Механизм для передачи вращения с передачи вращения с переменной по величине и направлению скоростью

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 47h, О ПИ А Н И F механизма для передачи вращения с переменной,по величине и направлению скорости.

К патенту И. П. Канатца; -заявленному 23 июля 1926 года (заяв. свКд; № 12306).

0 выдаче патента опубликовано 30 Сентября-1930 года. Действие, патента распро-. страняется на „15 лет о7 30 сентября 1930 года, 1

В предлагаемом механизме, приме-. нением расположенных в одной .неподвижной перегородке коробки передачи четырех ведущих валов, снабженных на

- одних своих концах кривошипами роликами, помещенными в выточку, распо, ложенную на ведущем валу диска,, и соединенных другими своими концами при помощи муфт с расположанн ми в другой неподвижной перегородке другими четырьМя ведомыми валами; .сна-,: бженными на противоположных концах кривошипами и спаренными с коленом ведомого главного вала,— осуществляется передача, вращения с переменной -по величине и направлению скоростью; Изме1 нение скорости передачи достигается изменением экцентриситета .диска - йо отношению к,ведущему валу,, для чего последнийув месте $ соприкосновенйя,, с этим диском выполнен в виде гидравлического цилиндра, при чем подача рабочей. жидкости внутрь цилиндра,и отвод таковой с противоположной стороны производятся центробежным насосом, вращаемым цепной передачей от веду-. ! щего вала, по системе, сОстоящеи из труб с золотниковой коробкой, кольцевых, .канавок в,подшипнике, каналов внутри !, вала и. труб. С целью изменения направления, в котором передается, вращение, применяются муфты, соединяющие концы четырех валов, состоящие .из насаженных на ведущий вал двух пар кулаков со скосами, охватываемыми с зазорами соответственными выемками. фрикционных колодок, помей1енцых в полом укрепленном на ведомом валу цилиндре. В зазоре между ., кулаками и колодками могут перемещаться;в, осевой направлении фигурные части свободно сидя цей на ведущем валу втулки, которЫе, становясь своимй утолщениями против той или иной пары кулаков, позволяют последней работать на колодки. Самое изме- нение направления вращения, передаваемое муфтами, Йройзводится посредством приспособления, состоящего из рейки, сцепленной с зубчатыми секторами, вращающими винты, перемещающие в осевом направлении кольцо...захватывающее вилками за кольцевые выточки втулок и муфт.

Предлагаемое устройство муфты, соединяющей ведущий вал с, ведомым, состоит в том, что кулаки муфты соприкасаются своими дуговыми очертаниями непосред-, ственно с фрикционными колодками, а скосы других кулаков совершенно- не соприкасаются с колодками, в виду отсутствия соответствующих утолщений на .сидящей на ведущем валу втулки. Муфта, соединяющая ведущий вал с ведомым, переключается на жесткое сцепление

l — 2 ((! этих валов посредством приспособления, г состоящего из рейки, сцепленной с зубчаткой на винте,.перемещающем в осевом направлении вилку, захватывающую за кольцевую вытогчку втулки муфты.

Видоизменение муфт, соединяющих концы четырех валов, заключается в том,: чго они состоят из насаженной на ведо- мый вал втулки",с прлым цилиидром, внутри которой помещены фрикционные колодки, прижимаемые к цилиндру фигурными кулаками на ведущем валу и соеди. йенные между собой кольцом, надетым на цапфы, расположенные на этих4олодках, возможно удаленных от мест сопри. в косновения колодок с кулаками .

На чертеже. фиг. 1 изображает вид механизма, сверху, фиг. 2,—. разрез по линии ЛВ на, фиг. 1, фиг. 3 — разрез по, линии CD на фиг. 1, фиг. 4 — разрез по линии ЗЛУ на,,фиг. 1, фиг. 5,и б — поперечный. и продольный разрезы вала,с муфтой, фиг.-7 и 8 — поперечный,и про дольный разрез@ вала с видоизмененной муфтой, фиг. 8 — деталь вала, фиг. 8" —. деталь утолщений, фиг. 9 и 10 — поперечный и продольный, разрезы главного вала с муфтой.

