Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам контроля на герметичность с помощью радиоактивных индикаторов, Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности. В проверяемую систему подают в топливо смесь радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 под давлением, после выдержки сливают топливо со смесью и промывают систему чистым топливом. Негерметичность обнаруживают по показаниям радиометрической аппаратуры.1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) ((I) (5()з G 01 М 3/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
21) 4802240/28
22) 13,03.9046) 15.02.93.Бюл.М 6 (71) Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства (72) В,Н,Черноусов, А.В.Павлов, В.Д,Дроздов, А.Н.Власов и С.И,Черкасов (56) Сапожников В;М, Монтаж и испытания гидравлических и пневматических системы . летательных аппаратов, М,; Машиностроение, 1979, с.223.
Запунный А.И, и др. Контроль герметичности конструкций, Киев, Техника, 1 976, (:,132, Изобретение касается контроля гермеТичности и может быть использовано при работах по испытанию элементов топливной системы на герметичность как отдельно взятых, так и в составе топливной системы в различных областях техники, Известен способ контроля герметичности изделий с использованием радиоактивных индикаторов, состоящий в добавлении радиаоактивного индикатора (криптона-85) в топливо, заполнении топливной системы этим топливом, создании в составе рабочего давления, выдержке системы под давлением в течении определенного времени и проверке герметичности элементов системы с помощью радиометрической аппаратуры.
Недостатком этого способа является то, что растворенный в топливе радиоактивный индикатор (газ) повышает радиоактивность топлива, так как приходится для лучшего
„перемешивания индикаторного газа испольровать большую его концентрацию, что увеличивает радиационную опасность. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ С ИСПОЛ 63ОВАНИЕМ
РАДИОАКТИВНЫХ ИНДИКАТОРОВ (57) Изобретение относится к способам контроля на герметичность с помощью радиоактивных индикаторов, Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности. В проверяемую систему подают в топливо смесь радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 под давлением, после выдержки сливают топливо со смесью и промывают систему чистым топливом, Негерметичность обнаруживают по показаниям радиометрической аппаратуры, 1 ил, В-. о
Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключающийся в том, что в систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры.
Недостатком этого способа является то, M что использование в известном решении топлива с высоким процентным содержанием радиоактивного газа повышает радиационную опасность и снижает надежность контроля герметичности изделия.
Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключаю1795327 используется малая концентрация радиоактивного индикаторного газа в смеси с азотом.
На приведенном чертеже изображена принципиальная схема контроля герметичности протектированных элементов (специальных элементов герметизации) топливных баков топливной системы предлагаемым способом.
Подвергаемая контролю топливная система включает в себя топливные баки 1 и 2
35 с протектированными элементами 3 и 4, трубопроводы 5 перелива топлива, трубопровод 6 дренажа топливных баков, Для контроля используется стенд контроля герметичности топливной системы изделия, состоящий из бака 7 для чистого топлива, бака 8 для смеси топлива с индикаторным радиоактивным газом и азотом, насоса 9 подачи топлива в проверяемую систему, смесителя 10 топлива с индикаторным радиоактивным газом и азотом, смесителя 1 1 азота с радиоактивным газом, баллона 12 с азотом, капсулы 13 с радиоактивным газом, Все баки и смесители стенда соединены трубопроводами с запорными
50 вентилями 14-19 и манометрами 20-26. С наружной стороны баков 1 и 2 расположены датчики 27 прибора 28, Контроль герметичности элементов топливной . системы предлагаемым способом 55 проводят следующим образом.
Заполняют чистым топливом бак 7. Открывают вентиль 19, в смеситель 11 подают радиоактивный газ. Открывают вентиль 18 и из баллона 12 в смеситель 11 подают азот, щийся в том, что в систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры, пода«у смеси радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 осуществляют в топливо, после выдержки удаляют смесь из изделия вместе с топливом, а перед снятием показаний промывают внутреннюю полость системы чистым топливом;
Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов позволит повысить надежность путем обеспечения контроля протектированных элементов топливных баков системы за счет применения смеси радиоактивного индикаторного газа с азотом и последующей промывки перед 20 проведением контроля герметичности внутренней полости системы чистым топливом.
Кроме того, снижается радиационная безопасность при проведении работ так как проводят смешивание радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9, Включают насос 9, открывают вентиль 16 и подают чистое топливо в смеситель 10, открывают вентиль 17 и в смеситель 10 добавляют радиоактивный газ (смесь радиоактивного газа с азотом). Заполняют топливные баки топливной системы топливом с радиоактивным газом, Создают в топливных баках 1 и
2 топливной системы рабочего давления испытания, выдерживают баки под давлением в течении определенного времени, После выдержки топливной системы под давлением сливают топливо в бак 8, открывая вентиль 14. Прекращают подачу радиоактивного индикаторного газа в сме.ситель 10, закрывая вентиль 17. Проводят промывку топливной системы (топливных баков 1 и 2 с элементами 3 и 4) чистым топливом. Топливо сливают в бак 7 через открытый вентиль 15. Проводят полный слив топлива из баков 1 и 2 топливной системы с помощью датчиков 27 прибора 28 (радиометрической аппаратуры) проводят проверку герметичности элементов 3 и 4 баков 1 и
2 топливной системы.
Предложенным способом проводили контроль герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата, Контроль герметичности проводили следующим образом.
В чистое топливо добавляли смесь радиоактивного газа криптона с азотом в соотношении 1/9. Помеченное таким образом топливо подавали в баки топливной системы летательного аппарата, создавали в баках давление B 0,12 кгс/см2, выдерживали это давление в течении 1 часа, проводили слив помеченного топлива из баков топливной системы, подавали в баки чистое топливо и проводили промывку баков топливной системы в течении 30 минут, сливали чистое топливо из баков и проводилидатчиком ради-„. ометра БДРГ-63 контроль герметичйости элементов герметизации баков топливной
-системы летательных аппаратов.
Использование предложенного способа контроля герметичности при контроле герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата позволило обнаружить дополнительно до 20 сквозных дефектов-трещин в элементах герметизации баков.
Таким образом, проведение контроля герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата показало, что предложенный способ снижает радиационную опасность и повышает надежность контроля.
1795327
Формула изобретения
Составитель В.Черноусов
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С,!Оско
Редактор
Заказ 425 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГК! !Т СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, yn,Гагарина, 101
Применение предложенного способа контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов позволит качественно прЬводить контроль герметичности различных элементов герметизации баков топливных и других жидкостных систем. При этом контроль герметичности можно проводить с
Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием: радиоактивных индикаторов, заключающийся в том, что в систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлеНием, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показа1 использованием рабочей жидкости системы на любом стадии производства.
Внедрение предложенного способа контроля герметичности элементов топлив5 ной системы позволило выявить дополнительные дефекты в элементах системы и получить экономический эффект в 9-10 тысяч рублей в год на одном предприятии. ниям радиометрической аппаратуры, о т л ич а ю щ и и с,я тем, что, с целью снижения радиационной опасности и повышения надежности, подачу смеси радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 осуществляют в топливо, после выдержки удаляют смесь из изделия вместе с топливом, а перед снятием показаний промывают внутреннюю полость системы чист ь м топливом.