Устройство для ступенчатого цементирования скважин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: при цементировании скважин с применением высокопрочных пакерующих элементов. Обеспечивает возможность увеличения давления пакеровки при одновременном снижении перепада давлений при открытии и закрытии циркуляционных каналов корпуса. Сущность изобретения: устройство содержит корпус с каналами, приводные втулки, ствол с осевыми каналами и уздом пакерующего элемента . Снаружи ствола установлен кожух. Он образует с корпусом кольцевую рабочую полость , в которой помещен кольцевой поршень . Кольцевой поршень установлен с возможностью взаимодействия с узлом пакерующего элемента. Узел пакерующего элемента выполнен в виде секций уплотнительных манжет из упругорасширяющихся материалов и кольцевой распорной втулки. Втулка помещена между секциями уплотнительных манжет и образует дополнительную кольцевую рабочую полость. 1 з.п. ф-лы, 8 ил. СО С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л Е 21 В 33/14

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4846451/03 (22) 06.07.90 (46) 15.02.93. Бюл, М 6 (71) всесоюзный научно-исследовательский институт буровой техники (SU), Мадьяр Сенхид огенипари.Кутато-Фейлестео Интезет, Таурус Гумиипари Валлалат ТАУРУС (HU) (72)/1, Х, Фарукшин, П. А. Чуев, П. А, Моржиц (SU), Иштван Жока, Петер Гергени, Ференц

Косо и Матяш Сабо (HU) (56) г1атент США М 39483220, кл. E 21 В 33/13, 1976.

Авторское свидетельство СССР

М 71 7287, кл, Е 21 В 33/14, 1979.

Йроспект ВДНХ СССР, Пакеры типа

ПДМ для двухступенчатого и манжетного цементирования скважин, М., ВНИИОЭНГ, 1Ф 108, 02.04.86. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТУПЕНЧАТОГО

ЦЕМ1=НТИРОВАНИЯ СКВАЖИН

Изобретение относится к бурению скважин, а конкретно к устройствам с пакерующим элементом для ступенчатого и цементного цементирования скважин при креплении их обсадными колоннами.

Известно устройство для ступенчатого цементирования скважин, устанавливаемое на колонне обсадных труб и содержащее полый корпус с впускными и циркуляционными каналами, перекрытыми снаружи втулочнйм клапаном, размещенную в корпусе подвижную втулку с радиальными канала ми, упорным кольцом и подвижными седлами под запорную и продавочную пробки, и

„„ЯЦ„„1795084 А1 (57) Использование: при цементировании скважин с применением высокопрочных пакерующих элементов, Обеспечивает возможность увеличения давления пакеровки при одновременном снижении перепада давлений при открытии и закрытии циркуляционных каналов корпуса. Сущность изобретения; устройство содержит корпус с каналами, приводные втулки, ствол с осевыми каналами и узлом пакерующего элемента, Снаружи ствола установлен кожух. Он образует с корпусом кольцевую рабочую полость, в которой помещен кольцевой flopшень. Кольцевой поршень. установлен с возможностью взаимодействия с узлом пакерующего элемента. Узел пакерующего элемента выполнен в виде секций уплотнительных манжет из упругорасширяющихся материалов и кольцевой распорной втулки.

Втулка помещена между секциями уплотнительных манжет и образует дополнительную кольцевую рабочую полость. 1 з.п, ф-лы, 8 ил, узел пакерующего элемента, установленный на корпусе и связанный с втулочным клапаном.

Недостатком устройства является сложность конструкции его клапанного узла и возможность в связи с этим ненадежного закрытия его циркуляционных отверстий перекрывающей втулкой при посадке верхней продавочной пробки в устройство в момент окончания цементирования скважины.

Известно также устройство для ступенчатого цементирования скважин, устанавливаемое на колонне обсадных труб и

1795084 включающее полый корпус с впускными каналами в полость пакерующего элемента и циркуляционными отверстиями, установленные в корпусе нижнюю и верхнюю подвижные втулки с седлами под запорный элемент и продавочную пробку.