Передача,,вращения - производится с помощью следующих механизмов: 1) не-! скольких муфт, сцепляемых с валами, вращаемыми в одном направлеыии, 2).механизма для преобразования вращательного движения в колебательйые движе-. ния вала — передачи, соединенного с двигателем и имеющего постоянное числооборотов и 3) механизма для регулирования колебательного движения Колебательные или качательные движения могут-регулироваться по величине размаха непреры вно и передаются посредством вышеуказанных сцепных муфт на. вал, имеющий переменное. -число . оборотов.

Вследствие того, что качающиеся части находятся в разных фазах колебания, они сменяют друг друга в-передаче вращающего усилия, ем достигается непрерывное воздействие силы на ведомый вал.

Механизм для, передачи вращения" заключается в неподвижной коробке 110 (фиг. 1, 2, 3 и 4) с нижней частью, представляющей половину закрытого цилиндра, две покрышки которого имеют в центрах по разрезному подшипнику: В коробку вставляются- образующие пере! ."

R ! ород <у дза диска 7, 8, снабженные каждь и тремя выступами 1; 2, 3 и 9, 10, 11, входящими Ьгнезда, имеющиеся по окружности -коробки„Этими выступами не допускается возможность вращения ди- сков 7, 8 и их продольного )перемещения:. >, Перегородки 7, 8 имеют в центрах по подшипнику и по окружности одинаковое число подшйпников йа равных расстоя.- .. н Йх между собай. иногда диски устана- вливаются в, коробке, то центры подшипников, расйоложенных попарно .на периферии, находятся на прямых линиях; центральные подшипники дйсков и коробки помещаются тоже на прямой. Через подшипники перегородки 8 проходят по окружности несколько валов в, в, в, в (QHf. 2), на концах которых заклинены кривошипы с," с„pz,,ñ . Центральный подшипник перегородки 8, а также подшипник коробки служат для коленчатого ведомого вала 4 с одним коленом, при чем все кривошипы и колена равны и параллеЛьны между собой.,Их пальцы р, о, и, л, (фиг. 2) проходят в подшипники, 1 имеющиеся по,. окружности кольца 2а, которое делается разъемным для возможности,сборки, имеет в центре подшипнйк, соединеный с ободом спицами и охватывающий палец 5 коленчатого вала. -Это,, кольцо 2a заменяет обыкновенные спарники или дышло. Четыре вала. в, в» в.„в, имеют одинаковое движение,. а мертвое поЛожение каждого кривошипа, включая и колено, по отношению к другиМ кривошипам, преодо: левается вследствие связи всех криво,шипов между собой кольцом 2а..Через подшипники перегородки 7 проходит по периферии другой ряд валов а, э,, а;, а, которь1е соединяются с валами в, в,, в2, вз посредством отцепных муфт т;,m>, mq,,m„ (фиг. 3) с односторонним сцеплением и с возможностью Менять направление сцепления. На валах а, а» а,.а„закрепляются цилиндры с ободами, а-валы в, в„

1 вз, в,, имеют кулаку или закрепленную на них шайбу. с кулачками. Hà другом кон це выходящие ив 1тодщипников валы а, а» а, а, имеют кривошипы т,r» r2, г„на пальцы которых надеты роликих,х„ х,хз (фиг. 4). Втулки 1 2, 13, 14, 15, служащие,для передвижения:, вкладышей муфт т,,т, т, тз передвигаются;при помощи" кольца 9, по внутренней поверхности которого устроен ряд вцлок 15, 16, 1 . 1

I

17,18, входящих в вырезы передвижйьи втулок 12, 13, 14, 15. Кольц 9 устроено разъемным на винтах 21, 22 = закреплен. ными на них зубчатыми секторами 23, -24, сцепленнымй- с рейкой 25. При переста,новке рейки 25, вращаются секторы,23,24, и. винты 2), 22, кольцо 9 передвигается., вдоль валов, а вилки 15, 16-, 17,18 пере- мещают втулки 12, 13, 14, 15 и передвижные вкладыши муфт т, тп п,,,,m 3.

