Фрикционный вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: машиностроение и может {быть использовано в автомобилестроении . Сущность изобретения: фрикционный вариатор содержит два ведущих шкива 6 на ведущем валу 4, два опорных шкива 8 с вогнутыми тороидальными поверхностями, установленных в корпусе 1. Шкивы взаимодействуют с двояковыпуклыми сателлитами 10, сидящими на оси вращения 9, опирающейся на качающийся рычаг. Рычаг шарнирно соединен с осью качания , которая закреплена в сепараторе, жестко связанном с водилом 14, принадлежащим ведомому валу 5. Вращение от ведущего вала 4 передается на ведомый вал 5 через шкивы 6, сателлиты 10, ось качания 12, сепаратор 13 и водило 14. 2 ил.
СОК)3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 13/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ V
О (л
ЬЭ
О
М (21) 4794534/28 (22),21.02.90 (46) 15.02.93; Бюл. М 6 (71) Волжское объединение по производст. ву легковых автомобилей (72);П.К.Бернадский и fl.Ñ.8ëàäèìèðîâ (56) Патент США N - 3516305, кл, F 16 Н
15/50, 1968. атент США М 3990328, кл. F 16 Н
15/ О, 1976 (54) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР (57) Использование: машиностроение и может рыть использовано в автомобилестроении, Сущность изобретения: фрикционный
„„ 4 „„1795202 А1 вариатор содержит два ведущих шкива 6 Ва ведущем валу 4, два опорных шкива 8 с вогнутыми тороидальными поверхностями, Установленных в корпусе 1. Шкивы взаимодействуют с двояковыпуклыми сателлитами
10, сидящими на оси вращения 9, опирающейся на качающийся рычаг. Рычаг шарнирно соединен с осью качания, которая закреплена в сепараторе, жестко связанном с водилом 14, принадлежащим ведомому валу 5. Вращение от ведущего вала 4 передается на ведомый вал 5 через шкивы 6, . сателлиты 10, ось качания 12, сепаратор 13 и водило 14. 2 ил.
1795202 осью качения 12 сателлитов, которая в свою
55
Формула изобретения
Фрикционный вариатор, содержащий установленных в корпусе, водило, жестко установленное на ведомом валу, сепаратор, связанный с водилом, рычаги, шарнирно установленные на сепараторе, сателлиты, ускорпус, установленные в нем ведущий и ведомый вал, два ведущих шкива, установленных на ведущем валу. два опорных шкива, тановленные с возможностью вращения на
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении, Известен фрикционный вариатор, содержащий два ведущих шкива на ведущем валу, два опорных шкива, установленных в корпусе, взаимодействующие с сателлитами, водило, принадлежащее ведомому валу, Недостатком известного технического решения является малый диапазон изменения передаточных чисел, а также большие габаритные размеры в осевом направлении.
Наиболее близким техническим решением является фрикционный вариатор, содержащий два ведущих шкива на ведущем валу, два опорных шкива, установленных в корпусе, взаимодействующие сателлитами, водило, принадлежащее ведомому валу и шарнирно соединенное с рычагом, несущим ось вращения сателлита.
Недостатком известного технического решения является большой износ выступающих кромок ведущих шкивов и опорных шкивов, постоянно находящихся s зацеплении с сателлитами, соответственно большие потери в пятне контакта, а также большие габариты вариатора.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение Надежности путем снижения потерь во фрикционных парах.
Поставленная цель достигается тем, что в известном фрикционном вариаторе, содержащем корпус, установленные в нем ведущий и ведомый валы, два ведущих шкива, установленные на ведущем валу, два опорных шкива, установленных в корпусе, водило жестко установленное на ведомом валу, сепаратор, связанный с водилом, рычаги, шарнирно установленные на сепараторе, сателлиты, установленные с возможностью вращения на рычагах между опорными и ведущими шкивами для взаимодействия с последними, в соответствии с изобретением, сателлиты разделены на две симметрич ные относительно плоскости перпендикулярной оси вращения сателли.тов части, а рычаг установлен между последними, На фиг. 1 изображен поперечный разрез вариатора; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1, В корпусе 1 вариатора на подшипниках
2 и 3 расположены ведущий вал 4 и ведомый вал 5, На ведущем валу посредством шлицевого соединения установлены два ведущих
5 шкива 6, имеющих вогнутую тороидальную рабочую поверхность, которые с поршнями
T образуют полость "Б", сообщающуюся посредством каналов "в" и "с" ведущего вала 4 со штуцерным отверстием "а" в корпусе 1, В
10 корпусе 1 посредством шлицевого соединения установлены опорные тороидальные шкивы 8, которые образуют между корпусом
1 и цилиндрической частью шкивов полость
"А" управляющего давления. Между ведущими 6 и опорными 8 шкивами на оси вращения 9 расположены двояковыпуклые сателлиты 10. Ось вращения 9 опирается на рычаг 11, делящий сателлит перпендикулярно оси вращения 9 на две взаимосвязанные
20 части М и N и шарнирно соединенный с очередь закреплена на водиле 14, принадлежащем ведомому валу 5.
При работе вариатора в полости "Б" и
"А" ведущих 6 и опорных 8 шкивов подается масло под давлением, обеспечивающим любое заданное перемещение шкивов 6 вдоль оси 4 и шкивов 8 — вдоль корпуса 1. При подаче давления в полость "Б" ведущие шкивы сходятся до упора с сателлитами. Приложение. крутящего момента к ведущему валу
4, через вращающиеся ведущие шкивы 6 передается на сателлиты 10, которые, обкатываясь по опорным шкивам 8, через качающиеся рычаги 11 приводят во вращение водило 14. И через.водило 14 крутящий момент передается на ведомый вал 5. Изменение передаточного отношения осуществляется изменением соотношения давлений в полостях "А" и "Б" ведущих и опорных шкивов.
За базовый объект принят прототип..
Расчет зкономического эффекта на данном этапе разработки не производился.
Использование изобретения позволяет при достаточно эффективном диапазоне передаточных чисел снизить потери в пятне контакта фрикционных тел, что повышает надежность передачи, кроме того, расположение оси качания вне кольцевого зазора позволяет уменьшить габариты передачи, что обеспечивает возможность применения ее на легковых автомобилях.
1795202 т2
Составитель Н.Романеева
Техред М.Моргентал Корректор M.Ñàìáîðcêàÿ
Редактор
Заказ 418 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 рычагах между опорными и ведущими шкивами для взаимодействия с последними, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения надежности путем снижения потерь во фрикционных парах, сателлиты разделены на две симметричные относительно плоскости, перпендикулярной оси вращения сателлитов, части, а рычаг установлен между последними.