Источник сейсмических волн и гидромеханизм для подъема и опускания излучателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: наземная сейсморазведка , гидроисточники сейсмических волн. Сущность изобретения: источник сейсмических волн выполнен на транспортной основе и включает в себя гидродомкраты, связанные с общей излучающей плитой, снабженные набором съемных дисков. Гидромеханизм для подъема и опускания излучателя снабжён тремя гидроцилиндрами: два-для подъема и опускания излучающей плиты, а третий - для захвата и фиксации плиты в транспортном положении. 1 з.п.флы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (!! ) (я)5 G 01 V 1/157

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ;ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

:. К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

: (21) 4836685/25

:- (22) 08,06.90

:, (46) 07,02.93. Бюл, М 5 . (71) Волжское отделение Института геоло.- гии и разработки горючих ископаемых (72) Н.В.Кошелев и В,А.Борисевич (56) Авторское свидетельство СССР . М 811172, кл. G 01 V 1/157, 1979.

Авторское свидетельство СССР

M 1728819, кл. G 01 V 1/157, 1989. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН И

ГИДРОМЕХАНИЗМ ДЛЯ ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ ИЗЛУЧАТЕЛЯ

Изобретение относится к наземной сейсморазведке с невзрывными источниками, а именно к источникам, установленным на транспортной базе.

Известен передвижной источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство; на раме которого размещен излучатель с системой управления. Опускание излучателя в рабочее положение на грунт осуществляют при помощи системы подъема и опускания в виде грузоподъемного крана с гидроцилиндром, расположенной также на раме транспортного средства.

Недостатком этого источника являются сложность и громоздкость грузоподъемного крана, а также отсутствие возможности изменять вес инерционной массы в широких пределах. Достаточно много времени требуется для приведения источника в рабочее положение и обрзтно в походное, Известна ав ономная передвижная установка для возбуждения сейсмических колебаний.

В (57) Использование; наземная сейсморазведка, гидроисточники сейсмических волн.

Сущность изобретения: источник сейсмических волн выполнен на транспортной основе и включает в себя гидродомкраты, связанные с общей излучающей плитой, снабженные набором съемных дисков, Гидромеханизм для подъема и опускания излучателя снабжен тремя гидроцилиндрами: два — для подъема и опускания излучающей плиты, а третий — для захвата и фиксации плиты в транспортном положении. 1 э.п.флы, 4 ил.

На раме транспортного средства размещены генератор импульсов тока с системой управления и гидросистема для спуска и подъема излучателей. На периферии транспортного средства к его раме присоединены три группы гидроцилийдров, штоки которых жестко соединены с корпусами излучателей. Для равномерного распределения общего -веса транспортного средства в качестве инерционной массы на все три группы излучателей, они размещены симметрично относительно его центра тяжести.

Опущенные на грунт излучателййагружаются весом транспортного средства путем его подъема гйдро цилиндрами. Надежность контакта штампа излучателя с поверхностью грунта, при наличии на нем местных неровностей и уклонбв, обеспечивается самоустановкой благодаря наличию сферических шарниров между гидроцилиндрами и рамой транспортно о средства.

Недостатки указанной передвижной установки:

1793401

1. Зависимость работоспособности ус- отдача грунта) и произойдет повторный имтановки и ее эффективности при возбужде- пульс. А этот эффект, как известно, снижает нии сейсмических волн от рельефа сейсмическую эффективность источника. местности. Например, установка не может Цель изобретения — повышение сейсмиработать на косогорах и уклонах, т.к. теряет 5 ческой эффективности путем приложения устойчивость при поднятии ее на домкраты, оптимальной нагрузки йа грунт.

Даже на относительно ровной поверхности Указанная цель достигается тем, что искаждый излучатель своим штампом практи- точник, состоящий из трансйортного средчески будет приспосаблйваться к местным ства с платформой, генератора импульсов неровйостям поверхности грунта. В резуль- "0 тока с системой управления, не менее двух тате величина нагружения каждого излуча- гидродомкратов, соединенных магистралью теля инерционной массой (распределенный с насосной станцией, шаровых шарниров по вес транспортного средства) будет зависеть числу домкратов, излучающей плйты с элекот угла наклона между нормалью к плоско- . тродинамическим преобразователем, соести штампа и вертикалью. Поэтому идентич- "5 диненным с генератором импульсов тока и ных сигналов от каждого излучателя не инертной массой, оснащен излучателем, в — произойдет. - .: .: - котором электродинамические преобразо2, Зависимость эффективности возбуж- ватели не менее двух, связаны с излучаюденйя сейсмических волн от физико-меха- щей плитой через сферические шарниры, а нических свойств грунта в точке 20 инертные массы выполнены в виде набора возбуждения, т.к. действующая на все излу- .. съемных дисков и закреплены на корпусах чатели инерционная масса в виде распреде- гйдродомкратов, расположенных над платленного веса транспортного средства не формой транспортного средства внутри коможет быть изменена; По этой причине на . жуха. При этом в верхней части кожуха

