Одноковшовый экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ИСАН И Е

Союа Советских

Социалистических

Республик

Вое союз иди, --тентно тк,...

- ничcc би=- иотеи -.;.. -д

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 09.Ч111.1962 (Же 790672/29-14) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 08.II.1966. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 6.IV.1966

Кл. 84d, 3»

МПК E 02т

УДК 621.879.34 (088.8) Комитет по делам мвобретеиий и открытий при Совете тлииистров

СССР

Авторы изобретения Ковровский экскаваторный завод и и Московский институт радиоэлектроники и горной электромеханики заявители

ОДНОКОВШОВЫЙ ЭКСКАВАТОР

Известны одноковшовые экскаваторы, включающие ходовое оборудование, поворотную платформу, сменное рабочее оборудование, главную и стрело-подъемную лебедки, выполненные с встроенными в их барабаны планетарными передачами, лебедку открывания днища ковша, механизм вращения поворотной платформы, механизм привода гусениц, успокоитель грейфера, электропривод с дизель-генераторной установкой и индивидуальными электродвигателями для указанных лебедок и механизмов, сниженных автоматическими тормозами.

Цель описываемого изобретения — облегчить управление экскаватором, сделать его пригодным для использования в подземных условиях, упростить конструкцию успокоителя грейфера, получить механические характеристики электропривода, соответствующие режиму работы экскаватора, получить необходимую скорость подъема груза при работе крановым сменным рабочим оборудованием, обеспечить оптимальное регулирование напряжения синхронного генератора при работе экскаватора и поддержание напряжения близким к номинальному значению в режиме холостого хода.

Достигается это тем, что на валах водил планетарных передач главной лебедки экскаватора установлены тормозные шкивы, внутри каждого из которых расположены стянутые пружинами тормозные диски с шариками, размещенными между скосами на их поверхности.

5 Снаружи каждый тормозной шкив охвачен постоянно замкнутой тормозной лентой, один конец которой соединен с поворотным рычагом, связанным посредством пальцев с тормозными дисками, а другой с канатиком, оги10 бающим направляющие блоки и прикрепленным к рукоятке, расположенной в кабине экскаватора, дизель-генераторная установка которого выполнена съемной, установленной на дополнительной раме, прикрепляемой к

15 поворотной платформе посредством захватно-винтового приспособления, с помощью которого также может быть прикреплен съемный контрольный груз.

Канат грейфера закреплен на барабане ле20 бедки открывания днища ковша.

Невыключаемые активные сопротивления введены во все фазы цепи ротора каждого из электродвигателей главной лебедки и поворотного механизма.

25 В цепь электродвигателя одного из барабанов главной лебедки включены магнитный усилитель, полупроводниковые выпрямители и контакторы, а в цепь статора генератора последовательно включены трансформаторы

30 тока с вторичными обмотками, соединенными!

79684 через последовательно включенные полупроводниковые выпрямительные мосты с обмоткой возбуждения генератора, в цепь питания которой включено активное сопротивление.

На фиг. 1 представлен общий инд предлагаемого экскаватора с дизель-генераторной установкои; на фиг. 2 — то же, со съемным контргрузом; на фиг, 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — схема захватно-винтового приспособления в двух проекциях; на фиг. 5 — схема главной лебедки экскаватора; на фиг. б— схема механизма управления главной лебедкой; на фиг. 7 — схема успокоителя грейфера; на фиг. 8 — электрическая схема экскаватора.

Экскаватор состоит из ходового оборудования 1, установленной на нем поворотной платформы 2, рабочего оборудования 8 и дизель-генераторной установки 4 вместе с дополнительной рамой 5, закрепленной на поворотной платформе. Вместо дизель-генераторной установки к поворотной платформе может быть присоединен контргруз 6. Энергия в этом случае подается от внешней электрической сети. Замена дизель-генераторной установки контргрузом, значительно уменьшая габаритные размеры экскаватора, позволяет использовать его, например, при подземных разработках или в других стесненных условиях. На поворотной платформе установлены две главные лебедки 7 и 8 и стрелоподъемная лебедка 9.

