Распорно-стягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: изобретение относится к области технологии судостроения и может быть использовано для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, в частности при регулировке взаимного пространственного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву, а также других стыкуемых на плаву многокорпусных плавучих объектов (полупогружных буровых установок, плавучих кранов и др.). Сущность: распорно-растягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства содержит распорные соединительные механические винтовые тал репы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединения на плаву. Устройство выполнено с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомянутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относительно друг друга. 4 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК (я)л В 63 В 9/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К ПАТЕНТУ В (21) 4804758/11 (22) 20.03,90 (46) 30.01.93. Бюл. N 4 (71) Николаевский филиал Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (72) Н,С,Фалеев, Е,Г.Лобищев и Ю.Ф,Савинов (73) Николаевский филиал Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (56) Дурмашкин С.LU. и др. Постройка судов из частей раздельноспущенных на воду. Л,:

Судостроение, 1979, с.108. (54) РАСПОРНО-СТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВАНИЯ НА ПЛАВУ ЧАСТЕЙ КОРПУСА СТРОЯЩЕГОСЯ

ПЛАВСРЕДСТВА (57) Использование: изобретение относится к области технологии судостроения и может

Изобретение относится к области технологии судостроения и может быть использовано для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, в частности при регулировке взаимного пространственного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву; а также других стыкуемых на плаву многокорпусных плавучих обьектов (полупогружных буровых установок, плавучих кранов и др.).

Известны различные типы распорностягивающих устройств для регулирования взаимного пространственного положения стыкуемых корпусных конструкций, напри,, Я2 „„1792388АЗ быть использовано для стыкования íà плаву частей корпуса строящегося плавсредства, в частности при регулировке взаимного пространственного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву, а также других стыкуемых на плаву многокорпусных плавучих объектов (полупогружных буровых установок, плавучих кранов и др.). Сущность: распорно-растягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства содержит распорные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединения на плаву. Устройство выполнено с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомянутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относительно друг друга, 4 ил. мер стяжка — распорка винтовая или пневмогидравлическаяая стяжка-дом к рат.

Известные распорно-стягивающие устройства успешно применяются в условиях стапеля, когда стыкуемые элементы корпуса судна (секции, блоки) сближаются друг с другом до начала стыкования на дистанцию порядка нескольких десятков миллиметров.

Однако, применительно к стыкованию на плаву корпусов катамарана, где расстояние между корпусами измеряется несколькими метрами (4 -10 м и более), использование таких распорно-стягивающих элементов в чистом виде невозможно, 1792388 средств (катамаранов), конструктивно разнесенных на расстоянии нескольких метров друг от друга.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств устройства.

Поставленная цель достигается тем, что распорно-стягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строяще гося плавсредства. содержащее распорные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединении наплаву, выполнено.с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомянутые талрепы расположены . на их боковых сторонах накрестотносительно друг друга, Сопоставительный анализ с выбранным в качестве прототипа распорно-стягивающим устройством для стыкования на плаву частей корпуса судна, раздельно спущенных на воду, позволяет сделать вывод, что заявляемое распорно-стягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, содержащее распорные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединении на плаву, отличается тем, что устройство выполнено с соединительными балками, расположенными. внахлест одна над другой. а упомянутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относительно друг друга.

Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области, т.е. в технологии судостроения, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом распорно-стягивающем устройстве.

Известно также распорно-стягивающее устройство, исйользуемое" для стыкования на плаву частей корпуса судна, разделительно спущенных на воду. B качестве стягивающих элементов этого устройства 5 применимы винтовые или гидравлические талрепы, расположенные на палубе, бортах и днище стыкуемого судна, а для раздвижки или торможения стыкуемых частей судна используются домкраты или гидравлические 10 домкраты-стяжки...

Рассматриваемое распорйо-стягивающее устройство принято авторами в качестве прототипа.

К недостаткам известного распорностягивающего устройства следует отнести неудобство при эксплуатации применительно к условиям соединения между собой на плаву частей корпуса многокорпусных плавНа фиг,1 показано поперечное сечение катамарана в момент стыкования его корпусов на плаву(набор корпусов катамарана условно не показан); на фиг,2 — узел l на фиг.1; на фиг.3- узел!! на фиг.2; на фиг,4 — сечение

А-А на фиг.2 (талрепы условно не показаны).

Рэспорно-стягивающее устройство для стыкования корпусов катамарана на плаву состоит из следующих основных элементов: нижней соединительной балки 1, верхней соединительной балки 2, рабочих талрепов

3 и 4, рымов 5, 6, 7, приваренных к балкам 1 и 2, талрепов 9, 10 для регулировки горизонтальности балок 1 и 2.

Полые соединительные балки 1 и 2 могут быть изготовлены, например, из сваренных друг с другом швеллеров или иных катаных или гнутых профилей, образуя квадратный или прямоугольный сварной профиль, Балки 1 и 2 шарнирно закреплены к наружной обшивке борта 11 правого корпуса 12 и левого —.13 судна-катэмаранэ с помощью рымов 14. Регулировочные талрепы

9 и 10 закреплены к рымам 15, 16, приваренным соответственно к наружной обшивке борта 11 и к балкам 1 и 2.

Соединительные балки 1 и 2 располагаются по высоте корпусов 12, 13 как можно ниже для увеличения плеча кренящего момента при регулировке взаимного положения корпусов по крену, При этом, однако, балки 1 и 2 должны находиться на некотором минимальном расстоянии h от зеркала

17 воды для удобства выполнения работ со специального плота (на черте>ках условно не показан), расположенного между корпусами 12 и 13 катамарана.