Недостатком устройства является затрудненное перемещение верхней втулки в крайнее нижнее положение для герметичного закрытия циркуляционных отверстий корпуса при посадке на верхнее седло продавочной пробки в момент окончания цементирования скважины, выше устройства.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и назначению является устройство для ступенчатого цементирования скважин, устанавливаемой на колонне обсадных труб и включающее полый корпус с впускными, осевыми и циркуляционными каналами, нижнюю втулку с упорным кольцом и радиальными каналами, установленную в корпусе на срезных элементах, подвижное седло под запорный элемент с впускными отверстиями, перекрывающее радиальные каналы нижней втулки и зафиксированное в ней срезными элементами, верхнюю втулку с фиксатором и седлом под продавочную пробку, образующую с корпусом кольцевую полость, ствол.с осевыми каналами, жестко связанный с корпусом, и узел пакерующего элемента, установленный на стволе против выхода его осевых каналов, Недостатком устройства является то, что в нем не обеспечивается использование высокопрочных пакерующих элементов, требующих увеличенных давлений пакеровки, и связанных с ними усилий для повышения их герметизирующей способности и, таким образом, надежности работы устройства в целом, При создании увеличенных давлений пакеровки в проходном канале устройства затрудняется обеспечение последовательного перемещения седла с запорной пробкой и нижней втулки для открытия впускных каналов, их последующего закрытия и открытия после этого циркуляционных каналов устройства, Это, в свою очередь, может затруднять также надежное перемещение верхней втулки вниз для герметичного закрытия циркуляционных каналов и необходимость создания для этого . повышенных давлений в момент окончания цементирования скважины выше устройства. Отрицательное слияние оказывается при этом и на работу резиновых уплотнений нижней и верхней втулок из-за резких изменений перепадов давлений в момент открытия и закрытия циркуляционных каналов устройства, Все это значительно ухудшает условия работы подвижных втулок, затрудняя их перемещение под действием усилий от перепадов давлений, и может привести в итоге к неправильному срабатыванию устройства в скважине, Цель изобретения — повышение надежности работы устройства с применением высокопрочных пакерующих элементов эа счет возможности увеличения давления пакеровки при одновременном снижении перепадов давлений при открытии и закрытии циркуляционных каналов корпуса.

Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве для ступенчатого це15 ментирования скважин, включающем полый корпус с циркуляционными, впускными и осевыми каналами, нижнюю втулку с упорным кольцом и радиальными каналами, помещенную в корпусе и зафиксированную в

20 нем срезными элементами, посадочное седло с впускными отверстиями, перекрывающее радиальные каналы нижней втулки и зафиксированное срезными элементами относительно последней, верхнюю втулку с посадочным седлом, образующую с корпусом кольцевую полость, ствол с осевыми каналами, жестко связанный с корпусом, и узел пакерующего элемента, установленный на стволе против выхода его осевых каналов, оно снабжено кожухом, размещенным снаружи ствола и образующим с ним кольцевую рабочую полость, связанную с осевыми каналами корпуса и ствола, и кольцевым поршнем, помещенным в кольцевой

85 рабочей полости с воэможностью взаимодействия с узлом пакерующего элемента, корпус выще и ниже его циркуляционных каналов выполнен с разгрузочными каналами, а узел пакерующего элемента аыполнен

40 в виде секций уплотнительных манжет из упруго-расширяющихся материалов и кольцевой распорной втулки, помещенной между секциями уплотнительных манжет с возможностью ее осевого перемещения и

45 образующей со стволом дополнительную кольцевую рабочую полость, гидравлически связанную с его осевыми каналами, при этом секции узла пакерующего элемента выполнены из реэино-тканевого или резино50 металлического материала с тросовым силовым каркасом.

На фиг. 1 изображено устройство в исходном положении; на фиг, 2 — вариант фиксации верхней втулки устройства в исходном положении; на фиг. 3 — устройство при проведении операции пакеровки скважины; на фиг. 4 и 5 — устройство в момент открытия его циркуляционных каналов; на фиг. 6 и 7 — устройство в момент закрытия его циркуляционных каналов; на фиг. 8—

1795084 вариант фиксации верхней втулки устройства в рабочем положении.