Через центральнь(е подшицники перегородки 7 (фиг. 1 и 3) и коробки 110 пфрходит ведущий вал 6, который получает . движение от двигателя, а с ведомым. валом 4 соединяется между перегород-, . ками 7 и 8 сцепной муфтой 26 с постояй-. ным сцеплением одного направления и с возможностью превращать одностороннее сцепление в обйкновенное двухсто- роннее. Цилиндрическая часть муфты 26 заклинивается на валу 4, а вал 6 имеет кулаки или кулачную шайбу. Втулка 27 для передвижения вкладышей- муфты 26 переставляются посредством вилки 28(фиг. 3) с гайкой 29, сидящей на винте;3 ).

Для переключения муфты 26, на жесткое .сцепление переставляется рейка 32, про- ходящая через вырез, имеющийся в верхней половине коробки и.сцепленйая с зубчаткой 31 на винте 30, который пере- мешает в осевом направлении вилку 28; . захватывающую < за кольцевую выточку, втулки 27 муфты 26.

Изменение скорости передачи до- . стигается изменением эксцентриситета

: диска 36 по отношению к Вауу б, для чего, последний в месте соприкосновенйя с, этим диском выполнен .в виде гидра-; влического цилиндра у (фиг. 1 и 4):с поршнем, a,,øòîê 34 которого проходит через сальник. 35 и скреплен с диском 36;.. имеющим на плоской .поверхности,кегль; цевую выточку 37 для вхождения po-. ликОВ х,, х1, х, . з Своей Внутренней.окружностью диск 36 скреплен или составляет одно целое. с двумя ав ыМи, симметричными сегментами (один из иих, видный на фиг. 1,,обозначен 38), между которыми вплотнуй находится цилййдр у вала 6. На . последней, может передви-, гаться другой диск" е, служащий противо- весом диску 36 с сегментами 39, 40 и, устроенный так же, как диск 36, но. -без паза. Диски 36 и е своими плоскими поверхностями соприкаСаются. Передви-.. г

1 жение диска е вдоль вала не допускается вхождением сегментов 39, 40 в вырезы, находящиеся на краях длинных сторон цилиндра. Для сборки диск е сделан разь- . емным, при чем половины его соединяются в накладку винтами, но головки винтов не выступают на. поверхность соприкосновения двух дисков. Диски 36, е могут передвигаться эксцентрично отно1 сительно вала 6, вследствие того,, что диаметр внутренней окружности,диска больше размеров цилиндра у.: Голщина сегментов меньше толщины дисков, и сегменты расположены внутри своих дисков 36, е. Вследствие этого, при сопр(-. косновении дисков Зб, е между собой, плоскими., поверхностями, между сегментами диска 36, и сегментами 39, 40 диска е образуются по обеим сторонам прямоугольника пустые пространства, в ,которых помещаются зубчатые цилиндри- Г.ческие шестерни 9, i, свободно надетые

-на короткие оси, выступающие из .цй-, линдра у. Рейки 51, 53, вделанные в

1 сегменты диска 36, находятся-В сцеплении с шестернями 9, с одной их стороны, а рейки 52, 54, вделанные в сегменты диска е,— с другой. При передвижении диска 36 поршнем я, последний посредством реек -51, 53, шестерен 9; i u реек 52, 54 диска е передвигает этот диск в сторону,.обратную своему движению, чем уравновешивается центробежная сила при вращении вала 6. Поршень з служит для передвижения..и запирания дисков 36, е. Цилиндр у служит, как направляющая дисков 36, е, и для пере-дачи им касательного усилия. Передвигается поршень в обе: стороны центробежным насосом 42, передвигаемым посредством цепной передачи от вала 6.

Междт валом 6 и внутренней поверхйостью подшипника t образуются. две кольцевые канавки f, /„ заполненные маслом. В канавки выходят каналы (пока- . заны на фиг. 1 пунктиром), проходящие внутри вала 6. Pm каналы- посредством труб 43, 44 входят в цилиндрическое углубление по обе стороны поршня z„ а,„ другие концы каналов соедийяются через кольцевые канавки f, f>, трубами 45, 46 (показаны линиями) с золотниковой коробкой 47. Когда золотник в среднем положении закрывает входнь е отверстия труб 45,46, то масло заполняющее цилиндр г

4 1— 4, с и все трубопроводы не может переливаться, и насос не работает. Если же передвинуть золотник, то масло, под давлением подается по трубам 45 или 46 в,кольцевые канавки f, 1 и буксы f по, каналам вращающегося вала б, а по

-трубам 43, 44 подается под поршень z, С другой стороны порщня масло уходит по .трубам 45, 46, каналам вала 6, кольцевым канавкам f, f, и трубопровода м 45, 46 в приемник центробежного насоса.

