Насосная система газотурбинного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(в) SU (11) 1793767 Al
51 () союз советсй х
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4641210/29 (22) 23.01.89 (46) 15.1293 Бюл. Ню 45-46 (72) Заводиленко В.И.; Хараг Л.С.; Блохин Н.Н„Угрюмов В.Г. (54) НАСОСНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО
ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: в топпивомасляных системах газотурбинных двигателей и в авиастроении в системах подачи масла, топпивопитания и регулирования.газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: топливомасляная система газотурбинного двигателя содержит корпус, в цилиндрических расточках которого размещены два качающих узла, выполненных в виде установленных на валах шестерен внешнего зацепления, разделяющую качающие узлы перегородку, каналы подвода и каналы отвода, причем передаточное отношение между ведущей и ведомой шестернями первого качающего узла выполнено меньше единицы (равно 0,5), а вал ведомой шестерни и вал ведущей шестерни второго качающего узла соединены между собой с исключением их углового движения относительно друг друга, при этом качающий узел имеет индивидуальные каналы подвода и индивидуальные каналы каждый отвода, перегородка снабжена уплотнительными элементами, а вал веду@ей шестерни кинематически сопряжен-с электродвигаТелам. 1 ил.
1793767
Изобретение относится к системам подачи масла, топлйвапитания и регулирования газотурбинных двигателей и может быть использовано для подачи топлива на запуске турбостартера.
Известны топливомасляные системы двигателей, содержащие каналы подвода и отвода топлива; топливный и масляный насосы, валы которых связйй через редуктор с электродвигателем,: ., Недостатком системьгявляется ее сложность.
Известна система, содержащая шестеренные топливный и масляный насосы, валы которых через редуктор связаны, с валом электродвигателя.
Недостатком указанной системы является ее сложность иэ-эа наличия редуктора, который служит для увеличения крутящего момента от электродвигателя на масляный насос в условиях отрицательных темпера тур, т,к. масло имеет высокую вязкость.
Известна также насосная система газотурбинного двигателя, содержащая два качающих узла, каждый из которых выполнен в виде ведущей и ведомой шестерен, размещенных в цилиндрических расточках корпу са, общих каналов подвода и отвода рабочей жидкости и электродвигателя, связанного с равновеликими шестернями качающих узлов, причем передаточное отношение качающего узла, соединенного с электродвигателем, выполнено меньше единицы, Недостатком известной системы является невозможность перекачивания двух разнородных рабочих жидкостей, например масла и топлива, вследствие отсутствия ка" налов, индивидуального подвода и отвода к каждому качающему узлу и неоптимального — передаточного соотношения шестерен качающих узлов.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что в известной насосной системе, содержащей два качающих узла, каждый иэ которых выполнен в виде ведущей и ведомой шестерен, размещенных в цилиндрических расточках корпуса, каналов подвода и отвода рабочей жидкости и электродвигателя, кинематически соединенного с ведущей шестерней од- ного. из качающих узлов, причем передаточное отношение ведомой и ведущей шестерен качающего узла, соединенного с электродвигателем, выполнено меньше единицы — ведомая шестерня качающего узла, соединенного с электродвигателем, жестко сопряжена с ведущей шестерней другого качающего узла, каналы подвода и отвода рабочей жидкости выполнены индивидуальными для каждой качающей секции, передаточное отношение ведомой и ведущей шестерен качающего узла, соединенного с электродвигателем, выполнено равным
0,5, а ширина шестерен обоих качающих узлов выполнена одинаковой.
Это позволяет перекачивать одновременно и независимо друг от друга две раэ"0 нородные по составу и свойствам жидкости.
На чертеже представлена предлагаемая система, Система содержит электродвигатель 1, вал 2 которого жестко связан через муфту 3
15 с веду цей шестерней 4 топливного насоса
5, ведомая шестерня 6 которого выполнена с передаточным отношением 0,5. На шестерне 6 выполнена шлицевая муфта 7, через которую она жестко связана с хвостовиком
20 ведущей шестерни 8 масляного насоса 9, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней 10, В выходном канале 11 насоса 5 установлен предохранительный клапан 12, а в выходном канале 13 насоса 9 установлен
25 предохранительный клапан 14.
Работает система следующим образом.
При запуске турбостартера ток от аккумуляторных батарей поступает одновременно на электростартер для раскрутки
30 ротора турбостартера (на схеме не показан) и на клеммы электродвигателя 1. Крутящий момент от электродвигателя 1 через вал 2 и муфту 3 передается на ведущую шестерню
4 топливного насоса 5, ведомую шестерню
35 6; а через шлицевую муфту 7 на ведущую шестерню 8 масляного насоса 9 и ведомую шестерню 10. Топливо, перекачиваемое шестернями 4, 6. по каналу 11 через дозирующие элементы поступает к форсункам
40 турбостартера, а масло подается шестернями 8, 10 по каналу 13 на подшипники турбостартера, Запуск турбостартера осуществляется в диапазоне температур +60 до -60 С, При
45 запуске на отрицательных температурах вязкость масла повышается, что требует увеличения крутящего момента для вращения насоса 9, За счет того, что шестерня 6 выполнена
50 с передаточным отношением 0,5, крутящий момент на ведущей шестерне 8 масляного насоса 9 возрастает в 2 раза, а обороты насоса в 2 раза уменьшаются.
Таким образом на масляном насосе 9
55 достигается необходимый крутящий момент без постановки в систему дополнительного редуктора или увеличения габаритов электродвигателя. (56) Патент ФРГ t+ 3004918, кл. F 04 С 2/14, 1981.
1793767
Составитель 3.Пимахова
Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор С.щекмар
Редактор С.Кулакова
Заказ 3354
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента ..
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я расширения функциональных возможноНАСОСНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИН- стей путем обеспечения перекачиаания
НОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая два кача- двух рабочих жидкостей, ведомая шестерющих узла, каждый из которых выполнен в ня качающего узла, соединенного с злектвиде ведущей и ведомой шестерен, разме- родвигателем, жестко сопряжена с щенных в цилиндрических расточках кор- ведущей шестерней другого качающего узпуса, каналов подвода и отвода рабочей ла, каналы подвода и отвода рабочей жиджидкости и электродвигателя, кинематиче- кости выполнены индивидуальными для ски соединенного с ведущей шестерней 10 каждой качающей секции, передаточное одного из качающих узлов, причем переда- отношение ведущей и ведомой шестерен
:точное отношение ведомой и ведущей ше- качающего узла, соединенного с электростерен качающего узла, соединенного с двигателем, выполнено равным 0,5, а шиэлектродвигателем, выполнено меньше рина шестерен обоих качающих узлов единицы, отличающаяся тем, что, с целью 15 выполнена одинаковой,