Система пуска двигателя внутреннего сгорания
Реферат
Использование: запуск двигателя в условиях низких температур. Сущность изобретения: система пуска содержит датчик давления масла с нормально замкнутым контактом 10, включенным в цепь питания пускового реле 5, и деблокирующее устройство с нормально замкнутым контактом 9, подключенным параллельно контакту датчика давления масла. Система позволяет проводить экстренное повторное включение стартера 3 после неудачной попытки пуска двигателя при отрицательной температуре и повышенной вязкости масла, а также после предпусковой прокачки масляной системы. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания (д.в.с.) с устройством блокировки системы пуска при работающем д.в.с. Известно техническое решение, в котором для блокировки системы пуска при работающем д.в.с. используют электронные устройства, блокирующие цепь системы пучка по параметру, характеризующему рабочее состояние двигателя, например напряжению, вырабатываемому генераторной установкой двигателя [1] Недостатком данного решения является зависимость надежности блокировки системы пуска д.в.с. как от многокомпонентного электронного устройства, так и от генераторной установки, представляющей собой электрическую машину с электронными устройствами регулирования. Отмеченный недостаток устранен в техническом решении [2] по которому в системе пуска, содержащей стартер с устройством его включения, устройство блокировки включения стартера, предотвращающее приведение в действие стартера посредством упомянутого включателя при работающем двигателе управляется через нормально замкнутый (н.з.) контакт датчика давления масла д.в.с. размыкающийся при работающем двигателе под воздействием давления масла в системе смазки д.в.с. Недостатком указанного технического решения является то, что в случае неудачных попыток пуска холодного двигателя в условиях низких температур из-за повышенной вязкости масла в системе смазки двигателя в течение некоторого времени сохраняется остаточное давление, препятствующее повторному экстренному пуску двигателя. Другим недостатком данного технического решения является невозможность его применения в д.в.с. укомплектованных устройствами предпусковой прокачки моторного масла, поскольку при работе устройства прокачки моторного масла н. з. контакт датчика давления масла будет находиться в разомкнутом состоянии, что предотвращает приведение в действие системы пуска. В рассматриваемых условиях, характеризуемых уровнем низких температур и, как следствие, повышенной вязкостью моторного масла, пуск холодного двигателя возможен только при использовании средств облегчения пуска, например устройства впрыска легковоспламеняющихся жидкостей на основе эфиров, свечей накаливания и других. Цель изобретения повышение эффективности пуска двигателя в условиях низких температур путем исключения возможности задержки включения стартера при экстренных повторных попытках пуска холодного двигателя, когда в системе смазки сохраняется давление масла после предшествующей попытки пуска или предпусковой прокачки масла. Поставленная цель достигается тем, что в системе пуска д.в.с. содержащей источник питания, пусковой выключатель, стартер с устройством его включения и датчик давления масла с н.з. контактом, в которой устройство включения стартера соединено с источником питания через пусковой выключатель и контакт датчика давления масла, установлено деблокирующее устройство с нормально разомкнутым (н.р.) контактом, подключенным параллельно н.з. контакту датчика давления масла с замыкающимся при неработающем состоянии двигателя и разомкнутом положении упомянутого н.з. контакта датчика давления масла. В двигателях, оснащенных устройством облегчения пуска, н.р. контакт деблокирующего устройства может быть выполнен непосредственно в этом устройстве и замыкается при его включении. Установка в системе пуска д.в.с. параллельно н.з. контакту датчика давления масла деблокирующего устройства с н.р. контактом, замыкающимся при неработающем двигателе и разомкнутом состоянии контакта датчика, позволяет исключить возможность задержки приведения в действие стартера, когда в системе смазки сохраняется давление масла после предшествующей попытки пуска или его предпусковой прокачки, удерживающее контакт датчика в разомкнутом состоянии. Причем деблокирующее устройство может быть выполнено в виде кнопочного выключателя. Кроме того, реализация деблокирующего устройства с н.р. контактом в составе устройства облегчения пуска холодного двигателя устраняет необходимость введения в конструкцию дополнительного коммутационного элемента, управляющего его состоянием, и логично совмещает операцию приведения в действие устройства облегчения пуска с необходимостью приведения н.