Поезд для орошения горной массы забоя в карьере

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Назначение: Изобретение относится к горному делу, а именно, к поездам для орошения горной массы забоя, и предназначено для предотвращения пылеобразования в процессе экскавации при транспортировании горной массы железнодорожным транспортом . Сущность изобретения: Цистерны для воды с термоизоляцией соединены между собой трубопроводом, обеспечивающим последовательное их заполнение и слив. Один конец трубопровода установлен в зоне верхнего уровня заполнения промежут.очной цистерны, другой его конец .расположен у приямка с электроразмораживателем в концевой цистерне, а заправочнорасходный конец трубопровода установлен у приямка промежуточной цистерны. Конец трубопровода пневмосистемы наддува установлен в зоне верхнего уровня заполнения концевой цистерны. В пневмосистему наддува встроено разгрузочное устройство, выполненное в виде емкости, снабженной обратным и предохранительным клапанами , а поезд снабжен вспомогательной насосной установкой с источником сжатого воздуха для подачи его в пневмосистему наддува. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (лИ Е 01 Н 1/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4889057/11 (22) 10.12.90 (46) 23.02,93. Бюл. ¹ 7 (71) Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (72) В.М.Пономарев и В.M.Íåóäà÷èí (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1325123, кл. Е 01 Н 1/00, 1987. (54) ПОЕЗД ДЛЯ ОРОШЕНИЯ ГОРНОЙ

MACCbt ЗАБОЯ В КАРЬЕРЕ (57) Назначение: Изобретение относится к горному делу, а именно, к поездам для орошения горной массы забоя, и предназначено для предотвращения пылеобразования а процессе экскавации при транспортировании горной массы железнодорожным транспортом. Сущность изобретения. Цистерны для воды с термоизоляцией соединены межПредлагаемое изобретение относится к горному делу, а именно к поездам для орошения горной массы забоя и предназначено для предотвращения пылеобразования в процессе экскавации при транспортировании горной массйжелезнодорожным транспортом.

Известно устройство на самоходном шасси для поливки автомобильных дорог (см. авт.саид. СССР № 137128, МКИ Е01Н

3/02, 1961), состоящее из двух цистерн, вакуум-насоса, приемного и сливного устройств, устройства по обогреву заборного шланга, приемного и сливного устройств за счет подводимых выхлопных газов от глушителя двигателя. При интенсивном обледенении стенок цистерн, оттаивание производится во время стоянок при помощи печей, отапливаемых твердым топливом и

„„5U „„1796737 А1 ду собой трубопроводом, обеспечивающим последовательное их заполнение и слив.

Один конец трубопровода установлен в зоне верхнего уровня заполнения промежуточной цистерны, другой его конец расположен у приямка с электро размораживателем в концевой цистерне, а заправочнорасходный конец трубопровода установлен у поиямка промежуточной цистерны. Конец трубопровода пневмосистемы наддува установлен а зоне верхнего уровня заполнения концевой цистерны. В пневмосистему наддува встроено разгрузочное устройство, выполненное в виде емкости, снабженной обратным и предохранительным клапана ми, а поезд снабжен вспомогательной насосной установкой с источником сжатого воздуха для подачи его в пневмосистему наддува. 3 ил. соединенных с дымовыми трубами, вмонтированными во внутрь цистерны. ввысь

Недостатком известного устройства является невозможность использования его для орошения забоев с железнодорожным»»О транспортом из-за отсутствия автомобиль- О » ных дорог. Кроме того, установка имеет не- с достаточную емкость, что не позволяет () достичь эффективного пылеподавления забоев, отрабатываемых экскаваторами с ковшами емкостью более 4 м (8, 12, 15, 20 мз).