"одном грунте возбуждение сейсмических 25 размещена траверса, жестко связанная с волн в нем будет эффективно, в другом -нет. " дополнительной йнертной массой, найри3. Рама транспортного средства в мес- мер платформой трайспортного средства. тах сочленения с излучателями будет испы- Причем штоки гидродомкратов проходят тывать действия сил реакции большей . сквозь гильзы, закрепленные s платформе, величины, чем цейтр тяжести, приведенный 30 и жестко соедйнейы с корпусами электрок раме, В результате этих переменных дина- преобразователей, а в гидромагистрали усмических нагрузок о«а будет деформиро- тановлены регулятор идатчикдавления. ваться и в конечном счете разрушится." Кроме того, с целью повышения надежНаиболее близок к предлагаемому ис- ности крепления излучателя и процесса точник сейсмических волн по авт,св. М 35 приведенияисточникаврабочееположение

1728819 от 23.10,89. Этот источник содер- и обратно, гидромеханизм подъема и опужит транспортное средство с платформой, сканмя излучателя, находящегося под платна.которой размещекы гейератор импуль- формой, содержащий два гидроцилиндра, сов тока с системой управления, два гидро- корпуса которьи шарнирно соединены с цилиндра, соединенные магистралью с 40 платформой, а штоки сизлучающей плитой, насосйой станцией, излучатель, состоящий снабжен третьим гидроцилиндром, корпус и изэлектродинамического преобразователя, шток которого соединены с соответствуюизлучающей плиты и инертной массы с йа- щйми парами захватных рычагов, связанправляющими. Инертная масса кинемати- ных с платформой. При этом на плоскостях чески связана с . корпусом 4б захватных рычагов установлены штифты, электродинамического преобразователя совмещенные с отверстиями в излучающей посредствОм гидроцилиндров и шаровых плите. шарниров. При этом"гидроцилиндры выпол- На фиг. 1 изображен общий вид источняют функции спуско-подъемного механиз- ника в походном положении; на фиг, 2 изо: ма и механизма нагружения излучателя 50 бражен источник в рабочем состоянии инертной массой как гидродомкраты. (поперечный разрез); на фиг. 3 изображено

Недостатком этого источнйка является захватное устройство с приводомдля крепто, что корпус электродинамического преоб- ления излучателя; на фиг. 4 изображена гидразователя нагружен постоянным весом равлическаясхемаисточника. " инертной массы и нельзя изменять его в 55 Источник сейсмических волн, гидромезависимости от плотности грунта. Кроме ханизмдля подъема иопусканияизлучателя

: этого, йзлучающая плита (отдельно от кор- (фиг. 1, 2) содержит транспортное средство пуса) не прижимается к грунту. В результате 1, например трехосный автомобиль, к раме при импульсном нагружении излучающей 2 котброго сверху прикреплены два спускойлиты она оторвется от грунта (реактивная подъемных гидроцилйндра 3, через шарнир1793401

50 ное устройство 4 и кожух 5, в котором размещены две инерционные массы 6, На платформе транспортного средства 1 расположены генератор импульсов тока (фиг, 1), состоящий из синхронного генератора 7 и импульсных конденсаторов 8, блока управления 9 и насосной станции 10.

Под рамой 2 (фиг, 1) размещен на захватных рычагах 11 излучатель, состоящий из излучающей плиты (штампа) 12 и двух электромеханических преобразователей

13, соединенных с плитой l2 посредством шарнира (сферы) 14 (фиг, 2).

На кожухе 5 закреплена траверса 15, которая ограничивает величину хода "Б" (фиг. 1) инерционной массы 6 от действия гидроцомкрата, Корпус 16 этого домкрата (фиг, 2) размещен внутри инерционной массы 6, а его шток 17 соединен с корпусом электромеханического преобразователя 13.