Устройство содержит полый корпус с центральным 2, впускными 3, осевыми 4, циркуляционными 5 и разгрузочными 6 каналами и внутренними кольцевыми выступами 7 и 8 выше них; соединенный жестко с корпусом 1 верхний переводник 9 с защитной втулкой 10; нижнюю втулку 11 с упорным кольцом 12, радиальйыми каналами 13 и фиксатором 14, закрепленную в корпусе на срезных элементах 15; посадочное седло

10

16 с впускными отверстиями 17, перекрывающее радиальные каналы 13 нижней втулки

11 и закрепленное в ней срезными элемен- 15 таь и 18; верхнюю ступенчатую втулку 19 с посадочным седлом 20, фиксатором 21 и наружной кольцевой проточкой 22, образующую с корпусом 1 кольцевую полость 23; стврл 24 с нижним переводником 25 и осе- 20 выми каналами 26, жестко связанный с корпусрм 1, и узел пакерующего элемента 27, установленный на стволе 24 против выхода его осевых каналов 26.. Устройство имеет кожух 28, размещенный снаружи ствола 24 25 и образующий с ним кольцевую рабочую полость 29, связанную с осевыми каналами

4 и 26 корпуса 1 и ствола 24, и кольцевой пор вень 30 с канавками 31, помещенный в кольцевой рабочей полости 29 с возможно- ЗО стьЮ взаимодействия с узлом пакерующего элемента 27, Кожух 28 выполнен иэ верхней

32 и нижней 33 частей, соединенных жестко и закреплен на корпусе 1 с помощью винтов

34. Нижняя часть 33 кожуха 28 выполнена в 35 виде цилиндра и имеет пробку 35 для заполнения кольцевой рабочей полости 29 и осевых каналов 4 и 26 несжимаемой жидкостью, кольцевой пружинный фиксатор 36 и срезные элементы 37 для закрепления коль- 40 цевого поршня 30, в случае необходимости, в исходном положении, Узел пакерующего элемента 27 устройства выполнен в виде верхней 38 и нижней 39 секций из уплотнительных манжет 40 и 41 различной конфигу- 45 рации и упорных колец 42 и 43 с раскрывающимися лепестками 44, выполненных из упругорасширяющихся материалов. Между секциями 38 и 39 узла пакерующего элемента 27 с возможностью 50 осевОго перемещения по стволу 24 установлена кольцевая распорная втулка 45, которая образует с ним дополнительную кольцевую рабочую полость 46, связанную с осевыми каналами 26. При этом, посадоч- 55 ное седло 16 имеет наружную кольцевую проточку 47, связанную через впускные отверстия 17 с центральным каналом 2 корпуса 1; фиксаторы 14 и 21 нижней 11 и верхней

19 втулок выполнены в виде пружинных колец с зубцами и установлены в кольцевых канавках 48 и 49, на нижней части защитной втулки 10 выполнены кольцевые канавки 50.

Герметичность подвижных и неподвижных соединений устройства обеспечивается уплотнительными кольцами 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, Кольцевая рабочая полость 30 и осевые каналы 4 и 26 заполняются несжимаемой жидкостью, например, трансформаторным маслом, и герметично закрываются пробкой 35, а кольцевая полость 23 - консистентной смазкой — перед применением устройства. Кроме того (фиг. 2), фиксатор верхней втулки 19 может выполняться в виде пружинных лепестков 58 с наружными выступами 59 на нижней части защитной втулки 10, взаимодействующими соответственно с канавками 60 и 61, верхней втулки

19 в ее исходном и крайнем нижнем положениях.

Устройство (фиг. 1) через переводники 9 и 25 соединяется с колонной обсадных труб (на чертеже не показана) и спускается на ней в скважину на заданную глубину. При этом давление из заколонного пространства скважины через кольцевой поршень 30 передается на жидкость, заполняющую кольцевые полости 29, 46 и каналы 4, 3, 13 и

26, а через нее — на уплотнительные кольца. обеспечивающие герметичность указанных полостей и каналов. Заполнение кольцевой полости 23 консистентной смазкой исключает образование в ней осадка бурового раствора. Все это вместе способствует улучшению работы уплотнительных колец на посадочном седле 16, нижней 11 и верхней 19 втулках, обеспечивая тем самым практически постоянные заданные усилия для их перемещения при работе устройства в скважине.

Цементирование скважины ниже устройства (первой ступени) производится через башмак обсадной колонны с использованием нижней продавочной пробки (на чертеже не показана), которая проходит через устройство и дальше до патрубка с упорным кольцом (на чертеже не показаны) над башмаком обсадной колонны, и закрепляется на нем, При этом, воздействие заколонного давления на жидкость в каналах 4, 3 и 13 исключает возможность деформации и заклинивания посадочного седла 16 в нижней втулке 11 в процессе цементирования практически при любых возможных перепадах давления между внутренней полостью обсадной колонны и заколонным пространством скважины на глубине спуска устройства, Приведение устройства в действие (фиг.

