпусом и лобовыми частями обмотки статора и покрытыми изоляционным антиадгезионным веществом, а концы спиралей выведены за
5 границу компаундного слоя.