Прибор экономичного вождения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование; в приборостроении, в частности в приборах экономного вождения автомобилей. Может быть применено для оказания помощи водителю в выборе наиболее экономных режимов работы в процессе эксплуатации автомобилей, а также для обучения водителей приемам экономной езды. Сущность изобретения: информация о положении рычага настройки всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя (определяющая диапазоны экономных частот вращения коленчатого вала двигателя) преобразуется электронным путем в рекомендуемые диапазоны на индикаторе, установленном совместно с указателем частоты вращения коленчатого вала двигателя.6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

+ОЕ ПАТЕНТНОЕ

CCP .

CCP) М0„- .qôôó вд

АНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "-к>bb"i4 . т „( д.,рт.,", -- а а-..Я (21 (22 (46 (71 ти (72 (5б)

Зб» бй

N (54

АВТО PCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4817212/11

08,02.90

07.02.93. Бюл. ¹ 5

Казанский сельскохозяйственный инст им. M.Ãîðüêîãî

А,К,Юлдашев, Р.Х,Шайехов. С.B.Ìÿãêîâ

А. Идрисов

1. Патент CLUA ¹ 4103543, кл. В 60 К

00, 1978.

Z. Патент ФРГ ¹ 3037417, кл, В 60 К

00, 1986, 3. Патент ФРГ ¹ 2934839, кл. В 60 К

00, 1989.

4. Авторское свидетельство СССР

153242, кл, В 60 К 41/04, 1986.

ПРИБОР ЗКОНОМНОГО ВОЖДЕНИЯ

НСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобиле- и пр боростроению, в частности к приборам эк номного вождения, и может быть применено для оказания помощи водителю в выборе наиболее экономных режимов рабаты в процессе эксплуатации автомобилей, а также для обучения водителей приемам эконо ной езды, Известен прибор оценки экономичного во1кдения автомобиля. Способ заключается в йзмерении расстояния, пройденного за пе иод времени, в течение которого транспо тное средство работает на заранее изве тном количестве горючего, вычислении среднего значения расхода за определенный период времени и передачи этого результата на дисплей, Недостатками прибора являются: невозможность оперативного определения режима работы авто,,5U, 1792848 А1 (57) Использование: в приборостроении, в частности в приборах экономного вождения автомобилей. Может быть применено для оказания помощи водителю в выборе наиболее экономных режимов работы в процессе эксплуатации автомобилей, а также для обучения водителей приемам экономной езды.

Сущность изобретения: информация о положении рычага настройки всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя (определяющая диапазоны экономных частот вращения коленчатого вала двигателя) преобразуется .электронным путем в рекомендуемые диапазоны на индикаторе, установленном совместно с указателем частоты вращения коленчатого вала двигателя. 6 ил. мобиля, необходимость каждый раз определять количество горючего для определенного расстояния.

Для практического использования в целях оценки экономного вождения автомобиля данный прибор является сложным и дорогостоящим.

Известен прибор оценки экономного ф вождения автомобилей, Он требует инфор- ® мацикэ о фактическом расходетоппива авто- с мобилем и пройденном им пути.

Недостатком данного прибора является то, что он не позволяет водителю определить зону минимальных расходов горючего.

Известен прибор оценки экономного вождения автомобиля, основанный на выделении зоны экономичных режимов работы автомобиля, которые вводят в запоминаю1792848 щее устройство, и выдачи водителю рекомендаций по изменению режима работы.

Недостатком прибора является его сложность и дороговизна, что затрудняют его применение на серийных автомобилях.

Известен также прибор, содержащий датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчик положения дозирующего органа, индикатора с неподвижной шкалой, подградуированной в единицах частоты, вращения, и два поворотных указателя, один в виде стрелки, связанной с датчиком частоты вращения коленчатого вала двигателя, второй в аиде сектора с нанесенной шкалой загрузки связанного с датчиком положения дозирующего органа и выполненного соосно первому указатслю.

Недостатком прибора является механическая связь между датчиком дозирующего органа и указателем шкалы загрузки двигателя, обуславливающая трудность изготовления и установки совмещенных указателей на автомобиль.

Целью изобретения является повышение эффективности использования автомобиля и надежности прибора путем уменьшения количества измеряемых параметров во время движения автомобиля, упрощения процесса обработки данных для оценки экономного вождения, облегчения установки, монтажа прибора на автомобиль.

Данная цель достигается установкой на автомобиль измерительного элемента, включающего в себя датчик положения настройки всережимного регулятора (НВР), выполненного в виде однотипных каналов, каждый из которых включает механический обтюратор, связанный с рычагом НВР, оптрон и формирователь выходных сигналов.