Наличие средств обогрева значительно усложняет конструкцию устройства и применение ее для пылеподавления в условиях карьера не эффективно. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому поезду для орошения горной массы забоев в карьере является выбранное в качестве прототипа устройство для увлажнения дорожной поверхности (см.авт. саид, СССР №

1796737

1325123, M КИ Е01 Н 1/00, 1987 г.), содержа. щее -базовое шасси с установленными на нем двумя водяными баками, соединенными с форсунками, ресивер с воздушным компрессором, пневмораспределитель, блок электроуправления с источником напряжения. Устройство имеет дополнительный бак для пополнения самотеком указанных выше баков по мере их опорожнения.

Известное устройство имеет те же недостатки, что и аналог — мажет быть использовано для орошения забоев с железнодорожным транспортом, недостаточная емкость баков, низкая эффективность пылеподавления забоев. "5

Кроме того, это устройство может быть использовано только в теплое время года, в то время как в условиях карьеров запыленность забоев зимой также высока.

Целью предлагаемого изобретения яв- 20 ляется устрайение указанных выше недостатков, т.е. повышение эффективности пылеподавления забоев при экскавации горной массы с железнодорожным транспортом в зимнее время, Указанная цель до-. 25 стигается тем, что поезд для орошения горной массы забоя в карьере содержащий тяговое транспортное средство на котором устайовлены цистерны, одна из которых промежуточная, а другая — концевая, с тер- 30 маизоляцией, насосную установку для подачи воды к гидрамонитору, трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру, подключенные к насосной установке и пневмосистему наддува цистерн, снабжен источ- 35 ником сжатого воздуха для подачи его в пневмосистему наддува и разгрузочным устройством, которое включает в себя емкость, подключенную к указанному источнику и обратный и предохранитель- 40 ный клапаны, трубопроводом пневмасистемы наддува, конец которого установлен в зоне верхнего уровня заполнения концевой цистерны, а также соединительным трубопроводом, один конец которого установлен в 45 зоне верхнего. уровня заполнения промежуточной. цистерны, а другой — в нижней части концевой цистерны.

Сопоставленный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый поезд отли- 50 чается тем, что он снабжен источником сжатого воздуха- для подачи ега в пневмосистему наддува и разгрузочным устройством, которое включает в себя ем кость, подключенную к указанному 55 источнику и обратный и предохранительный клапаны, трубопроводом пневмосистемы наддува, конец. которого установлен в зоне верхнего уровня заполнения концевой цистерны, а также соединительным трубоп4. роводом, один конец которого установлен в зоне верхнего уровня заполнения проме>куточной цистерны, а другой — a нижней части концевой цистерны, Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна", Признаки, отличающие предлагаемое изобретение ат прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивает заявляемому техническому решению соответствие критерию

"существенные отличия".

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где: на фиг. 1 — схематично показан поезд для орошения горной массы забоя в карьере; на фиг. 2 — изображен общий вид поезда; на фиг, 3 — изображено разгрузочное устройство.

Поезд для орошения горной массы забоя в карьере содержит тяговое транспортное средство (тепловоз) 1, цистерны 2 и 3 для воды, выполненные герметичными с термоизоляцией и рабочую платформу 4.

При этом цистерна 3 является концевой, э цистерна 2 является промежуточной (причем промежуточных цистерн может быть несколько в зависимости от необходимого объема воды для поливочных работ).

Нэ рабочей платформе 4 расположена насосная установка, состоящая из мотора 5 и насоса 6, подающая воду к гидроманитору

7 по трубапров.оду 8..

Для подачи воды в цистерну 1 служит заправочный трубопровод 9, снабженный вентилем 10, Система насоса 6 содержит вентили 11, 12, 13, 14 и манометр 15. Вентиль 13 служит для слива воды из насоса 6, а вентиль 14— для слива воды иа магистрали гидромонитора7, Нэ рабочей платформе 4 расположена также вспомогательная насосная установка, состоящая из мотора 16 и насоса 17, подключенного к пневмосистеме наддува 18 через вентиль i 9, В пневмасистему наддува 18 встроены сентиль 20 и манометр 21 для контроля давления и подачи сжатого воздуха в цистерны 2 и 3 от компрессора установленного на тепловозе.