р. контакта в замкнутое состояние. Электрическая схема предлагаемого технического решения представлена на чертеже. Система пуска д. в. с. 1 состоит из источника питания 2, стартера 3, представляющего собой пусковой двигатель с устройством включения, обеспечивающим плавное его соединение и разъединение с д.в.с. для успешного запуска, пускового выключателя 4, запитывающего пусковое реле 5, н.р. контакт 6 которого обеспечивает подачу питания от источника 2 к стартеру 3, и устройство блокировки 7, представляющее собой электромагнитное реле с н.р. контактом 8. Вторым концом обмотка реле 7 соединена с источником питания через н.р. контакт 9 деблокирующего устройства и н.з. контакт 10 датчика 11 давления масла, который управляет работой устройства блокировки стартера под воздействием давления масла в д.в.с. Обычно датчик давления масла работает в паре с сигнальной лампой 12, подключаемой к источнику питания 2 через н.р. контакт 13. Н.р. контакт 9 деблокирующего устройства может быть выполнен как в виде отдельного выключателя, например кнопочного, так и в устройстве облегчения пуска холодного двигателя, например, совмещенным с его включателем или с одним из контактов исполнительного реле этого устройства. На чертеже для простоты представлен вариант исполнения электрической пусковой системы в составе источника питания и стартера. В общем случае могут быть использованы и другие пусковые системы, например пневматические или гидравлические стартеры в комплекте с соответствующими источниками пусковой энергии и т.д. Устройство работает следующим образом. Когда замыкается н.р. контакт выключателя 4 стартера, при отсутствии давления в системе смазки н.з. контакт 10 датчика 11 замкнут, реле 7 срабатывает и замыкает его н.р. контакт 8. Замыкание контакта 8 приводит к срабатыванию реле 5, н.р. контакт 6 которого соединяет источник 2 питания со стартером 3, который прокручивает вал двигателя 1, происходит его запуск. При этом давление в системе смазки двигателя достигает датчика 11, контакт 10 которого размыкается, но цепь управления стартером продолжает удерживаться во включенном состоянии за счет самоблокирования реле 7 до момента успешного запуска двигателя, сопровождаемого отключением выключателя 4 стартера. После запуска двигателя выключатель 4 стартера отключают, обмотки реле 5 и 7 обесточиваются и контакт 8 реле 7 возвращается в исходное нормально разомкнутое состояние, контакт 10 датчика 11 при работающем д.в.с. 1 находится также в разомкнутом состоянии. Такое положение упомянутых контактов исключает возможность включения стартера при работающем двигателе даже при замыкании контакта выключателя 4. В случае неудачных попыток запуска двигателя в условиях низких температур и повышенной вязкости смазочного масла, а также при его предпусковой прокачке давление масла, поступившего в смазочную систему, в силу малых зазоров в порах трения и повышенной вязкости масла снижается постепенно. Повторное включение стартера при разомкнутых контактах датчика возможно только после падения давления масла в системе смазки двигателя. При этом негорение сигнальной лампы 12, когда контакт 13 выключателя замкнут, свидетельствует с необходимости приведения в действие деблокирующего устройства, замыкающего н. р. контакт 9, для обеспечения условия повторного экстренного пуска двигателя. Повторный экстренный пуск двигателя до завершения процесса падения давления масла в системе смазки или при наличии давления масла при продолжении его прокачки дополнительным устройствам в период пуска может быть осуществляет при замыкании н.р. контакта 9, выполненного в виде отдельного коммутационного элемента, например выключателя кнопочного или пушпульного типа, или реализованного в устройстве облегчения пуска двигателя. Это особенно актуально для двигателей, установленных на транспортных средствах с повышенными требованиями к готовности пуска холодного двигателя, а также для двигателей, укомплектованных устройствами предпусковой прокачки масла, например двигатели типа В-2, ЯМЗ 240 и ряд тракторных двигателей.
Формула изобретения
1.Система пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая стартер с устройством его включения, источник питания, пусковой выключатель и датчик давления масла с нормально замкнутым контактом, причем устройство включения стартера соединено с источником питания через пусковой выключатель и контакт датчика давления масла, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности пуска при отрицательной температуре окружающей среды, она снабжена деблокирующим устройством с нормально разомкнутым контактом, подключенным параллельно нормально замкнутому контакту датчика давления масла. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что деблокирующее устройство выполнено в виде кнопочного выключателя. 3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена устройством облегчения пуска холодного двигателя, а деблокирующее устройство связано с последним.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 31-2000
Извещение опубликовано: 10.11.2000