Захватно-винтовое приспособление для крепления дизель-генераторной установки или контргруза состоит из скоб 10 и il, приваренных к поворотной платформе, и захвата

12, приваренного к дополнительной раме дизель-генераторной установки. Захват крепится к скобам болтами 18 и 14. Ослабив болты

18 и вывинтив болты 14, можно снять дизельгенераторную установку и заменить ее контргрузом, либо наоборот.

Главная лебедка экскаватора приводится в движение электродвигателем 15, своим фланцем прикрепленным к стойке 16, установленный на поворотной платформе. От электродвигателя вращение передается через упругую муфту 17 на вал 18 и шестерню 19. Вал

20 может быть заторможен или расторможен. Если вал 20 заторможен, то от шестерни 19 вращение через сателлиты 21, водило

22, шестерню 28 и сателлиты 24 передается на зубчатые колеса 25 с внутренними зубьями, жестко связанные с барабаном 26. Если вал 20 расторможен, то планетарная передача получает дополнительную степень свободы; в этом случае вращение барабана 26 определяется действующими на него силами, например натяжением запасованного на нем каната (на схеме не показан). Вал 20 жестко связан с насаженным на нем тормозным шкивом 27. Внутри шкива 27 соосно с ним расположены два тормозных диска 28 и 29.

Диск 29 пальцами 80 соединен со стойкой 16; соединение допускает некоторое осевое сме5

S0

55 о0

65 щение диска 29, но исключает его вращение.

Пружины 81 растяжения стремятся сблизить диски 28 и 29. Вал 20 затормаживается с помощью рукоятки 82. При повороте рукоятки по часовой стрелке канатик 88, огибающий направляющие блоки 34, натягиваясь, отжимает книзу шток 35, преодолевая сопротивление пружины 86. Шток 85 связан с пружиной

86 шайбой 87. Опускаясь, шток ослабляет натяжение тормозной ленты 38. Вследствие этого поворотный рычаг 89 под воздействием пружины 40 слегка поворачивается против часовой стрелки, и палец 41 рычага 89 освобождает палец 42, связанный с диском 28.

После этого тормозные диски 28 и 29 под действием пружины 81 сближаются, причем шарики 48 и скосы на дисках 28 и 29 смещаются и занимают положение согласно фиг. 5.

Сближение дисков 28 и 29 приводит к образованию зазора между ними и внутренними плоскостями шкива 27, вследствие чего шкив и вал 20 растормаживаются. Если освободить рукоятку, то она под воздействием пружины

86 и канатика 88 повернется против часовой стрелки, пружина 86 натянет также ленту 38, которая под действием пружины 86 и силы трения между лентой 88 и шкивом 27 (если шкив вращается против часовой стрелки), преодолев сопротивление пружины 40, повернет по часовой стрелке рычаг 89, который своим пальцем 41 заставит переместиться палец 42 и связанный с ним диск 28. Вследствие смещения диска 28 по отношению к диску 29 шарики 43 и скосы»а дисках 28 и 29 займут иное положение, т. е. диски 28 и 29 будут раздвигаться до тех пор, пока они не коснутся внутренних плоскостей шкива 27.

Если шкив вращается, то возникшие между ним и диском 28 силы трения заставят диск

28 еще сильнее повернуться по отношению к диску 29, что вызовет еще большее осевое удаление дисков друг от друга и увеличит силы трения. Угеличепие силы трения будет происходить до тех пор, пока шкив 27 не остановится. Таким образом, работа, необходимая для затормаживания вала 20, производится за счет энергии движущихся частей лебедки. Натяжение канатика 38 регулируется с помощью стяжки 44. Ход рукоятки ограничивается неподвижным упором 45, в который при крайних положениях рукоятки упираются края реборды 46. Конец канатика 47 закреплен на барабанчике 48. Барабанчик, рукоятка и реборда жестко связаны между собой и вращаются совместно.