Цистерны 2 и 3 соединены между собой трубопроводом 22, обеспечивающим последовательное их заполнение и слив. При этом один конец трубопровода 22 установлен в зоне верхнего уровня заполнения промежуточной цистерны 2. а другой его конец расположен у приямка 23 с электраразморэживателем 24, находящимся в концевой цистерне 3.

1796737

Заправочно-расходный конец трубоп- ляют в сторону забоя. Открывают вентили ровода 9 установлен у приямка 25 с элект- 11 и 12 и за счет избыточного давления в роразмораживателем 26, находящимся в концевой цистерне 3, образовавшегося по. цистерне 2, а конец трубопровода пневмо- сле заправки, заполняют насос 6 водой. системы наддува 18 установлен в зоне вер- 5 При отсутствии избыточного давления в хнего уровня заполнения промежуточной концевой цистерне 3 заполнение насоса 6 цистерны 3. производят за счет подачи в цистерну 3 сжаДля предохранения пневмосистемы того воздуха через трубопровод пневмосинаддува от избыточного давления и вакуума стемы наддува 18 с помощью компрессора, в нее встроено разгрузочное устройство, 10 находящегося на тепловозе 1, путем открывыполненное в виде емкости 27, снабжен- тия вентиля 20. ной обратным клапаном 28, предохрани- После заполнения насоса 6 водой протельным клапаном 29 и манометром 30. изводят запуск его с помощью мотора 5 и

Для контроля заполнения цистерн 2 и 3 открывают вентиль 20, если он не был отпредназначен вентиль 31, который закрыва- 15 крыт, для подачи сжатого воздуха в цистерется после появления воды из пневмосисте- ну 3 (пуст и управление насосом 6 мы 18. В пневмосистему наддува 18 встроен осуществляют из кабины машиниста теплообратный клапан 32, установленный для то- воза 1). го, чтобы вода не попадала в магистраль При этом насос 6 качает воду из промекомпрессора (на чертеже не показан), нахо- 20 жуточной цистерны 2 и подает ее через вендящегося на тепловозе 1. тиль 12 к гидромонитору 7. В то же время за

Поезд для орошения горной массы за- счет подачи сжатого воздуха в цистерну 3 боя в карьере работает следующим обра- вода из нее по трубопроводу 22 перекачивазом: ется в цистерну 2 и далее опять к насосу 6, В зимнее время производят заправку 25 Для эффективного пылеподавления цистерн 2 и 3 горячей водой. С этой целью к производят обильное орошение взорванзаправочному трубопроводу 9 присоединя- нои горной массы забоя, подлежащей экскают рукав от стационарного заправочного вации. пункта, а затем открывают вентили 10 и 31. Управление стволом гидромонитора 7

При этом все остальные запорные элементы 30 (подъем и поворот) осуществляется гидродолжны быть закрыты, а именно, вентили цилиндрами от гидрораспределителя (на

19, 11, 12, 20, 14 и 13, чертеже не показан), установленного в кабиВначале заполняется промежуточная . не рабочей платформы 4, а расход и напор цистерна 2. По мере заполнения промежу- воды, развиваемое насосом 6, регулируются точной цистерны 2 водой воздух из нее вы- 35 частотой вращения мотора 5 из кабины матесняется через трубопровод 22 в концевую шиниста тепловоза 1. цистерну 3, из которой он выходит по тру- При работе необходимо контролиробопроводу пневмосистемы наддува 18 че- вать давление воздуха в пневмосистеме рез вентиль 31 контрольного трубопровода наддува 18 по манометру 30 разгрузочного в атмосферу. 40 устройства 27.