Соединение корпусов 12, 13 катамарана осуществляется с помощью моста 18, являющегося продолжением верхней палубы

19, 20 корпусов, по которому проходит в районе ДП судна между корпусный монтажный паз 21, При необходимости разворота соединительных балок 1 и 2 в походное положение

-йа стапеле перед спуском корпусов на воду в узлах соединений балок 1 и 2 и талрепов

9, 10 с корпусами 12, 13 могут быть предусмотрены дополнительные шарнирные звенья 22. 23 с горизонтальным и вертикальным шарнирами, соединенные с видоизмененными рымами 14 и 15" (фиг.3).

B обеих сторонах нижней балки 1 приварены Г-образные листовые детали 24, образующие со стенкой балки лотки для укладки талрепов 3 и 4 в положении по-походному, 1792388

35 ходном положении оба рабочих тал репа 3, 4 закреплены к соответствующим рымам 5 и

7 нижней балки и свободно уложены в лотках 24.

После спуска корпусов катамарана на

40 воду производят регулировку посадки праного и левого корпусов в отдельности посредством приема соответствующего жидкого балласта с целью придания обоим корпусам одинаковой осадки и устранения .

45 в определенных пределах крена и дифферента.

Один из корпусов катамарана (например правый — 12) пришвартовывают к достроечной набере>кной своим правым бортом, затем, с помощью буксира, к право- 50 му корпусу подводят левый l3 и начинают собственно процесс стыкования на плаву, С помощью расположенных на палубе моста 18 в районе междукорпусного монтажного паза 21 обычных стягивающих, центрирующих и фиксирующих устройство (на чертежах не показаны) производят взаимную центровку обоих корпусов по длине, наведение стыкуемых кромок настила и поперечного набора палубы моста 18, подтя55

В рабочем положении талрепы 3 и 4 закреплены на боковых сторонах соединительных балок 1 и 2, располагаясь накрест друг относительно друга таким образом, что талреп 4 соединен с правым рымом 7 нижней 5 балки 1 и левым рымом 8 верхней балки 2, а талреп 3 — с левым рымом 5 нижней балки 1 и правым рымом 6 верхней балки 2.

Соединительные балки 1 и 2, представляющие собой полый непроницаемый профиль, 10 имеют собственную плавучесть при отсутствии дифферента. При необходимости балки могут быть оснащены дополнительными ящиками плавучести.

Для регулирования взаимного положе- 15 ния корпусов катамарана по крену используются два комплекта распорно-стягивающих устройств, располагающихся в нос и в корму от мидель-шпангоута.

Регулировка взаимного пространствен- 20 ного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву с помощью" распорно-стягивающего уст >ойства согласно изобретению осуществляется следующим образом.. 25

На конечной стадии стапЕльного периода, перед спуском корпусов 12, 13 катамарана на воду, производят закрепление на них соединительных балок 1 и 2 с помощью предварительно приваренных рымов 14, 15 30 (141, 15 ), и талрепов 9, 10. В варианте согласно фиг.3 (с вертикальным шарниром) балки 1, 2 разворачивают и закрепляют в положении параллельно ДП корпуса. В rioгивание левого корпуса 13 к правому 12, их взаимную выверку по полушироте и фиксацию в требуемом положении для причерпывания монтажного припуска по пазу 21.

В район между стыкуемыми корпусами катамарана вводят два рабочих плота, используемых в качестве плавучих лесов, Работая с плотов, разворачивают вокруг вертикальных шарниров соединительные балки 1 и 2 в рабочее положение параллельно мидель-шпангоуту и выполняют регулировку их горизонтальности и взаимное сопряжение c ïîìoùüe талрепов 9, 10.

Вслед за этим закрепляют свободные вилки рабочйх талрепов 3 и 4 к соответствующим рымам 6 и 8 верхней балки 2, располагая талрепы 3 и 4 в положении накрест друг относительно друга, и начинают непосредственно операцию регулировки взаимного положения корпусов катамарана по крену посредством натяжения соответствующего рабочего талрепа, При этом, при стя гивании рабочего талрепа 3 происходит взаимное сближение обоих корпусов катамарана, а при стягивании второго талрепа 4 — их раздвигание, т,е. поворот корпусов в том или ином найравлении вокруг точки К их жесткого контакта на пересечении настила палубы 18 и монтажного паза 21.

Проверку положения по крену осуществляют с помощью системы реперных стоек на палубе катамарана (на чертежах не показаны).

По завершении всего комплекса работ по причерпыванию и удалению монтажного припуска, окончательной сборки и сварки монтажного паза 21 (сопровождающегося; при необходимости, повторными операциями по регулировке положения по крену) проиэводят демонта>к распорно-стягивающих устройств, опускание их на воду и буксировку по воде к достроечной набережной с последующим подъемом краном для повторного использования.

В результате внедрения настоящего изобретения будут получены следующие преимущества: повышается эксплуатационная надежность устройства; сокращается трудоемкость и продолжительность работ по стыкованию многокорпусных плавсредств на плаву.

Формула изобретения

Распорно-стягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, содержащее распорные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединении на плаву, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 1792388

27 что, с целью повышения эксплуатационных качеств устройства; оно выполнено с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомя нутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относительно друг друга, 1792388

Составитель Н.Фалеев

Техред М,Моргентал Корректор M.TKà÷

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 167 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5