Запорно-регулирующее устройство вентильного типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к регулируемой трубопроводной арматуре и позволяет повысить надежность функционирования устройства и его быстродействие за счет ликвидации трения между седлом и запорным элементом и повышения надежности ..: : .: 2 -. работы амортизационно-уплотнительного элемента, обеспечивающего жесткость и последовательность гашения гидроударов. Поворачивая кольцо управления устанавливаем различные щелевые зазоры между седлом и запорным элементом, т.е. положения открыто, промежуточное и закрыто. При этом усилие от Давления воды на запорный элемент воспринимается амортизационноуплотнительным элементом и далее через шарики на регулировочную пробку и корпус, поэтому усилие поворота кольца управления от давления практически не зависит. 4 ил/ . - -.- --.
(21) 8 . (22) 3 (46) 7 (75) .И (56) в
N 4 2 (54) А
СТВ (57) з труб и выси ройс ликв ным
26286/29 .04.90 .02.93. Бюл. М 5 . Игнашков торское свидетельство СССР
342, кл. F 16 К 25/00, 1983.
ПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙВЕНТИЛЬНОГО ТИПА обретение относится к регулируемой роводной арматуре и позволяет поь надежность функционирования уства и его быстродействие за счет дации трения между седлом и запорлементом и повышения надежности
2 работы амортизационно-уплотнител ьного элемента, обеспечивающего жесткость и последовательность гашения гидроударов.
Поворачивая кольцо управления устанавливаем различные щелевые зазоры между седлом и запорным элементом, т.е. положения открыто, промежуточное и закрыто. При этом усилие от давления воды на запорный элемент воспринимается амортизацион ноуплотнительным элементом и далее через шарики на регулировочную пробку и корпус, поэтому усилие поворота кольца управления от давления практически не зависит. 4 ил.
И ностр трубо польз крано
В метич пробл
Пр ности недост ся слаб гермет элемен строде
В лотнен впускн мещен связан обретение относится к общему машиению, а конкретно к регулируемой роводной арматуре, и может быть исвано в качестве водяных и паровых астоящее время экономия воды, герость и надежность кранов — насущная ма народного хозяйства. меняемые в обиходе и. промышленраны обладают рядом существенных тков, основными из которых являетя герметизация, быстрое истирание зирующего элемента и резьбового а управления, недостаточность быствия крайа. ачестве прототипа принят узел упя клапана, состоящий из корпуса с м и выпускным отверстиями, с разым в корпусе запорным органом, ым с механизмом управления и снабженным амортизационно-уплотняющим элементом в виде выдвижного подпружиненного диска с каналами подвода напорной среды, установленного в цилинд- . 4 рическую расточку запорного органа. О
Недостатки прототипа — быстрое исти- () рание резьбового элемента управления клапана, слабая надежность амортизацион- () но-уплотнительного элемента.
Цель изобретения — повышение надежности функционирования устройства.
Указанная цель достигается выполнением устройства, в котором элемент управления запорным элементом осуществляется механизмом возвратно-поступательного движения, а амортизационно-уплотнительный элемент выполнен более жестким за счет выполнения в нем системы саморегули-. рующих жесткость гидроцилиндров, соединенных между собой каналами подвода
1793139 напорной среды, а именно: запорно-регули- нввками для циркуляции воды, которые, в рующее устройство включающее корпус в . своюочередь".соединеныканаламиподвода видедвухцилиндрическихканаловменьше- напорной среды, выполненными в основго и большего диаметров с входным и вы- ном диске. Кроме того, указанные диски усходным патрубками, седлом, запорным 5 тановлены с щелевым зазором между ними, элементом жестко свяЗанным с механизмом Предложенное устройство изображено отжима и управления, пружиной возврата за- . на фиг. 1-4. порного элемента установленной в корпусе B корпусе 1 в виде ступенчатого цибольшего диаметра, кольцом управления, линдра с впускным 2 и выпускным 3 отверрегулирующей плотность герметизации "0 стиями выполнены на входе среды седлом