Устройство для решения логических задач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: устройство содержит квадратную прозрачную панель с равноотстоящими одно от другого отверстиями , В отверстия с противоположных сторон панели симметрично устанавливаются штыри. Панель состоит из базовой пластины с набором приставных к пластине прямоугольных равносторонних уголковых элементов. Каждый элемент имеет отличающуюся от других длину сторон. Посредством штырей на панель устанавливаются планки с отверстиями. Между планками и панелью может устанавливаться экран. 1 з. п. ф-лы, 33 ил...

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ю!)5 G 09 В 1/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 Ууг /

> ю (61) 1223266 (21) 4848834/12 (22) 09.07.90 (46) 07.02.93. Бюл. йв 5 (75) И,В. Попов (56) Авторское свидетельство СССР М

1223266, кл, G 09 В 1/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧ Е С КИХ ЗАДАЧ (57) Сущность изобретения: устройство содержит квадратную прозрачную панель с

Изобретение относится к средствам обучения, в частности для игры и решения логических задач, Известно устройство, содержащее панель с отверстиями для штырей, состоящую из базовой пластины с набором приставных к пластине уголковых элементов, штыри, набор планок. Это устройство имеет большой диапазон задаваемых задач. Однако оно не может использоваться двумя игроками для игры на одной панели, при которой решения одного играющего могут влиять на решения другого. Кроме того, на нем невозможно собрать из планок неправильную подсказку, так как она механически исключает решение задачи.

Цель изобретения — повышение занимательности и функциональных возможностей устройства, Поставленная цель достигается за счет выполнения панели иэ оптически прозрачного материала и присоединения штырей с ее противоположных сторон. В то же время применение оптически непрозрачного зкра„,5LJ „, 1793455 А2 равноотстоящими одно от другого отверстиями, В отверстия с противоположных сторон панели симметрично устанавливаются штыри, Панель состоит из базовой пластины с набором приставных к пластине прямоугольных равносторонних уголковых элементов. Каждый элемент имеет отличающуюся отдругихдлину сторон, Посредством штырей на панель устанавливаются планки с отверстиями. Между планками и панелью может устанавливаться экран, 1 з. и. ф-лы, 33 ил. на (в случае использования устройства одним обучаемым, без подсказок с помощью планок с противоположной стороны панели) сведет колйчество сбивающих факторов до уровня известного устройства, а применение экрана, большего по размеру, чем панель, позволит помочь обучаемому решать задачи, На фиг, 1 — 4 показано решение задач соответственно "4 точки", "9 точек", "16 точек", "25 точек"; на фиг. 5 — 8 — основание устройства для задач соответственно "4 точки", "9 точек", "16точек", "25точек"; на фиг. 9-основание устройства с экраном для задачи "25 точек", вид сбоку; на фиг. 10 — планка с пятью отверстиями; на фиг. 11 и t2 — то же, с тремя отверстиями; на фиг. 13 — то же, с. двумя отверстиями; на фиг. 14 — полный набор планок для решения задач на одной стороне панели; на фиг. 15 — возможное соединение штырей с панелью и экраном; на фиг. 16 — круглое исполнение штырей, вид сбоку; на фиг. 17 — шестигранное исполнение штырей, вид сбоку: на фиг, 18- непра1793455 вильное положение планок на панели при задаче "4 точки"; нэ фиг, 19 — правильное наложение планок при той же задаче; на фиг. 20 — неправильное наложение планок при задаче "9 точек"; на фиг. 21 — правильное наложение планок при той же задаче, на фиг, 22 — неправильное наложение планок при задаче "16 точек"; на фиг. 23 — правильное наложение планок при той же задаче; на фиг. 24 — неправильное наложение планок при задаче "25 точек"; на фиг. 25 — правильное наложение планок при той же задаче, на фиг, 26 — расположение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, "направляет" решение по невер— ному пути задачи "4 точки"; на фиг. 27— расположение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, содержит "подсказку" решения той же задачи; на фиг, 28 — располо>кение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, "направляет" по неверному пути решение задачи "9 точек"; на фиг. 29 — располо>кение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, содержит "подсказку" решения той >ке задачи; на фиг, 30 — расположение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырямл, "направляет" решение задачи "16 точек" па неверному пути; на фиг, 31 — расположение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, содер>кит "подсказку" решения той >ке задачи; на фиг. 32 — расположение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, "направляет" по неверному пути решение задачи "25 точек"; на фиг, 33— расположение штырей двух цветов, при котором рисунок, создаваемый штырями, содержит "подсказку" решения той же задачи, Устройство содержит квадратну1о оптически прозрачную панель, штыри, набор планок с отверстиями и экран.

