Фрикционная муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОК)З СОВЕ)СКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУВЛИК
1s1)s F 16 D 13/44
К ПАТЕНТУ
2 (2 (2 ( (X ( ( (Г СУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
В ДОМСТВО СССР (Г СПАТЕНТ СССР) 1
1) 4930954/27
2) 23,04,91
6) 30.01.93. Бюл. И 4
1) Чебоксарский агрегатный завод им.
IV съезда КПСС
2) В.А. Галягин и P.Ñ. Сидоров
3) Чебоксарский агрегатный завод
6) Авторское свидетегьство СССР
481727, кл. F 16 D 13/64, 1972, 4) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ
7) Использование: в трансмиссиях трансрных машин, в частности во фрикционных уфтах сцепления, Фрикционная муфта соИзобретение относится к области маиностроения, а именно к трансмиссиям анспортных машин, в частности к фрикцинным муфтам сцепления, В транспортном машиностроении, в чаности на большегрузных автомобилях, ракторах и дорожных машинах, получило остаточно широкое распространение двухисковое сцепление. Примером такой контрукций может служить сцепление фирмы
Фихтель и Сакс". Это сцепление содержит ажимной, промежуточный диски и два веомых диска, кожух. нажимные пружины, жимающие пакет этих дисков, и узел вылючения, Достоинством указанного сцепения является возможность передачи начительных крутящих моментов при маых радиальных габаритах и сравнительно большом усилии нажл)!нь х пружин, Основной недостаток -- неблагоприятlA Tpпловой режим промежуточного дисэ, расположенного между обоими домыми дисками, он воспринимает пере1 стоит из корпуса, ведомых дисков, промежуточного и нажимного дисков, закрепленных на маховике одним из известных способов, например с помощью тангенциальных ведущих пластин, и нажимного механизма, например диафрагменной пружины, Ведомый диск выполнен большего размера, чем последующий ведомый диск, при этом поверхности фрикционных элементов частично перекрываются, а на поверхностях трения промежуточного диска, не взаимодействующих с фрикционными элементами ведомых
Дисков, выполнены ребра. 1 з.п. ф-лы, 1 ил, даваемый момент и. следовательно, аккумулирует в себе тепловой поток одновременно от двух ведомых дисков, а с другой стороны, поверхность охлаждения диска мала, Известны многочисленные попытки устранения указанного недостатка. Например, путем применения однодисковых . сцеплений с массивным нажимным диском, однако эти конструкции имеют увеличенные радиальные габариты. Известна также фрикционная муфта, содержащая вентиляторные лопатки, закрепленные на торце маховика и ведомые диски с фрикционными элементами, выполненными в форме вставок, но при этом сложна конструкция маховика и увеличены радиальные габариты.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является муфта, в которой ведущий диск выполнен разьемным в плоскости, перпендикулярной к оси вращения, может передавать при сравнительно меньших радиальных габаритах увеличенный крутящий момент при хороших услови1792501 ях теплоотвода от промежуточного диска.
Недостатком является сложная конструкция проме>куточного диска и увеличенные габариты.
Цель изобретения — упрощение конст- 5 рукции, уменьшение габаритов и материалоемкости фрикционной муфты, эа счет равномерного распределения тепла по телу промежуточного диска.
Поставленная цель достигается тем, что 10 ведомый диск, расположенный между маховиком и промежуточным диском, выполнен большего размера. чем последующий, при этом на частях торцовых поверхнОстей промежуточного диска, расположенных за пре- 15 делами поверхностей трения ведомых дисков, выполнены ребра. например, радиальные.
На чертеже изображена фрикционная муфта, продольный разрез. 20
Фрикционная муфта состоит из корпуса
1, ведомых дисков 2 и 3, промежуточного 4 и нажимного 5 дисков, закрепленных на маховике 6 одним из известных способов, например, с помощью тангенциальных 25 ведущих пластин (не показаны) и нажимного механиэма, например диафрагменнбй прух,ины 7, Корпус 1 фрикционной муфты прикреплен к маховику 6, имеющему окна 8. Бедо- 30 мый диск 2 выполнен большего размера, чем ведомый диск 3, при этом поверхности фрикционных элементов, например, в виде секторов 9 и 10 частично перекрываются, а на части торцовых поверхностей 11 и 12, 35 рвсполо>кенных за пределами поверхностей трения фрикционных элементов 9 и 10 ведомых дисков 2 и 3, выполнены ребра 13 и 14, например радиальные;
При работе фрикционной муфты ведо- 40 мые диски 2 и 3, промежуточный 4 и на>кимной " диски поджаты к маховику 6 диафрагменной пружиной 7. При агом за счет разности размеров ведомых дисков 2 и
3 (и как следствие разности окружных ско- 45 ростей) происходит более равномерное распределение выделяемого тепла (n результате работы буксования в промежуточный диск 4 (в радиальном сечении), Одновременно ребра 13 и 14 промежуточного диска 4 образуют лопаточный компрессор для перекачивания охлаждаемого воздуха вдоль поверхностей трения фрикционной муфты.
Охлаждающий воздух, пройдя через каналы ведомых дисков 2 и 3, образованных фрикционными элементами 9 и 10, выбрасывается через окна 8 маховика 6.
Более равномерное распределение выделяемого тепла в промежуточном диске, непрерывное омывание поверхностей трения потОком охлаждающего воздуха и увеличение охла>кдаемых поверхностей предотвращают коробление и растрескивание проме>куточного диска, улучшает теплоотвод фрикцианной муфты, что увеличивает ее долговечность и позволяет уменьшить габариты и массу.
Формула изобретения
1. Фрикционная муфта сцепления, содер>кащая корпус,.s котором установлены маховик, ведущие промежуточный и нажимной диски, и располо>кенные между ними ведомые диски, отличающаяся тем, что, с ц ел ью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и массы за счет равномерного распределения выделяемого тепла в промежуточном диске муфты сцепления, ведомый диск, расположенный между маховиком и промежуточным диском, выполнен большего размера, чем последующий, при этом поверхности трения дисков располо>кены одна относительно другой с частичным перекрытием, 2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что промежуточный диск выполнен с участками на торцевых поверхностях, расположенными за пределами поверхностей трения ведомых дисков и имеющими радиальные ребра.
1792501 ф б
13
Составитель P. Сидоров
Техред М.Моргентал Корректор Л.Лукач
Тираж Подписное гвенного комитета по изобретениям и открытиям при ГККТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101