пробкой, фиксатором, амортизационно уп- 4, запорный элемент 5 в виде поршня с лотнительным элементом. герметизирующими кольцами 6 и амортиЗапорный элемент снабжен герметизи- зационно-уплотняющим элементом 7 фикрующими кольцами и жестко соединен с сйруемйм стопорным кольцом 23. Рабочее возвратно-поступательным кольцом меха- "5 отжимное кольцо 8, жестко закрепленное с низма отжима и управления, состоящего из зайорным элементом 5, снабжено ступенчатрех колец, среднее из которых поворотное, той беговой дорожкой 9 с длинными наклонснабженное с двух сторон горизонтальны- ными и короткими горизонтальными пазами ми кольцевыми беговыми дорожками под под три элемента качения (шарика) 10, расэлементы качения шарики; отжимного коль- 20 положенными через 120 по кругу, которые ца, закрепленного с запорным элементом и могут углубляться в тело рабочего кольца и . зафиксированного в корпусе продольно ка- .выходить оттуда обратно. Указанное кольцо тящимися шариками, с выполненными в . зафиксированоотпровороташариками, Понем под каждый шарик ступенчатой беговой воротное кольцо 11 имеет с двух сторон дорожкой на длину 120 под катящиеся ша- 25 горизонтальные беговые дорожки под шарики по окружности кольца- длинных на- рики10иупорныешарики12опорногокольклонных и коротких горизонтальных; ца 13, контактирующего с пробкой 14, опорного кольца с выполненной с одной установленной на резьбовом соединении в . стороны его беговой дорожкой под опорные торце корпуса 1 для регулировки плотности шарики, установленного в торцовой части 30 контакта запорного элемента 5 с седлом 4. корпуса с упором на регулирующую герме- Шарики 12 заключены в сепаратор и тичность пробку, выполненную на резьба- образуютскольцом13опорныйподшипник вом соединении с корпусом. серийного производства.
Управление устройством осуществляет- Для увеличения трения элементов качеся поворотным кольцом, установленным на 35 ния с беговыми дорожками, а также обеспекорпусе и жестко закрепленным при помо- чения обратного хода запорного элемента к щи болта с поворотным кольцом механизма положению "открыто" при малых напорных отжима через прорезь в корпусе, выполнен- . давлениях в корпусе 1 установлена пружина ную на длину поворота 120О. 15.
Кроме того, кольцо управления сна бже- 40 Уп равл ение устройством осуществляетно фиксатором в виде пружйны и шарика ся поворотным кольцом 16, установленным или конусного стержня, а на внешней сторо- на корпусе 1 и закрепленным через про. не корпуса выполнены соответствующие дольную прорезь болтом 17 с поворотным лунки., .. кольцом 11.
Вышеуказанный амортизационно-уп- 45 В поворотном кольце 16 с противополотнительный элемент представляет собой ложной его стороны установлен фиксатор выдвижной подпружиненный диск, установ- 18, фиксирующий все положения устройстленный в цилиндрическую расточку запор- ва: "открыто", "частично открыто", "закрыного органа и зафиксированного в нем то", а на внешней стороне корпуса 1 стопорным кольцом.:, 50 выполнены соответствующие места под элеКроме того, в цилиндрическую расточку мент фиксации. в указанном диске вставлен дополнитель- Фиксатор 18 состоит из пружины и шаный выдвижной диск с. цилиндрическими рика или стержня, а фиксирующие места выступами, входящими в соответствующие выполнены эллипсными для возможности гнезда по периферии цилиндрической рас- 55 смещения поворотного кольца 1.1 при регуточки основйого диска, s котором, кроме лировке плотностигерметизации запорного того, выполнено центральное дополнитель- органа. ноегнездосустановленнойвнем пружиной . Амортизационно-уплотняющий элеразжатия дисков, и центральное и перифе- мент 7 выполнен в виде подпружиненного рийные гнезда соединены радиальными ка- диска 19 и дополнительного 20 c каналами
1793139
3 венти впуск меще занн снаб щим движ устан запор ми по что, с снабж равле ворот и жес подвода среды 21, герметично установленного в цилиндрическую расточку запорного элемента 5 и зафиксированного в нем стопочным кольцом 23. С обратной стороны диска 19 выполнена цилиндрическая расточка, 5 в к торой, в свою очередь, выполнены центраЛьное и периферийные цилиндрическиегн да, которые соединены радиальными ка авками 21 с центральным гнездом диска и к налами подвода среды 21, 10