Оптроны размещены в корпусе с прорезью, размещенном на крышке топливного насоса высокого давления, Формирователь выходных сигналов выполнен в виде плоского сектора с пятью прорезями, смещенными по радиусам, и установлен на оси рычага

Н ВР. .. С целью выдачи более точной информации о положении рычага НВР обтюратор входит в прорезь, перекрывая или открывая прорезями световой поток фотоэлементом (оптрон ам).

С целью уменьшения механических воздействий, повышения ресурса работы измерительный элемент через преобразователь, включающий в себя шифратор и дешифратор, выходом подключен к блоку световой сигнализации с помощью электрических проводов.

Для облегчения изготовления, установки и его "читаемости", световое кольцо выполнено в виде кольца, размещенного по внешнему диаметру штатного тахометра и имеющего лампочки, расположенные эквидистантно шкале тахометра. Лампочки све5т,ового табло электрически связаны с дешифратором.

Для преобразования электрических сигналов от датчика XBP и выдаче рекомендуемых частот вращения коленчатого вала

1О двигателя путем однотипных каналов, состоящих из транзисторного ключа и элементов развязки, На фиг.1 приведена электромеханическая схема предлагаемого прибора в момент его работы; на фиг.2 — схема работы датчика положения рычага НВР; на фиг,4— укрупненная схема преобразователя; на фиг.5 — структура выходных сигналов дешифратора и шифратора; на фиг,6 — схема

20 шифратора.

Прибор состоит из датчика положения рычага НВР, включающий сектора 2 и П-образный корпус 1, которые устанавливаются соответственно на рычаге НВР и крышке

25 топливного насоса 8 высокого давления.

Электрический сигнал с датчика положения

HBP поступает через электрический жгут 3 в преобразователь 4 (фиг.1), который выдает выходной сигнал дешифратора 5 шифрато3О ра на индикаторе 4. Дешифратор предназ- начен для преобразования сигналов от датчика положения настройки всережимного регулятора в линейно-параллельный (фиг.3), Структура выходных сигналов пока35 зана на фиг,5, Шифратор предназначен для управления индикатором в соответствии с выходными сигналами дешифратора, т.е, с положением рычага НВР. Шифратор, схема которого приведена на рис. 6, состоит из

40 11-ти аналогичных каналов, состоящих из транзисторного ключа и элементов развязки. Выходной сигнал дешифратора, открывая соответствующий ключ, зажигает две лампочки индикатора (световое табло), соот45 ветствующие границам максимальной и минимальной частот экономной работы ДВС, Прибор работает следующим образом. установленное водителем положение, рычага НВP 7(фиг.1) фиксируется датчиком.

5О Сигнал поступает в преобразователь 4, который за счет ранее снятых частичных скоростных характеристик (фиг.2) выдает информацию о диапазонах рекомендуемых экономичных частот вращения коленчатого

55 вала двигателя на световое табло, установленное на штатном тахометре. По взаимному расположению стрелки тахометра и горящих лампочек светового табло оценивают экономичность вождения автомобиля.

Если действительная частота вращения ко1792848 и р п е и

К

Ч с р вк ленчатого вала двигателя находится в зоне диапазона экономных частот вращения коле чатого вала двигателя, то режим работы

Формула изобретения

1. Прибор экономного вождения транстного средства, содержащий измериьный элемент, подключенный через образователь к блоку световой индика, отличающийся тем, что, с целью

ышения надежности в работе, упрощеконструкции, измерительный элемент ючает в себя датчик положения рычага тройки всережимного регулятора, вылненный в виде однотипных каналов.

ый из которых включает в свой механиий обтюратор, связанный с рычагом найки всережимного регулятора, оптрон и мирователь выходных сигналов, электски подключенный к преобразователю, ючающему в себя шифратор и дешифрадвигателя экономный, если вне — неэкономный... б ." тор, выходом подключенный к световому табло.

2. Прибор по п.1, отличающийся тем, что оптрон размещен в корпусе с прорезью, установленном нв крышке топливного насоса высокого давления, транспортного средства, при этом формирователь выходных сигналов выполнен в виде сектора пластины с пятью прорезями, смещенными одна относительно другой со смещением по радиусам установленного на рычаге всережимного

: регулятора.

3. Прибор по п.1, о т л и ч à ю шийся тем, что световое табло выполнено в виде кольца; размещенного по внешнему диаметру штатно о тахометра, при этом лампы светового табло электрически связаны с дешифратором, 1792848

1792848

Фиг. 4

1239 6 Р8РЮО

Фиг. б

Редактор

Заказ 476 Тираж Подписное

В ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

1 !

Составитель Ю.Князев

Техред М.Моргентал . Корректор А;Козори З