После того, как промежуточная цистер- В случае; когда насос 6 отключен, à в на 2 полностью заполнится водой вода по цистерну 3 поступает от компрессора сжатрубопроводу 22 начинает поступать в кон- тый воздух, то для исключения повреждения цевую цистерну 3. По достижении уровня пневмосистемы наддува 18 срабатывает конца трубопровода пневмосистемы надду- 45 предохранительный клапан 29 разгрузочнова 18 вода перекрывает выход воздуха из го устройства 27. цистерны 3 в атмосферу. При этом в цистер- В случае, когда вентиль подачи воздуха не 3 образуется избыточное давление (так 20 перекроет, а насос 6 продолжает качать как вода продолжает поступать), которое воду, то B цистерне 3 возникает разреженачинает вытеснять воду из концевой цис- 50 ние, для исключения которого срабатывает терны 3 по трубопроводу пневмосистемы обратный клапан 28, разгрузочного устройнаддува 18 и вентиль 31. При появлении ства27, который соединяет пневмосистему воды в контрольном трубопроводе заправку наддува 18 с атмосферой. прекращают, закрывая вентили 10 и 31 и Давление воды в гидросистеме трубопотсоединяют заправочный рукав. 55 ровода 8 контролируется по манометру 15.

Далее поезд от заправочного пункта С целью повышения эффективности пыследует в карьер. леподавления при отрицательных темпераДля орошения поверхности забоя ствол турах за счет исключения перемерзания гидромонитора 7 с помощью гидроцилинд- заправочного трубопровода 9 во время слера поворота(на чертеже не показан) направ- дования поезда от пункта заправки до забоя

1796737

14, вывертают сливные пробки из насосов 6 и 17 и сливают воду до полного удаления ее из системы насосов и трубопроводов. При этом вода остается лишь в приямках 23 и 25.

5 В случае ее замерзания перед последующей заправкой цистерн 2 и 3 водой включают электроразмораживатель 24 и 26, которые разогревают лед в приямках 23 и 25, обеспечивая беспрепятственную подачу воды в цистерны

10 2 и 3.

Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить эффективность пылеподавления на поверхности забоев в

15 карьерах в зимний период и обеспечивает годовой экономический эффект за счет ликвидации простоев экскаваторов, равный 80 тыс.рублей в год.

Формула изобретения

Поезд для орошения горной массы за- 25 боя в карьере, содержащий тяговое транспортное средство, на котором установлены цистерны, промежуточная и концевая из которых с термоизоляцией, насосную установку для подачи воды с подключенными.к ней 30 трубопроводами и контрольно-измерительной аппаратурой и пневмосистему наддува цистерн, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности пылеподавления в зимнее время, он снабжен источ- 35 ником сжатого воздуха для подачи его в в карьере, в работу периодически запуска. ют вспомогательную насосную установку, состоящую из мотора 16 и насоса 17. Для этого необходимо открыть вентиль 19 и кратковременно на момент пуска насоса 17 подать в пневмосистему воздух, открыв вен. тиль 20. При этом горячая вода 17 закачивается по трубопроводу 9 из цистерны 2, предотвращая его от обмерзания. После насоса 17 вода по трубопроводу пневмосистемы наддува 18 поступает в цистерну 3.

Таким образом, вода, оставшаяся в трубопроводе 9 после заправки, с запуском вспомогательного насоса 17 вытесняется горячей водой.

По окончании орошения забоя (и в случае полного израсходования воды из цистерны 2 и 3) открывают вентили 10, 31. 13, пневмосистему наддува и разрузочным устройством, представляющим собой подключенную к указанному источнику емкость, снабженную обратным и предохранительным клапанами, при этом конец трубопровода пневмосистемы наддува установлен в зоне верхнего уровня заполнения концевой цистерны, сообщенной с промежуточной цистерной соединительным трубопроводом, один конец которого установлен в зоне верхнего уровня заполнения промежуточной цистерны, а другой — в нижней части концевой цистерны;

1796737

1796737

Составитель В Пономарев

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 636 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5