Трал для лова рыбы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в промышленном рыболовстве для лова рыбы пелагическими тралами. Сущность изобретения: трал содержит залавливающую часть 1 с верхней 2 ,и нижней 3 подборами, гибкие распорные элементы 4, 5 и сетной мешок 6, Имеется фальшподбора 8, которая присоединена к верхней подборе 2. Длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы 8 превышает длину последней на 1,25-1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами 4, 5 превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25-0,30 м. Каждый распорный элемент 4, 5 по всей длине передней кромки 7 имеет предкрылок, установленный с помощью кронштейнов под углом 25-35° к плоскости распорного элемента. С помощью кронштейнов распорные элементы прикреплены к фэлыиподборе 8, а к верхней подборе 2 - на заднюю кромку. По боковым кромкам распорные элементы снабжены плавом. Для правильной установки распорных элементов на трал длина участка верхней подборы 2 определяется по математическому выражению. 5 ил. (л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 А 01 К 73/02
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
lc (21) 4946999/13 (22) 19.06.91 (46) 23.02,93, Бюл, ¹ 7 (71) Мурманский проектно-конструкторский и технологический институт судостроения; модернизации и эксплуатации флота и разработки средств механизации "Севгипро. рыбфлот" (72) Ю,И.Кудрин, В.П.Торохов, С.Ф.Серов, Г.И.Беляев и А.H.Håâåðîâ (73) Ю,И.Кудрин (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1683614, кл, А 01 К 73/02, 1989. (54) ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ (57) Использование: в промышленном рыболовстве для лова рыбы пелагическими тралами. Сущность изобретения: трал содержит залавливающую часть 1 с верхней 2, и нижней 3 подборами, гибкие распорные элементы 4, 5 и сетной мешок 6. Имеется
„„Ы2„„1797457 А3 фальшподбора 8, которая присоединена к верхней подборе 2. Длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы 8 превышает длину последней на
1,25 — 1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами 4, 5 превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25 — 0,30 м. Каждый распорный элемент 4, 5 по всей длине передней кромки 7 имеет предкрылок, установленный с помощью кронштейнов под углом 25 — 35 к плоскости распорного элемента.
С помощью кронштейнов распорные элементы прикреплены к фальшподборе 8, а к верхней подборе 2 — на заднюю кромку. По боковым кромкам распорные элементы снабжены плавом. Для правильной установки распорных элементов на трал длина участка верхней подборы 2 определяется по математическому выражению. 5 ил, 14
1797457
Изобретение относится к технике про мышленного рыболовства, которое может быть использовано при траловом лове рыбы, преимущественно пелагическом.
Известен трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору и распорные элементы, передние кромки которых прикреплены к фальшподборе, а задние к верхней подборе. Отличительной особенностью данного трала является то, что он снабжен регулируемым тросом, прикрепленным к середине фальшподборы, последняя закреплена концами нэ верхней подборе, дли.на участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы превышают длину последней на 1,25-1,35 метра, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположен ного участка фальшподборы на 0,25 — 0,30 метра. Отношение длины каждого распорного элемента к его ширине равно двум, Распорные элементы выполнены из эластичного материала, например, брезента..
Проведенные испытания этого трала, оснащенного распорными элементами
/брезентовыми щитками/, показали, что он обеспечивает заданные параметры, Щитки работают надежно, обеспечивая эффективность распора, при минимальном сопротивлении, при этом сокращается время вывода трала на задний горизонт хода;
Однако при спуске трала, в начальный его момент, когда щитки уходят в воду. на блюдались случаи рыскания щитков на правый или левый борт судна и подныривание
- -их под канаты. Щитки запутываются в канатах передней части трала и становятся неработоспособными, что приводит к снижению вертикального раскрытия трала, т,е. к снижению эффективности трала.
Такие случи имели место из-за попадания щитков в кильваторную струю или воздействия йэ них набежавших волн, Щитки уводит в сторону. Причина такого поведения щитков объясняется тем, что в начале спуска трала в воду нет еще достаточной нагрузки на канаты трала, они не натянуты, имеется слабина канатов. То же самое наблюдалось иногда и при подъеме трала, что приводило к дополнительной работе по распутыванию щитков на палубе, т,е. к дополнительным затратам труда, Кроме того, при недостаточной скорости подъема и спуска трала наблюдались случай погружения распорных элементов в воду под действием веса канатной оснастки . трала.
Таким образом, неправильно подобранные величины отдельных участков верхней подборы и фальшподборы приводят к перекосу распорных элементов, появлению их выдувания и образованию по их поверхности гофр, что приводит к ненормальной их работе в процессе траления.:
Все вышесказанное приводит к ненадежной и не эффективной работе распорных элементов, а соответственно и не эффективной работе трала, Целью изобретения является повышение эффективности работы трала путем обеспечения надежной работы раснорных элементов, 25
40 указанная цель достигается тем, что в трале каждый распорный элемент по длине передней кромки снабжен предкрылком, установленным под углом 25 — 35 к основной плоскости распорного элемента, а также плавом, установленным на боковых кромках распорного элемента, причем ширина предкрыл ка составляет 0,15- 0,20 ширины распорного элемента, л положительная плавучесть плава превышает вес в воде канатной осна45 стки, присоединенной к распорному элементу со стороны этого плава. при этом длину участка верхней подборы между распорными элементами определяют по формуле:
4= »а+ hl — !р,э. (1+cos y), где Ла=а-а а — шаг ячеи первого ряда ячей пере55 дней части трала, а — шаг центральной ячеи первого ряда ячей передней части трала, Л = +>
2 2
Немаловажное значение для хорошей работы распорных элементов имеет правильный подбор длин отдельных участков верхней подборы и фальшподборы, в частности, длины участка между внутренними боковыми кромками распорных элементов по верхней подборе.