Муфты,, соединяющие концы валов, (фиг. 5 6) имеют форму короткого цилиндра 64 с втулкой 61, которой он насаживается и закрепляется на ведомом валу 62, проходящем в, подшипнике 63.

Другой ведущий -вал 65,, проходящий в подшипнике 66, имеет конец 67, мень шего диаметра который вхоДит в цилин, дрическое углубление. вала 62 и.поддерживает оси валов на одной прямой. Вал 65 имеет по окружности, прилегающей к валу 62 два одинаковых кулака 68, и 69,, с которыми он составляет одно целое. Кулак 68 очерчен дугой окружности, эксцентричной по отношению к центру .вала. Кулак 69 имеет эксцентриситет, равный эксцентриситету кулака 68 и противоположно направлейный от центра вала. В точках, наиболее удаленных от центра вала, кулаки переходят, в окружность вала 65 не закруглениями, а острыми срезами, образующими йа окруж- ности вала 65 два скоса 10 и -11, похожих на зубцы храпового колеса. Ка кдый кулак, и прилдгаюц ая к нему часть окружности вала 65 охватываются фрик ционными колодками 112 и113,,имеющими для охвата соответствующий вырез. Эти колодки 112 и ПЗ расположены симметрично, соприкасаясь своей круглой поверхностью с внутренними стенками : цилиндра 64. В муфте применяется приспосооление, служащее для уменьшения трения, появляющегося при движении фрикционных колодок 112 и,113 относительно цилиндра.-от действия центро- бежных сил, прижимающих . колодки к цилиндру, которое состоит в том, что в колодки вделываются соединенные кольцом 16 цапфы 15, 14, расположен ные на этих колодках в пунктах, возмойно удаленных от мест соприкосновения колодок - с кулаками 68 и 69.

l Колодки удерживаются от сильного прижимания к цилиндру 64 скосами 10, 11, а центробежная, сила уравновешивается, благодаря соединению колодок кольцом 16. Устройство муфты по фиг. 7 и 8 в.противоположность таковой по фиг. 5 и 6 допускает .возможность изменения направления, в котором передается вращение. Цилиндр 73, закрепленный на ведрмом валу 71 отличается от цилиндра муфты (фиг. 5, 6) тем, что имеет конусообразное дно. На ведущем валу 74 находятся две пары кулаков 76, 77 и 78, 79

-для передачи вращения в том или дру1 гом направлении. Все четыре кулака расположены в одной плоскости с цилин."дром 73. Два кулака 76 и 79 представляют одинаковые части круглого эксцентрика, два другие кулака 77 и 78 представляют такие же части другого круглого эксцентрика с эксцентриситетом, равным . и противоположным первому эксцентрику. Кулаки 76,. 77; 78, 79 со скосами а, в, с, d охватываются передвижными утолщениями г, к, и, т для кулаков и утолщениями а» e» e» d> для скосов, служащими для изменения направления сцепления валов. Утолщения а» r, к d, охватываются фрикционной колодкой 80, а утолщения в» п, m, с, охватываются фрикционной колодкой 81. Утолщения а,, г, к, d> и в» п, и, с, представляют собой две металлические пластинки йзогнутые по профилю кулаков и скосов и прикрепленнь1е каким-либо способом, например, и рипаиванием или привариванием к плоской поверхности втулки 82, свободно охватывающей вал 74„ которая может переставляться назад и впереД при движении вала посредством вилки„ входящей в выточку втулки 82. Утол- . щения а„г, с„ m,длиннее других утол-. щений приблизительно на ширину кулака (измеряя по оси варов) и, кроме того, имеют выемку, которая начинается от втулки 82 и не доходит до конца на ширину, кулака,. На фиг. 8 изображен вал 74 с кулаками, а на фиг, 8" дано изображение соответствующих фй гури 1х частей втулки 82 с утолщениями т и п соответственно для кулаков 77 и 79. Для уменьшения трения бт действия на ко; лодки 80 и 81 центробежных <ил,.в этой муфте на валу 74 укрепляется, при помощи — 5 двух спиц я кольцо у, имеющие две цапфы х, х, для роликов р и о. Ролики Р о входят в вырезы колодок 80, 81, при чем части 85, 86 вырезов очерчены дугой из того же центра, что и профили кулаков 76, 79, а части 87, 88 вырезов из центра общего с профилями кулаков 77,78.