Оптически прозрачная панель состоит из базовой оптически прозрачной пластины

1 с четырьмя равноотстоящими одно от другого сквозными отверстиями для установки с противоположных сторон съемных штырей 2 и набора приставных к пластине 1 оптически прозрачных прямоугольных равносторонних уголковых элементов 3, Прикреплейие уголковых элементов 3 к базовой пластине и друг к другу производится при помощи крючков 4. Полный набор планок с . отверстиями для решения задач на одной старане панели содержит планки 5 в количестве, например, шести штук, четыре планки 6, две планки 7, три планки 8. Каждый уголковый элемент имеет отличающуюся от других длину сТороН и B ка>кдам из них вы20

40 ран может быть оптически прозрачным или непрозрачным.

Устройство можно закреплять на подставке (не показано).

Устройство может быть выполнено так, что при задаче "16 точек" основание имеет размеры стандартной шахматной доски 30 х

30 см, чта наиболее удобно для визуального наблюдения преподавателя за процессом индивидуального и группового решения.

Условля задач, технически реализованных на предлагаемом устройстве, следующие.

"4 точки", Дана панель с четырьмя штырями (состоящая из базовой пластины 1) и полный набор планок, Надо надеть три любые планки на штыри так, чтобы ни один штырь не оставался незанятым, При этом необходимо соблюдать следующие условия, После того, как положена первая произвольно выбранная планка, следующую произвольно выбранную планку нужно положить так, чтобы ее отверстие, обведенное кружком, совпадало с таким же отверстием ранее положенной планки; третью произвольно выбранную планку надо прикладывать к свободному концу второй произвольно выбранной планки, а свободный конец третьей произвольно выбранной планки — к свободному концу первой произвольно выбранной планки (фиг, 19), "9 точек". Дана панель с девятью штырями (состоящая из базовой пластины 1 и приставных уголковых элементов 3) и полный набор планок, Надо надеть четыре любые планки на штыри панели так, чтобы ни один штырь не оставался незанятым. При этом необходимо соблюдать следующие условия, Послетого, как положена первая произвольно выбранная планка, следующую произвольно выбранную планку можно поло>кить так, чтобы ее отверстие, обведенное кружком. совпадало с таким же отверстием полнень сквозные отверстия для установки с противоположных сторон штырей 2, расстояние между которыми равно расстоянию между отверстиями пластины 1.

5 Штыри 2 имеют различные форму и цветовую окраску, Экран 9 для задач "4 точки", "9 точек", " 16 точек" и "25 точек" соответственно повторяет форму и размеры панели и имеет отверстия для надевания на штыри 2, Экран может быть выполнен, например, из бумаги, фольги и другого оптически непрозрачного материала, В некоторых случаях экран повторяет по форме панель, но имеет размеры большие, чем надетые на штыри планки, выходящие за пределы панели для задач "4 точки", "9 точек", "16 точек" и "25 тачек" соответственно, Этот "большой" эк1793455

Для задач "4 точки", "9 точек" и "16 точек" психологическая инерция заключается в построении вариантов s пределах панели (фиг, 18, 20, 22), а путь к решению лежит 50 через выход за пределы панели (фиг, 19, 21, 23), При решении указанных задач в любой последовательности у обучаемых возникает психологическая инерция поисков решения с выходом за пределы панели (фиг, 24), между тем для задачи "25 точек" имеющийся набор планок не позволяет это сделать, и путь к решению лежит через возвращение к построению вариантов в пределах панели (фиг. 25). ранее положенной планки, После этого к свободному концу первой произвольно выбранной планки прикладывать уже ничего нельзя; третью произвольно выбранную планку надо прикладывать к свободному . концу второй произвольно выбранной планки и т. д. (фиг. 21). ..".16 точек". Дана панель с шестнадцатью штырями (состоящая из базовой пластины 1 и приставных уголковых элементов

3) и полный набор планок. Надо надеть шесть любых планок на штыри так, чтобы ни один штырь не оставался незанятым. При этом необходимо соблюдать следующие условия. После того, как положена первая произвольно выбранная планка. следующую произвольно выбранную планку нужно положить так, чтобы ее отверстие, обведенное кружком, совпадало с таким же отверстием ранее положенной планки, После этого к свободному концу первой произвольно выбранной планки прикладывать уже ничего нельзя, третью произвольно выбранную планку надо прикладывать к свободному концу второй произвольно выбранной планки и т. д, (фиг, 23), "25 точек". Дана панель с двадцатью пятью штырями (состоящая из базовой пластины 1 и приставных уголковых элементов

3) и полный набор планок, Надо надеть восемь любых планок на штыри так, чтобы ни один штырь не оставался незанятым. При этом необходимо соблюдать следующие условия, После того, как положена первая произвольно выбранная планка, следующую произвольно выбранную планку нужно положить так, чтобы ее отверстие, обведенное кружком, совпадало с таким >ке отверстием ранее положенной планки, После этого к свободному концу первой произвольно выбранной планки прикладывать уже ничего нельзя, третью произвольно выбранную планку надо прикладывать к свободному концу второй произвольно выбранной планки и т. д, (фиг. 25).