Дополнительный диск 20 выполнен с пе иферийными цилиндрическими выступа и, является выдвижным и помещен высту ами в цилиндрическую расточку диска t9, а размещенная в центральном гнезде 15 пру ина 22 разжимает указанные диски 19 и 2, образуя между ними щелевой зазор, При этом по окружности в цилиндрической вые ке запорного элемента 5 по периферии дис а 20 образуется дополнительный коль- 20 цев и гидроцилиндр. ринцип работы устройства заключается в следующем. положении "закрыто" кольцо управлен я 16 устройства находится в крайнем 25 пра ом положении, запорный элемент 5 и амо тизационно-уплотнительный элемент
7 пл тно прижаты к седлу 4, перекрывая про д жидкости иэ напорного трубопровода.. 30 арики 10 находятся на горизонтальных еговых дорожках колец 8 и 11, образуя макс мальный осевой размер отжимного г ормула изобретения порно-регулирующее устройство ьного типа, содержащее корпус с
ым и выпускным отверстиями и разный в корпусе запорный орган, свяй с механизмом управления и енный амортиэационно-уплотняюлементом, выполненным в виде поого подпружиненного .диска, вленного в цилиндрическую расточку ого органа и выполненного с каналаводасреды,отличающееся тем, целью повышения надежности, оно но пружиной возврата, механизм упия снабжен рабочим отжимным, поым и упорным кольцами с шариками ко связан с запорным органом, на механизма, а регулировочной пробкой 14 устанавливается необходимая плотность герметизации седла 4 и запорного элемента 5.
При повороте кольца управления 16 влево в положение "открыто" шарики 10 под действием пружины .15 и силы напорной среды выкатываются на длинные наклонные беговые дорожки рабочего кольца В, углубляясь в тело этого кольца, тем самым обеспечивая отход запорного элемента 5 от седла 4 и образование сливной камеры для прохода напорной среды в выпускной отверстие 3, и в положении полностью "открыто" образуются минимальный осевой размер механизма отжима и максимальный размер сливной камеры. Размер последней зависит от диаметра отжимных шариков 10.
Фиксатор t8 контролирует все положения устройства, т,е. "открыто", "промежуточное" и "закрыто".
Элемент уплотнения и амортизации 7 обеспечивает быстродействие крана, т.к, повышенная за счет серии гидроцилиндров сопротивляемость его отжиму от седла напорным давлением обеспечивает надежность амортизации и уплотнения, а установленная в центральном гнезде пружина 22 при своем сжатии в момент гидроудара своим телом перекрывает щелевой зазор и канавки 21 подвода напорной среды, т.е. выход среды из гнезда, обеспечивая жесткость и мягкость гашения гидроударов. внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности рабочего отжимного кольца выполнейы продольные беговые дорожки, амортизационно-уплотняющий элемент снабжен стопорным кольцом и дополнительным диском с периферийными цилиндрическими выступами, в подвижном диске со стороны запорного органа выполнена цилиндрическая выемка с центральным и периферийными цилиндрическими гнездами. при этом в выемке с торцевым зазором установлен дополнительный диск; цилиндрические выступы которого размещены в упомянутых периферийных гнездах, пружина размещена в центральном гнезде, а на торцевой поверхности выемки выдвижного диска выполнены радиальные канавки, 1793139 ф1, ф
1
И
Рог
Составитель E. Игнашков
Техред М. Моргентал Корректор Т. Палий
Редактор С. Кулакова
Заказ 490 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 соединяющие центральное гнездо и полость периферийных гнезд с каналами подвода среды, при этом пружина возврата установлена между корпусом и рабочим отжимным кольцом, на противоположной стороне которого выполнена беговая дорожка с чередующимися длинными наклонйыми и короткими горизонтальными участками, на обеих сторонах поворотного-кольца и на одной из сторон упорного кольца, обращенной к поворотному кольцу, выполнены горизонтальные беговые дорожки, причем во всех упомянутых беговых дорожках установлены указанные шарики.