3) производится перед цементированием

1795084

20

30

40

50

55 интервала скважины над ним. Для этого в обсадную колонну пускается запорная пробка 62, движущаяся по ней поддействи.ем собственного веса или потока жидкости.

Запорная пробка 62 суплотнительным кольцом 63 садится в посадочное седло 16 и перекрывает центральный канал 2 устройства. При заданном избыточном давлении, создаваемом над пробкой 62, разрушаются срезные элементы 18 и седло 16 вместе с

-пробкой 62 перемещаются вниз до упорного кольца 12. При этом проточка 47 совмещается с каналами 13 и 3 нижней втулки 11 и корпуса 1 и избыточное давление из центрального канала 2 передается через каналы 4 и рабочую полость 29 на кольцевой поршень 30, и через каналы 26 и кольцевую полость 46 — на распорную втулку 45, Под действием плавно повышаемого в осадной колонне избыточного давления кольцевой поршень 30 разрушает срезные элементы

37 и начинает перемещаться по стволу 24 и жидкость из центрального канала 2 через отверстия 17, проточку 47 и каналы 13, 3, 4 и 26 закачивается в полости 29 и 46. Одновременно с кольцевым поршнем 30 перемещается по стволу 24 и распорная втулка 45, что приводит к осевой и радиальной деформации уплотнительных манжет 40 и 41 в секциях 38 и 39 пакерующего элемента 27, расширению его и герметичному прижатию к стенкам скважины 64, При этом происходит также раскрытие лепестков 44 упорных колец 42 и 43, что предотвращает затекание крайних уплотнительных манжет 40 в зазор между устройством и скважиной. Сохранение рабочего положения пакерующего элемента 27 обеспечивается при этом фиксатором 36, взаимодействующего с кольцеВыми канавками 31 поршня 30

При дальнейшем повышении давления в обсадной колонне до величины давления пакеровки (фиг, 4) разрушаются срезные элементы 15 и нижняя втулка 11 вместе с посадочным седлом 16 и пробкой 62 перемещается вниз, герметично перекрывая впускные каналы 3 и открывая циркуляционные 5 и разгрузочные 6 каналы устройства, При этом жидкость, находящаяся в полостях

29, 46 и каналах 3, 4, 26 под давлением пакеровки, обеспечивает дополнительную фиксацию кольцевого поршня 30 в крайнем нижнем положении, а через него — пакерующего элемента 27 в рабочем положении.

Нижняя втулка 11 дополнительно удерживается при этом в нижнем положении фиксатором 14. При перемещении нижней втулки

11 вниз и прохождении ее верхнего уплотнительного кольца 54 верхних разгрузочных каналов 6 (фиг, 5), через них начинается истечение жидкости из центрального канала 2 устройства в заколонное пространство скважины. При этом происходит резкое снижение перепада давления на уплотнительное кольцо 54 в зазоре между верхней частью нижней втулки 11 и корпусом 1. Это приводит, в свою очередь, к значительному уменьшению связанного с ним усилия, стремящегося вытолкнуть уплотнител ьное кольцо 54 из канавки 65 ПРИ ВЫХОДЕ ЕГО ЗА

В Е РХН ЮЮ КРОМ КУ циркуля ционных каналов 5. 3а счет этого облегчаются условия работы уплотнительного кольца 54 и исключается воэможность его разрушения при открытии циркуляционных каналов 5. При заходе верхнего участка нижней втулки 11 за нижнюю кромку циркуляционных каналов 5 и нижних разгрузочных каналов 6 уплотнительное кольцо 54 практически не испытывает перепада давлений или усилия, выталкивающего его из канавки 65.

После промывки интервала скважины выше устройства (второй ступени) производится его цементирование путем закачивания в обсадную колонну тампонажного раствора и продавливания в заколонное пространство через циркуляционные каналы 5. Закрытие циркуляционных каналов 5 устройства (фиг. 6) происходит верхней втулкой 19 в момент окончания процесса цементирования при посадке верхней продавочной пробки 66 на посадочное седло 20..