Когда вращение передается колодкам: через скосы, ролики р, о находятся в точках соединения частей 85, 87 и 86, 88, не допуская колодки 80, 81 сильно,прижиматься к цилиндру 73. В начальный момент когда кулаками производится. давяенйе в сторону.сцепления, возможен небольшой мертвый ход вала, 74, относительно вала 71, вследствие этого существует зазор между Поверхностями трения колодок и цилиндра. Ролики p, 0 приме.няются для того, чтобы во время мер- твого хода вала 74 ослабить фрикцион ное . вращательное воздействие йальцев на колодки, что могло бы до некоторой, степени ослабить силу самоторможения.

У видоизмененной муфты (фиг. 9 и 1 О) для превэащения одностороннего,сце.пления ведущего 93 и ведомого 92 валов в обыкновенное двухстороннее, кулаки 97,, 100, не имеют утолщений в виду того; что сцепление против часовой стреуки должно быть постоянным; посему и между колодками r, a и скосами rp, х нет утолщений, а имеются постоянные зазоры 95, 99.

Кулаки. 96, 98 снабжены утолщениями, вкладыши а,.в без выемки, а скосы п, у имеют утолщения с, d, устроенные с выемкой, Втулка а для удобства сборки делается разъемной из двух половин.

Сцепление ведущего вала 93 с вало м 92 происходит против часовой стрелки, ибо между кулаками 97, 100 и колодками нет больших зазоров, которые имеются между скосами т, х и колодками, а рас щепление происходит по часовой стрелке, ибо,скосы и, у вращают колодки посредство утолщений с, d в то время, как кулаки 96 98 не могут действовать на колодки. Передвигая втулку М по-направлению- кулаков. на расстояние, равное приблизительно величине утолЩений, достигаем того, что кулаки 96, 98;посредством утолщений а, в сообщаются с колодками, а скосы и, у разобщаются, ибо-утолщения надвигаются. на них своими

1 тонкими частями. Сцепление валов в этом случае будет двухстороннее, ибо (Б

/ все скосы имеют достаточно, большие зазоры с колодками, а кулаки таковых не имеют, Сцепление кривошипов г, r>, r„r., с валами в, в„в>, в, (фиг. 4) при. переднем ходе тепловоза или автомобиля про-, исходит по часовой стрелке (фиг. 2 и 4), ведущий вал 6 при этом вращается в том же направлении. Постоянное одностороннее сцепление ведомого вала 4 с ведущим валом б происходит йротив часовой стрелки (фиг. 3). Если вал 6 вращается и диск 36 имеет нулевой

"эксцентриситет, то кривошипы r; r„r>, r,, неподвижны, но если эксцентриситет увеличивается, то эти кривошипы качаются, при чем размах качания определяется эксцентриситетом диска 36. Размах каждого кривошипа начинается с нулевой скоростью, ускоряясь, до одит до определенной величины, после чего кривошип замедляет ход и кончает нулевой скоростью. Кривошипы, вследствие своего расположения по окружности, находясь в различных фазах колебания, имеют различные скорости в каждый данный момент, при этом через тот кривошип, который имеет наибольшую скорость в сторону сцепления, передается движение от ведующего вала 6 к коленчатому ведомому валу 4, соединенному с ведущими осями машины или рабочим валом станна.