Транспортное положение излучающей плиты 12 с электромеханическими преобразователями 13 обеспечивается захватным устройством (фиг. 3), представляющим собой две пары захватных рычагов 11, закрепленных на концах двух валов 18,. поворачивающихся под действием гидроцилиндра 19 через рычаги 20, Для надежного крепления излучающей плиты 12 (фиг. 1) при марше транспортного средства 1 (фиг,1) на базовых плоскостях захватных рычагов 11 установлены штифты (выступы) 21 (фиг. 3), которые входят в отверстия 22 плиты 12 и предотвращают (блокируют) случайное раскрытие рычагов 11.

Перевод поло>кения излучающей плиты

12 из транспортного в рабочее в точке возбу>кдения и обратно осуществляют посредcTBoM двух спуско-подьемных гидроцилиндров 3, штоки 23 которых (фиг, 2) соединены с излучающей плитой 12 через шарниры 24 (фиг. 2), Гидравлическая схема (фиг. 4) источника включает две трубопроводные магистрали 25 и 26, Магистраль 25 держит высокое фиксированное давление, которое подается в гидроцилиндры 3 и гидроцилиндр 19 через

Формула изобретения

1. Источник сейсмических волн, включающий транспортное средство с платформой, генератор импульсов тока с системой управления, не менее двух гидродомкратов, соединенных магистралью с насосной станцией, шарсаые шарниры по числу гидродомкратов, .излучатель с инертной массой с управляющие золотники 27 и 28. Магистраль 26 держит регулируемое давление и подает его в полости 29 гидродомкратов.

Для изменения величины давления и

5 его контроля в магистрали 26 установлен регулятор давления 30, а для визуального наблюдения за весом задействованной инерционной массы — прибор 31.

Источник сейсмических волн, гидроме10 ханизм для подъема и опускания излучателя работают следующим образом.

В точке воздействия на грунт включают насосную станцию 10, при этом давление жидкости передается в гидроцилиндры 3 и

15 l9. В результате излучающая плита 12 поднимается до упора и освобождает штифты

21 на рычагах 11. Затем включают золотник

28, и рычаги 11 расходятся. После чего включают золотник 27, и давление жидкости пе20 редается в противоположную полость гидроцилиндров 3 и через регулятор давления 30 — в полости 29 гидродомкратов, В результате излучающая плита 12 опустится и прижмется к грунту с заданным усилием.

25 После чего нагружают корпуса преобразователей 13. Для этого повышают давление в полостях 29 гидродомкратов при помощи регулятора 30 на величину, достаточную для поднятия веса инерционной массы 6 с кор30 пусом 16 домкрата на высоту "С", В случае необходимости увеличения нагрузки на грунт путем добавления к инерционной массе 6 части веса транспортного средства 1 давление в полостях 29 поднима35 ют еще выше, При этом выбирается величина хода "Б" инерционной массы 6, и она своим торцом через траверсу 15 приподнимает часть транспортного средства 1 на высоту, достаточную для уравновешивания

40 давления в полостях 29 гидродомкратов.

Предлагаемый источник сейсмических волн и гидромеханизм для подъема и опускания излучателя позволяют повысить эффективность проведения наземнои

45 сейсморазведки в регионах с различными физико-механическими свойствами грунта и технико-экономическими показателями. электродинамическими преобразователями, установленными на концах штоков гидродомкратов и соединенными с генератором импульсов тока, и излучающей плитой и гидравлический механизм для подъема и опускания излучателя, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности путем прило1793401 жения оптимальной нагрузки на грунт, источник снабжен одним излучателем, электродинамические преобразователи которого связаны с излучающей плитой через сферические шарниры, инертная масса выполнена в виде набора съемных дисков, закрепленных на корпусах гидродомкратов, расположенных над платформой транспортного средства внутри кожуха, в верхней части которого размещена траверса, жестко связанная с платформой транспортного средства, при этом штоки гидродомкратов проходят сквозь гильзы, закрепленные в платформе, в магистрали установлены регулятор и датчик давления.

2. Гидромеханизм для подъема и опускания излучателя, снабженного плитой и установленного на платформе транспортного средства, содержащий два гидроцилинд5 ра, корпусы которых шарнирно соединены с платформой, а штоки — с излучающей плитой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введен третий гидроцилиндр, корпус и шток которого

10 соединены с соответствующими парами захватных рычагов, связанных с платформой, при этом захватные рычаги снабжены штифтами, совмещенными с отверстиями излучающей плиты.

1793401

Составитель H,Êîøåëeâ

Редактор С.Кулакова Техред M.Mîðãåíòàâ Корректор М.демчик

Заказ 503 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета rio изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/В

Производственно-издательский комбинат "Патент", r; Ужгород, ул.Гагарина, 101