Успокоитель грейфера состоит из приводного барабана 49 с закрепленным на нем концом каната 50, проходящего через направляющие ролики 51 и 52, пружины 58 и двух растяжек 54, соединяющих пружину 53 с грейфером 55. В качестве приводного барабана используется барабан лебедки открывания днища ковша. Ролики 51 и 52 закреплены на стреле 56. Пружина 58 одним концом упирается в стакан 57, а другим — в шайбу

179684 штока 58; шток связан с канатом 50, а стакан с растяжками 54. Если канат 50 имеет малую слабину, то раскачивание грейфера 55 гасится трением в планетарной передаче лебедки.

Увеличение или уменьшение слабины каната достигается вращением барабана 49.

Для приводов главных лебедок и поворотного механизма применены электродвигатели

59, 60 и 61 с невыключаемыми активными сопротивлениями 62 rs роторной цепи. Для получения необходимой скорости подъема груза при работе крановым сменным рабочим оборудованием в цепь электродвигателя 60 подключен магнитный усилитель 68 через полупроводниковый мостовой выпрямитель 64 и контакторы 65.

Для оптималыього регулирования напряжения синхронного генератора бб при работе экскаватора, а также для поддержания напряжения близким к номинальному значению в режиме холостого хода в цепь статора генератора последовательно включены трансформаторы тока 67 и 68 с вторичными обмотками, соединенными через последовательно включенные мосты 69 и 70 с обмоткой возбуждения 71 генератора, в цепь питания которой включено активное сопротивление 72.

Предмет изобретения

1. Одноковшовый экскаватор, включающий ходовое оборудование, поворотную платформу, сменное рабочее оборудование, главную и стрело-подъемную лебедки, выполненные с встроенными в их барабаны планетарными передачами, лебедку открывания днища ковша, механизм вращения поворотной платформы, механизм привода гусениц, успокоитель грейфера, электропривод с дизель-генераторной установкой и индивидуальными электродвигателями для указанных лебедок и механизмов, снабженных автоматическими тормозами, отличающийся тем, что, с целью облегчения управлечия экскаватором и обеспечения возможности его использования в подземных условиях, на валах водил планетарных передач главной лебедки установлены тормозные шкивы, внутри каждого из которых расположены стянутые пружинами тормозные диски с шариками, размещенными между скосами на их поверхности, причем снаружи каждый тормозной шкив охвачен постоянно замкнутой тормозной лентой, один конец которой соединен с поворотным рычагом, связанным посредством пальцев с тормозными дисками, а другой — с канатиком, огибающим направляющие блоки и прикрепленным к рукоятке, расположенной в каби10 не экскаватора, дизель-генераторная установка которого выполнена съемной, установленной на дополнительной раме, прикрепляемой к поворотной платформе посредством захватно-винтового приспособления, с помощью ко15 торого также может быть прикреплен съемный контргруз.

2. Экскаватор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции успокоителя грейфера, капат последнего закреплен

20 на барабане лебедки открывания днища ковша.

3. Экскаватор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения механических характеристик электропривода, соответствующих

25 режиму работы экскаватора, во все фазы цепи ротора каждого из электродвигателей главной лебедки и поворотного механизма введены невыключаемые активные сопротивления.

30 4. Экскаватор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения необходимой скорости подъема груза при работе крановым сменным рабочим оборудованием, в цепь электродвигателя одного из барабанов главной ле35 бедки включены магнитный усилитель, полупроводниковые выпрямители и контакторы.

5. Экскаватор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности оптимального регулирования напряжения син40 хронного генератора при работе экскаватора, а также поддержания напряжения близким к номинальному значению в режиме холостого хода, в цепь статора генератора последовательно включены трансформаторы тока с вто45 ричными обмотками, соединенными через последовательно включенные полупроводниковые выпрямительные мосты с обмоткой возбуждения генератора, в цепь питания которой включено активное сопротивление.

179б84

Составитель И. Рудакова

Редактор Н. Громов Техред А. А. Камышникова Корректоры; М. П. Ромашова и

С. Н. Соколова

Заказ 725/18 Тираж 750 Формат бум. 60)(90 /s Объем 0,49 пзд. л, Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2