Если, положим, кривошип r, имеет наибольшую скорость в сторону сцепления вала а, с валом в„то движение передается от ведущего вала 6 посредством диска 36, ролика х, кривошипа г„вала а, вала в„сцепленного муфтой и, с валом а,, кривошипа с, и дышлового кольца 2а к коленчатому ведомоу валу 4, который

,вращается в одном направлении с,ведущим, Все же другие кривошипы будут двигаться вхолостую вследствие того, что они имеют скорость, меньшую скорости вала 4. Но вследствие того, что кривошипы находятся в различных фазах колебания, наибольшую скорость будут иметь кривошипы в сторону своего сцепления.

Положим, кривошип r, находится в сце плении и, расположенный близко к середине своего размаха, имеет максимальную скорость. Затем ход.его замедляется, а в это время другой кривошип г,идет с®скорением. Прежде чем кривошип r, дойдет до крайнего своего положения, )

1 скорости их сравняются, и в этот момент движение передается через оба кривошипа r, r,, а также через два вала а, а| муфты т, m>. валы в, в, и кривошипы с, с„ но как только скорость кривошипа r увеяичится, а скорость кривошипа r, уменьшится, то кривошип r, перейдет на холостое положение, за медляя ход и

), возвращая отчасти работу, затраченную двигателем на его ускорение, в то время как сменивший его кривошип r будет иметь рабочий ход. Затем. следующий кривошип r, заменит этот и т. д.,Таким образом, ведущий вал передает движение к ведомому валу поочередно через. различные кривошипы. Если имеются

I четыре кривошипа, то смена наступает через. каждые,4 оборота, если восемь кривошипов,,то через каждые /8 часть оборота. Такая смена кривош 4пов, благодаря которОй происходит непрерывное воздействие в едущего вала на ведомый, будет происходить,при всяком эксцентриситете диска, вследствие того, что при всяком эксцентриситете кривошипы, будут находиться в различных фазах колебания.

Следовательно, возможна не только передача силы непрерывно, но и регулирование скорости. Чем меньше эксцентриситет диска 36, тем большее усилие передается кривошипом. Если вышеописанным образом, переставляя рейку 25, переменить направление сцепления валов. а, а„ а, аз и в, в1, в„в„то ведомый вал 4 вращается в обратйую сторону. Ведомый вал через сцепную муфту 26 имеет сцепЛение с ведущим валом по йаправлению против часовой стрелки. Вследствие - этого вал б не - может иметь скорость меньше

, скорости вала ведомого, но большую скорость может иметь. Вал ведомый не может иметь скорость больше скорости ведущего, но может иметь меньшую скорость, или может вращаться в обратную . сторону. Когда сцепление валов 6 и 4 превращается в двухстороннее, происходит непосредственно соединение веду.- щего вала с ведомым. Наименьшее передаточное отношение, которое может передаваться посредством кривошипов, больше 14 вследствие того, что наибольший эксцентриситет диска 36 меньше эксцентриситета кривошипов r, r, r„r . 1ри непосредственном же включении пере..даточное отношение равно 1. Ойо совер)

-- б ! ) ,)

) шается следующим образом. Когда диск 36 имеер, эксцентриситет, наибольший, то

I I скорость ведомого вала будет составлять| приблизительно 75 — 85% скорости ведущего вала. Путем перегрузки двигателя увеличивают обороты ведущего вала М на 20 — 25 так, чтобы ведомый вал имел число оборотов нормальное длля двигателя. После этого включают пОдачутоплива двигателю, при чем. двигатель быстро уменьшает число оборотов, но. вследствие вышеуказанного одностороннего сцепления ведомого вала с ведущим, он не может получить оборотов, меньше, чем ведомый,вал. Когда скорости двух валов -сравняются,,то путем передвйж)е- ния рейки 32 одностороннее сцепление прерраи(ается в двухстороннее, после чего включают подачу топлива, и ведущий вал непос едственно начинает передаагать ведомый вал с передаточным отйошением равным 1. При этом отношении, если диск 36 не Выл в нулевом положении то кривошиды качаются вхо- лостую, но диск может быть переведен в нулевое положен е, Переход на передаточное отношенее,более 1 совершается следующим образом уменьшается - нагрузка двигателя до холостой величины, вследствие чего уменьшается дав уние, оказываемое ведущим валом посредствои кулаков HBi, муфту 26, которая, переста-, вляется в прежнее,,положение.|Сцепление валов 4 и б опять устанавливается одностороннее, диск,36 переводится на пре- дельный эксцентриситет, и включается нормальная подача топлива двигателю.

