Двухканальная система электроснабжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Назначение: изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в двухканальной системе электроснабжения переменного тока двухмоторного самолета. Сущность изобретения: система содержит два основных генератора 1, 2, установленных на маршевых двигателях , резервный генератор 3. установленный на вспомогательной силовой установке, разъем 4 для подключения аэродромного источника, а также шины 5, 6 и контакторы 7-10 с переключающими контактами. По- . ставленная цель достигается схемным путем за счет изменения электрических связей и точек подключения шин при сохранении массо-гэбаритных показателей. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 J 9/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4931619/07 (22) 29.04.91 (46) 07,02,93. Бюл. t4 5 (71) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М,Бериева (72) Г.И.Муравьев (56) ОСТ 1 00818-86. Системы электроснабжения самолетов и вертолетов. Общие требования к структуре типовых систем, с. 23, черт. 2.

ОСТ 1 00818-86. Системы электроснабжения самолетов и вертолетов, Общие требования к структуре типовых систем, с, 23, черт, 1. (54) ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ Ж, 1793515 А1 (57) Назначение; изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в двухканальной системе электроснабжения переменного тока двухмоторного самолета. Сущность изобретения . система содержит два основных генератора

1, 2, установленных на маршевых двигателях, резервный генератор 3. установленный на вспомогательной силовой установке, разъем 4 для подключения аэродромного источника, а также шины 5, 6 и контакторы

7 — 10 с переключающими контактами. Поставленная цель достигается схемным путем за счет изменения электрическихсвязей и точек подключения шин при сохранении массо-габаритных показателей. 1 ил.

1793515

10

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в двухканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного тока самолета.

Известная двухканальная СЭС, содержащая два .основных и один резервный генераторы, разъем для подключения внешнего (аэродромного) источника, две шины и пять контакторов. Недостатком такой СЭС является то, что при переключении с резервного генератора на аэродромный источник и наоборот имеет место одновременный перерыв в электропитании обеих шин на время переключения контактора, что является недопустимым для некоторых потребителей, получающих питание от двух независимых шин с целью сохранения работоспособности при обесточивании одной из них.

Наиболее близкой является двухканальная СЭС, содержащая два основных и один резервный генераторы, разъем для подключения аэродромного источйика, две шины и четыре контактора. СЭС содержит минимальное число контактордв и электрических связей и относится к системам с так называемым "фиксированным порядком резервирования". При нарушении поряДка включения основных генераторов на земле при запуске двигателей одновременный перерыв в электропитании обеих шин будет. иметь место не только при переключении с резервного генератора на аэродромный источник (и наоборот), но и при переключении с резервного генератора (или аэродромного источника) на осндвные генераторы и наоборот.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем исключения одновременного перерыва в электропитании обеих шин при переключении их с Одного источника электроэнергии на другой.

Поставленная цель достигается тем, что в двухканальной СЭС, содержащей два основных и один резервный генераторы, разьем для подключения внешнего источника, две шины и четыре контактора с переключающими контактами, причем первый и второй основные гейераторы, резервный генератор и разъем соединены с выводами замыкающих контактов соответственно первого, второго, третьего и четвертого контакторов, согласно изобретению первая шина соединена с выводом размыкающего контакта второго контактора и с общими точками переключающих контактов третьего контактора непосредственно и первого контактора через размыкающий контакт третьего контактора, при этом вторая шина соединена с выводом размыкающего контакта первого контактора и общими точками переключающих контактов четвертого контактора непосредственно и второго контактора через размыкающий контакт четвертого контактора.

На чертеже представлена принципиальная схема двухканальной СЭС.

СЭС содержит два основнух генератора 1, 2, установленных на маршевых двигателях, резервный генератор 3 установленный на вспомогательной силовой установке (ВСУ), разъем 4 для подключения аэродромного источника, шины 5, 6 и контакторы 7 — 10.

При нормальной работе СЭС в полете включены контакторы 7, 8 и шины получают питание от основных генераторов через последовательно включенные замыкающий и размыкающий контакты соответствующих контакторов. В случае отказа одного из основных генераторов отключается сооТВВТсТвующий контактор и через его размыкающий контакт шина отказавшего генератора подключается к шине исправного генератора, В случае отказа обоих основных генераторов на их шины может быть включен резервный генератор 3 после запуска ВСУ.

При этом срабатывает контактор 9 и резервный генератор подключается к шине 5 непосредственно, а к шине 6 — через последовательно включенные размыкающие контакты контакторов 8, 10.

При подготовке самолета к полету питание потребителей электроэнергии может осуществляться как от аэродромного источника, так и от резервного генератора. При работе от аэродромного источника включен только контактор 10. При этом аэродромный источник подключается к шине 6 непосредственно и к шине 5 — через последовательно включенные размыкающие контакты контакторов 7, 9. Подключение резервного генератора на шины основных генераторов при работе на земле осуществляется по тем же цепям, что и в полете. Переключение шин на основные генераторы рассмотрим для случая, когда подготовка самолета велась от аэродромного источника. Если первым включается генератор 1, то после срабатывания контактора 7 он сразу же подключается к шине 5, при этом шине 6 продолжает получать питание от аэродромного источника. После включения генератора 2 и срабатывания контактора 8 подключение его к шине 6 происходит после отключения контактора 10, которое может осуществляться

1793515

При переключении с основных генераторов на аэродромный источник или резервный генератор, также исключается возможность одновременного перерыва в электропитании обеих шин, для чего перед отключением основных генераторов необходимо предварительно включить аэродромный источник или резервный генератор.

Соста вител ь Г. Муравьев

Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Редактор С.Кулакова

Заказ 509 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государствейного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 как вручную, так и автоматически после включения обоих основных генераторов.

Если же первым включается генератор 2, то после срабатывания контактора 8 никаких переключений не происходит и обе шины продолжают получать питание от аэродромного источника. Далее, после включения генератора 1, он подключается к шине 5 и только после отключения контактора 10 шина 6 переключается с аэродромного источника на ранее включенный генератор 2.

Таким образом, независимо от порядка включения основных генераторов, каждый из них включается только на свою шину и поэтому одновременного перерыва в электропитании обеих шин не происходит. Переключение питания шин с резервного на основные генераторы осуществляется аналогичным образом.

Формула изобретения

Двухканальная система электроснабжения, содержащая два основных и один резервный генераторы, разъем для

5 подключения внешнего источника, две шины и четыре контактора с переключающими контактами, причем первый и второй основные генераторы, резервный генератор и разьем соединены с выводами замыкающих

10 контактов соответственно первого, второго. третьего и четвертого контакторов, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем исключения одновременного перерыва в элек15 тропитании обеих шин при переключении их с одного источника электроэнергии на другой, первая шина соединена с выводом размыкающего контакта второго контакта и с общими точками переключающих контак20 тов третьего контактора непосредственно и первого контактора — через размыкающий контакт третьего контактора, при этом вторая шина соединена с выводом раэмыкающего контакта первого контактора и

25 общими точками переключающих контактов четвертого контактора непосредственно и второго контактора — через размыкающий контакт четвертого контактора.