Узор, создаваемый съемными штырями

2 нескольких групп разных цветов или формы, может "направлять" решение по неверному пути и таким образом усиливать психологическую инерцию обучаемых или может содержать "подсказку" решения и таким образом ослаблять психологическую инерцию обучаемых.

Помогать или затруднять обучаемому решение задач "4 точки", "9 точек", "16 точек" и "25 точек" можно с помощью "большого" экрана 9, надеваемого на штыри 2 оптически прозрачной панели, "Большой" экран зрительно воспринимается обучаемым как панель больших размеров, и любое решение будет в пределах такого экрана, что поможет при решении задач "4 точки", "9 точек" и "16 точек", s то время как для правильного решения задачи "25 точек" площадь экрана, находящу1ося за пределами панели, использовать невозможно, что затруднит решение задачи, Роль "большого" экрана может играть дополнительная площадь в соответствующих случаях, образуемая с помощью присоединения к панели дополнительно уголковых элементов, пустые отверстия или штыри которых будут влиять на обучаемого при решении задач.

Кроме того, на экран можно наносить точки, рисунки и т. д. в различных местах и количествах. . Дополнительное закрепление штырей 2 с обратной стороны оптически прозрачной панели позволяет "направлять" решение по неверному пути или "подсказывать" правильное решение более наглядно с помощью дополнительного набора планок, идентичного полному набору планок, за- . крепляемых на штырях 2 с обратной стороны оптически прозрачной панели вместе с узором, создаваемым штырями 2, вопреки узору или беэ этого узора. Различное количество закрепленных планок будет в разной степени приближать обучаемого к правильному или неправильному решению задачи, что объективно оценивается по количеству планок, надетых(или не надетых) с обратной от обучаемого стороны панели, с учетом общего количества планок, необходимого соответственно для решения задач "4 точки", "9 точек", "16 точек" и "25 точек", Симметричное закрепление штырей с противоположных сторон панели, узоры из которых могут "направлять" решение по неверному пути или содержать "подсказку" решения, позволит обучаемому самостоятельно выбрать сторону, на которой он будет собирать устройство,в зависимости от его особенностей — левша он или прав ша.

1793455

Закрепление штырей 2 с противоположных сторон оптически прозрачной панели и дополнительный набор планок позволит проводить игру между двумя игроками на одной панели на скорость сборки устройст- 5 ва. При этом возможно подбирать с каждой стороны панели узор, создаваемый штырями 2 для каждого играющего отдельно. Узор с одной стороны панели может "направлять" решение одного играющего по невер- 10 ному пути, а узор с другой стороны панели содержать "подсказку" решения для друго-. го играющего. Узоры с обеих сторон панели может "направлять" решение обоих играющих по неверному пути или содержать "под- 15 сказку" решения для обоих играющих.

Перечисленные выше комбинации узоров могут располагаться симметрично или несимметрично одна относительно другой.

Эти же комбинации узоров с противополож- 20 ных сторон панели могут бь1ть повернуты одна относительно другой на какой-либо угол.

Штыри с одной или с обеих сторон панели могут вообще не составлять узора. 25

Возможны и другие варианты и комбинации.

Во время игры решение одного играющего может содержать "подсказку" для дру30 стороне панели, симметрично штырям, установленным на лицевой стороне панели, а панель выполнена из прозрачного материа35 ла.

2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем; что оно имеет экран, устанавливаемый посредством штырей на панель.

Фиг. 5

Фиг. 4

Формула изобретения

1. Устройство для решения логических задач по авт. св. ¹ 1223266, а т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повыше. ния занимательности, оно имеет дополнительные штыри, установленные по тыльной гого игрэющего или .в случае ошибки "направлять" решение партнера по неверному пути.

В виде игры можно проводить исследования испытуемого (обучаемого) экспериментатором. В случае использования устройства одним обучаемым для уменьшения ко ичества сбивающих факторов возможно использовать оптически непрозрачный экран 9, имеющий размеры панели, который надевается на штыри 2 оптически прозрачной панели и полностью закрывает ее.

Использование прозрачной панели в предлагаемом устройстве позволяет собирать из планок как правильную, так и неправильную "подсказку" с обратной стороны панели, что не является механическим препятствием для правильного решения задачи обучаемым, а решению задач можно помогать экран большего размера, чем панель.

Таким образом, повышаются функциональные возможности устройства.

Предлагаемое устройство позволяет проводить игры на скорость сборки на одной панели двум играющим, при которых решения одного играющего могут влиять на решения другого, что повышает занимательность.

Фиг. Ь

СРиг. 10 фиг. ft

ФиГ. 00

Фиг. 85

Фиг. 2Т

1793455 ц иг. 29

Фиг. 2S

Фиг, Я

Эиг ЬО

Фиг. Я

Фиг. 52

Составитель И.Попов

Техред М.Моргентал

Корректор А,Обручар

Редактор С.Кулакова

Заказ 506 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101