При этом на верхнюю пробку 66 создается перепад давления, под действием которого верхняя втулка 19 с фиксатором 21 и пробкой 66 перемещается вниз и перекрывает циркуляционные 5 и разгрузочные 6 каналы своей нижней частью между уплотнительными кольцами 51 и 52, При этом жидкость из-под верхней пробки 66 выдавливается из центрального канала 2 через циркуляционные и разгрузочные 5 и 6 каналы в заколонное пространство скважины, До выхода нижнего уплотнительного кольца 52 верхней втулки 19 из-под верхней кромки циркуляционных каналов 5 и захода ее верхнего уплотнительного кольца 51 за верхний кольцевой выступ 7, консистентная смазка из кольцевой полости 23 перетекает в кольцевую полость 67. образующуюся при перемещении верхней втулки 19 вниз, что создает тормозящий: эффект на нее, Перед заходом уплотнительного кольца 52 за нижнюю кромку циркуляционных каналов 5 (фиг. 7) на него начинает действовать перепад давления от истечения жидкости по зазору между нижней частью верхней втулки 19 и. корпусом 1 и связанное с этим усилие. стремящееся вытолкнуть кольцо 52 из канавки

68, Благодаря наличию нижних разгрузоч10

1795084

25 ных каналов 6, перепад давления и выталкивающее усилие на уплотнительное кольцо

52 значительно уменьшаются и оно без помех проходит циркуляционные 5 и нижние разгрузочные 6 каналы. При этом облегчаются условия работы уплотнительного кольца 52 и исключается за счет этого воЗможность защемления или разрушения его при закрытии циркуляционных каналов

5 верхней втулкой 19, После захода уплотнительного кольца 51 эа кольцевой выступ

7 и захода уплотнительного кольца 52 за нижнюю кромку циркуляционных каналов 5 (фиг. 6) верхняя втулка 19, благодаря своей ступенчатой конструкции, перемещается в крайнее нижнее положение до упора в нижнюф втулку 11 без воздействия на нее верхней продавочной пробки 66 и перепада давления на нее. Закрепление ее в этом положении происходит фиксатором 21, взаФормула изобретения

1, Устройство для ступенчатого цементирбвания скважин, включающее полый корпус с циркуляционными, впускными и осевыми каналами, нижнюю втулку с упорным кольцом и радиальными каналами, помещенную в корпусе и зафиксированную в нем врезными элементами, посадочное седло с впускными отверстиями, перекрывающее радиальные каналы нижней втулки и зафиксированное срезными элементами относительно последней, верхнюю втулку с посадочным седлом, образующую с корпусом кольцевую полость, ствол с осевыми канаЛами, жестко связанный с корпусом, и узел пакерующего элемента, установленный на стволе против выхода его осевых каналов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе устройства с применением высокопрочных пакерующих элементов за счет возможности увеличения давления пакеровки при одновременном снижении перепада давлений при открытии и закрытии циркуляционных имодействующим с кольцевыми канавками

50 защитной втулки 10. Надежность работы фиксатора 21 и герметичность закрытия циркуляционных и разгрузочных каналов 5

5 и 6 проверяется снижением избыточного давления в обсадной колонне до нуля. При использовании в устройстве варианта фиксатора, как на фиг. 2, ее закрепление в крайнем нижнем положении происходит при

10 заходе выступов 59 пружинных лепестков

58 в верхнюю кольцевую канавку 61 верхней втулки 19 (фиг. 8).

После окончания времени ожидания за15 твердевания цемента в скважине производится разбуривание верхней продавочной пробки 66, посадочных седел 20 и 16, упорного кольца 12 и верхней части запорной пробки 62, с целью удаления их из централь20 ного канала 2 устройства (фиг, 6). каналов корпуса, оно снабжено кожухом, размещенным снаружи ствола и образующим с ним кольцевую рабочую полость, свя. занную с осевыми каналами корпуса и ствола, и кольцевым поршнем, помещенным в кольцевую рабочую полость с возможностью взаимодействия с узлом пакерующего элемента, при этом корпус вы-. ше и ниже его циркуляционных каналов вы- полнен с разгрузочными каналами, а узел пакерующего элемента — в виде секций уплотнительных манжет из упругорасширяющихся материалов и кольцевой распорной втулки, помещенной между секциями уплотнительных манжет с возможностью ее осевого перемещения и образующей со стволом дополнительную кольцевую рабочую полость, гидравлически связанную с его осевыми каналами.

2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, секции узла пакерующего элемента выполнены из резинотканевого или резинометаллического материала с тросовым силовым каркасом, 1795084

1795084

1795084

Фиг. 8

Фиг. 6

Составитель Л. Фарукшин

Техред М,Моргентал Корректор Н. Милюкова

РедактоР Т. Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 413 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5