Вследствие того, что в этот момент дви-

) гатель работает вхолостую, он быстро

;увеличивает число оборотов, и передаточное отношение между ведущим и ведомым валами повышается до отно- . шения, определяемого эксцентриситетом диска, после чего и Йачинается сцепление посредством кривошипов ведущего вала с ведомым. Сцепная муфта 26-служит не только для непосредствЕнного включения валов 4 и б, но также, и для.

J того, чтобы. при,езде под уклон при. выключении топлива вал двигателя не останавливался, что) было бы,, еслй бы не имелосы муфты 26 с односторонним сцеплением, и о ведущий вал имеег. с ведомым валом без муфты) 26 вообще одностороннее сцепление. При начале

1 движения автомобиля или тепловоза, двигатель вращается вхолостую при нулевом1 . экгцентриеитете диска 36, затем посредством переставления золотника стержнем (фиг.1) открывается окно трубы 46„в силу чего масло оказывает давление на пор-, шень,в, но так как окно трубь|46 открывается постепенно, то и давление это усиливается постепенно, производя плавное, передвижение диска Зб, йачицая с н/ле- вой скоростью. Но так как скорость. ве, домого. вала зависит от эксцентриситета диска, а ускорение его зависит от. скс рости измеие ий эксцентриситета, то, значит, при плавном выдвигании диска Зб с нулевого положения должно после-! довать плавное ускорение ведомого вала.

После того, как достигнута нужная скорость, золотник переставляется в средйее положение, при че ф поршень, а также диск 36, запирается. Если по профилю пути нужно уменьшить эксцентритсиет, тозто производят посредством передвиганйя золотника стержнем р,. При замедлении хода машины во время остановки диск 36, переводят в нулевое положение для того, чтобы можно было производить взятие с места на холостом ходу. - Если же центробежный. насос вращается,не от вала двигателя,i а, например, электромотором, то в этой нет необходимости, так ,как диск может быть переведен на, нуле- .вое положение и во время стоянки.

i g

П.р е д м е т и а т,е н т а.

Механизм для передачи вращенйя !

< переменнои по величине и направлению скоростью, характеризующийся приI

;мейением валов а, аь а„ а, и в, в, в2, вз,,помещенных., в подшипниках, расположенных в перегородках,,7 р 8 неподвижной коробки 110, из коих валы а, а1, .а2 и а, снабжены на одних концах криво шипами r,:r„r, и r с роликами х, х„ ..х и х, помещенными в:лобовую коль- цевую выточку 37 диска 36, расположенного на ведущем;валу 6; с эксс(ен- триситетом, изменяемым помощью гидравлического приспособления, с целью изменения скорости передачи, и фединены другими своими концами,,при поМощи муфт т, т„т,. и m>, переда-. ющих вращение лишь в с/дном направлении, с возможным изменением тако) !

1, вого, — с упомянутыми валами в. в„в2 и в,, снабженными на противоположных концах кривошипами. с; c>, c> и с>, спаренными посредством подвижной рамки крестовины 2а с коленом 5 ведомого вала 4, соединенного с ведущим валомб при помощй муфты 26, производящей сцепление валов 4 и 6, в случае опере- жения первым второго прй прямом ходе передачи, каковая муфта 26 мойет.. быть переключена на жесткое сцепление (фиг. 1, 2, 3 и 4).

2. Форма выполнения -.Охарактеризованного в п.1 механизма, отличающаяся тем, что гидравлическое приспособление для изменения эксцентриситета .диска 36 на ведущем валу 6 состоит из вала 6, выполненного в месте соприкосновения с диском 36 в виде гидравлического цилиндра у, подача рабочей. жидкости внутрь которого по ту или иную сторону поршня в и отвод таковой с противоположной сто-. роны производятся приводимым цепной передачей от вала 6 центробежным насо.сом 42 по системе,,состоящей из труб 45 и 46 с золотниковой коробкой.47, коль,цевых канавок f и j> в подшипнике t, каналов внутри вала 6 и труб 43 и 44; упомянутый же поршень в цилиндра у соединен штоком 34 с диском 36, скользящим своим дйаметральйым пазом по поверхности цилиндра у, как по напраl вляющим, и снабженны м противовесом в виде диска е, перемещаемого посредством зубчатых реек.51 и 53 на диске.36, зубчатых колес q и i, свободно сидящих на цапфах на цилиндре у, и, зубчатых реек 52 и 54 на диске е (фиг. 1 и 4).

