Устройство для компенсации увода линии визирования

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Контрольно-измерительные приборы. Сущность изобретения: в неподвижном корпусе размещен подвижный корпус, в котором симметрично оптической детали с двух сторон выполнены потри лепестка. Подвижный корпус содержит оптический элемент в оправе, относительно которого симметрично расположены ограничительные втулки, подпружиненные базовые кольца и подпружиненные плавающие резьбовые кольца. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s G 02 В 7/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР

{ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4808767/10 (22) 02.04.90 (46) 07.02.93. Бюл. Rb 5 (71) Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод" (72) В.Д.Колосов (56) Авторское свидетельство СССР (Ф 648930, кл. G 02 В 7/02, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ

УВОДА ЛИНИИ ВИЗИРОВАНИЯ

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности, к контрольно-измерительной аппаратуре.

Наиболее близким техническим решением является устройство, представляющее . собой зрительную трубу, в которой помещается подвижный корпус с пазом для пружинных лепестков, Пружинные лепестки имеют волнообразную форму. Одна выпуклость пружинных лепестков проходит внутрь втулки, вторая в па. подви>кного корпуса, Недостатком данной конструкции является увод линии визирования, возникающий при перемещении оптико-механического узла в корпусе. Увод линии визирования обуславливается возможным неравномерным износом сопрягаемых поверхностей.

Целью изобретения является повышение стабильности положения оси визирования.

На фиг. 1 изображено устройство для компенсации увода линии визирования в сборе; на фиг. 2 — подвижный корпус, разрез; на фиг.3 — вид А на фиг. 2.

Устройство компенсации увода линии визирования содержит оптическую деталь, ось которой отцентрирована относительно базового посадочного диаметра " ", за„„5U„„1793408 А1 (57) Контрольно-измерительные приборы.

Сущность изобретения: в неподвижном корпусе размещен подвижный корпус, в котором симметрично оптической детали с двух сторон выполнены по три лепестка, Подвижный корпус содержит оптический элемент в оправе, относительно которого симметрично располо>кены ограничительные втулки, подпружиненные базовые кольца и подпружиненные плавающие резьбовые кольца. 3 ил. крепленную в оправе 1, симметрично которой по оси расположены втулки 2, 3, в которых закреплены пружины 4, 5 и 6, 7, соответственно соединенные с резьбовыми втулками 8, 9 и резьбовыми кольцами 10, 11 и служащие для перемещения последних за счет их разворота по резьбе. Резьбовые втулки 8. 9 и резьбовые кольца 10, 11 служат для разжима лепестков 12 подви>кного корпуса 13 оптического элемента в случае износа сопряженных поверхностей базового диаметра " ф" корпусной части 14 и раз>кимных лепестков 12. Лепестки предварительно напряжены к центру под углом о, где а — рабочий угол лепестка.

Устройство компенсации увода линии визирования работает следующим образом.

B случае равномерного износа сопрягаемых поверхностей оптическая деталь, закрепленная в оправе и отцентрированная относительно базового диаметра " ф", находится ме>кду втулками 2, 3, удер>кивающими пружины 4, 5, которые, перемещая вращением по резьбе резьбовые втулки 8. 9, осуществляют равномерный разжим по радиусу базового диаметра лепестков 12 и, тем самым, компенсируют равномерный износ сопрягаемых поверхностей базового

1793408

25 диаметра " корпусной части 14 и разжимных лепестков 12 подвижного корпуса

13, В случае неравномерного износа сопрягаемых поверхностей (износ на истирание у одной поверхности корпусной детали 14 на всей длине больше, чем у другой) вращением от пружин 6,7 соответствующих резьбовых колец, имеющих опору только на резьбе разжимных лепестков, производится компенсирующий до>ким соответствующего лепестка и компенсация неравномерного износа поверхностей, сопрягаемых по базовому диаметру.

В случае неравномерного износа сопрягаемой с лепестками базовой поверхности корпуса 14 на отдельных участках длины данной поверхности компенсация образовавшегося зазора осуществляется за счет нормированного пружинного усилия, развиваемого отдельным лепестком t2 при его изгибе на угол а, Формула изобретения

Устройство для компенсации увода линии визирования, содержащее неподвижный корпус, в котором посредством прижимного элемента установлен подви>кный корпус с оптической деталью, о т л и ч а ю щ е е с я тем, . что, с целью повышения стабильности положения оси визирования, прижимной элемент выполнен на подви>кном корпусе по обе стороны от оптической детали в виде расположенных равномерно по окружности лепестков, каждый из которых выполнен в сечении, совпадающем с осью подвижного корпуса, в аиде клина, расходящегося от основания лепестка к его концу, при этом внешняя поверхность лепестков выполнена заподлицо с наружной поверхностью поо

Конс1руктивное решение, осуществляющее перемещение подвижного корпуса от винта 15 по ходу в корпусной части 14, явля5 ется не принципиальным и может быть оформлено в виде кремальерной механической системы (трубка - рейка) с ликвидацией возможного осевого разворота подвижного корпуса относительно корпусной части 14 и

10 развязкой механического усилия от возможных перекосов кремальеры. Кроме того, данное устройство может быть конструктивно оформлено в виде обжимного устройства.

15 При применении данного устройства достигается максимальная компенсация увода линии визирования, который возникает из-за износа сопрягаемых поверхностей

20 во время работы. Использование устройства позволяет повысить точность контроля и увеличить срок работы контрольно-измерительных приборов. движного корпуса, а на внутренней поверхности подвижного корпуса, в том числе на лепестках, выполнена резьба, при этом в подвижном корпусе с каждой стороны от оптической детали установлено по одной пружине кручения, каждая из которых одним концом соединена с подвижным корпусом, а другим концом взаимодействует с соответствующей ей резьбовой втулкой, частично размещенной между лепестками прижимного элемента, при этом каждый прижимной элемент снабжен реэьбовым кольцом с диаметром внешней резьбы, меньшим диаметра внутренней резьбы корпуса, причем каждое резьбовое кольцо подпружинено к подвижному корпусу и установлено между лепестками прижимного элемента с зазором относительно резьбовой втулки.

1793408

Составитель B,Äðèíü

Техред М.Морге нтал Корректор О.Кравцова

Редактор С.Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 503 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5