3. Форма выполнения охарактеризованного в п. 1 механизма, отличающаяся тем, что муфта т (а также муфты m>, т и тз) состоит из насаженных. на ведущий вал 74 двух пар -кулаков 76, 77, и 78, 79 со скосами а, с и д, в, охватываемых с зазорами соответственными

I выемками помещенных в полом укрепленном на ведомом валу 71 цилиндре 73 фрикционных,колодок 80 и 81, в каковых зазорах может перемещаться в осевом найравлении свободно сидящая на валу 74 втулка 82 с расположенными на ней в двух радиальных сечениях утолщениями а„г, с„m .,и d„к, в„т, которые, будучи установлены против соответствующей пары кулаков, позвоI ляют последней работать,на колодки 80

/ и 81, снабженные канавками, очертания .коих выполнены в частях 85 и 86 дугами, описанными из того. же центра, что и. очертания кулаков 76 и 79, и в частях 87 и 88 — дугами, описанными .из центра, общего с очертаниями кулаков 77 и 78, "-: в каковых канавках помещаются цапфы 1 и х1 кольца у, укрепленного на спицах z

*на валу 74 (фиг, 7, 8, 8а и. 8в).

4. Форма .выполнения охарактеризованного в и. 1 механизма, отличающаяся тем, что приспособление для изменения направления передаваемого муфтами т, т„т и тз вращения состоит из реики 25, сцепленной с зубчатыми секторами 23 и 24 на винтах 21 и 22, перемещающий в осевом направлении кольцо 9, захватывающее вйлками 15, l6, 17 и,.18 за кольцевые выточки втулок 12, 13, 14 и 1. а муфт mÄ mÄ m» и m>. (фиг. 3).

5. Форма выполнения охарактеризованного в и. 1 механизма, отличающаяся тем, что кулаки 97 и 100 муфты 26, представляющей видоизменение охарактеризованной в и. 3 муфты т, соприкасаются своими .дуговыми очертаниями непосредственно с фрикционными колодками, и; кроме того, втулка к не имеет утолщений для-заполйения зазоров между скосами кулаков 96, 98 .и соответственными выемками фрикционйых колодок (фиг. 9 и 10).

У

Р 3 б. Форма выполнения охарактеризованного ц и. 1 механизма, отличающаясж тем, что приспособление для переключения муфты 26 на, жесткое сцепление ведущего б и ведомого 4 валов состоит из рейки 32, сцепленной с зубчаткой 31 на винте 30, перемещающем в осевэм. направлении вилку 28-, захватйвающую за кольцевую выточку втулки 27 муфты 2б

1 (фиг, 3).

7. Видоизменение охарактеризованного в и. 1 механизма, отличающееся тем, что муфта m (а также муфть m>.

«т и p;,) состоит из пары насаженных на ведущии вал 65 кулаков 68 и, 69 со скосами 10 и 11,- охватываемых соответственными выемками помещенных в полом укрепленном на.,ведомом валу 62 цилиндре 64 фрикционных колодок 112 и 113, соединенных между собою с помощью кольца 16, надетого на. цап-фы 14 и 15, укрепленные на упомянутых колодках 112 и 113, в, пунктах возможно удаленных от выемок для кулаков 68 и 69, при чем йзменение напра4лен 1я вращения, передаваемого с. помощью муфты охарактеризованной в ,настоящем пункте конструкции, должно производиться каким - либо общеизвестным приспособлением, расположенным за пределами охарактеризованного в и. 1 механизма (фиг. 5 и,б).

К, патенту И. П. Канатца № 17963

76 аб,б 7э М. .67 ФИГ. 8

62

l6 б

Тпп. <Пзчатпый Тру1», (5

67

69

66

96 а

67 и