Выбор этой величины беэ учета разницы шага центральной и других ячей пере"0 дней части трала приводит к перекосу распорных элементов в переходный период от момента стаскивания их в воду канатами ячей передней части трала rio слипу до мо. мента, когда сопротивление распорных элементов будет восприниматься канатами верхней подборы и фальшподборы, разница длин которых обеспечит сохранение такого же их положения, как и на палубе судна перед спуском их в воду.
1797457
1 — длина участка верхней подборы по гужу трала, 1д — длина участка верхней подборы между точками крепления канатов центральной ячеи передней части трала, Ip,э. — длина распорного элемента, у= arcsln — угол между кромкой
0,5 вр.э атаки распорного элемента и осью симметрии трала, Ьр.э. — ширина распорного элемента, — по0„5=
2 стоянный коэффициент.
Сопоставительный анализ с известным тралом позволяет сделать вывод, что изобретение отличается от него наличием на каждом распорном элементе предкрылка, плава и возможностью с помощью математической формулы определять длину участка верхней подборы между распорными элементами.
Предкрылок, установленный на каждом распорном элементе под углом 25-35, увеличивает распорную силу, которая в 1,3-1,4 раза выше чем у распорных элементов без предкрылка,обеспечиваетустойчивое положение распорных элементов, т.к. предотв. ращает заныривание распорных элементов под действием кильваторной струи судна в момент схода их в воду и при подходе к слипу при подъеме трала.
Плав придает положительную плавучесть верхней подборе трала в процессе его спуска до момента погружения в воду траловых досок,-что обеспечивает стабильное положение распорных элементов на поверхности воды до момента погружения в воду траловых досок.
Предложенное математическое выражение /формула/ для определения длины участка /ЕК/ верхней подборы между распорными элементами позволяет правильно выбрать эту длину с учетом разницы длин верхней подборы и фальшподборы, размеpoi распорного элемента, шага полуячей первого ряда и шага центральной полуячеи передней части трала. Этим достигается правильная и точная установка распорных элементов на трале с учетом соблюдения и выполнения размерных соотношений элементов трала. изложенных в формуле основного изобретения, а все это способствует исключению перекосов распорных элементов и нормальной их работе при спуске и подъеме трала. Предкрылок распорного элемента занимает заданное положение под углом около ЗОО, обеспечивая стабильное положение распорного элемента относительно набегающего потока /под углом
11 — 200/.
Угол 25 — 35О, под которым установлен предкрылок по отношению к основной пло5 скости распорного элемента, выбран опытным путем, причем оптимальный угол — это угол ЗОО.
Испытаниями модели предлагаемого трала установлено, что при тралении рас10 порные элементы, оснащенные предкрылками, сохраняют форму поверхности тора с углом атаки 11-20О, а при подъеме и спуске трала распорные элементы сохраняют положение на поверхности воды, одновременно
15 им обеспечивается одно и то же положение относительно направления буксировки с углом разворота /углом y / распорных элементов относительно оси симметрии трала равным 25 —.35О, за счет чего исключается
20 спутывание распорных элементов с канатами передней части трала и повышается их надежность работы при эксплуатации, Испытаниями также установлено, что ширина предкрылка должна. быть в преде25 лах 0,15 — 0,20 ширины /bp.э./ распорного элемента, В случае применения предкрылка шириной более чем 0,20 ширины распорного элемента, например, допустим в пределах 0,30, снижается распорная сила, так как
30 предкрылок выдувается потоком воды вверх, а на основной пластине распорных элементов появляются гофры /выдувание материала вдоль потока воды/, что свидетельствует о неполной их загрузке, 35 Применение предкрылка менее 0,15 ширины распорного элемента также неэффективно, Натурными и модельными испытаниями предлагаемого трала установлено, что рас40. порные элементы суммарной площадью 4 м, оснащенные предкрылками шириной г
0,15 — 0,20 ширины распорного элемента, наиболее эффективны и обеспечивают такое же вертикальное раскрытие трала, как и
45 штатная обычная щитковая оснастка площадью 6 м, т.е. подъемная сила гибких расг парных элементов с предкрылками в 1,5 раза выше, чем штатной щитковой оснастки при той же скорости буксировки трала.
50 На фиг. 1 изображен предлагаемый трал, общий вид; на фиг. 2 — залавливающая часть трала с распорными элементами; на фиг. 3 — распорный элемент с и редкрыл ком, общий вид; на фиг. 4 — схема расположения
55 распорного элемента на трале во время траления; на фиг. 5 — схема расположения распорных элементов при выборке трала на палубу судна и при его спуске.
Трал для лова рыбы содержит залавливающую часть 1 с верхней 2 и нижней 3
1797457! Ла+ А Ip,p. (1+cos y) 10
Трал работает следующим образом.
Определив величину длины участка
/ЕК/ верхней подборы, определяют длины
15 остальных участков верхней подборы и фальшподборы, после чего устанавливают и закрепляют распорные элементы 4, 5 на трале.
Перед спуском трала на воду распорные
20 элементы 4, 5 вместе с другими частями трала раскладывают на палубе рыболовного траулера в положении "1", как показано на фиг. 5, с обеспечением разворота их на угол
7=25-30 относительно направления движе25 ния при спуске до момента натяжения канатов ячей передней части 1 трала в жгуте, После спуска мешка 6 в воду под действием встречного потока стягивается в воду жгут канатов передней части трала до распорных
30 элементов. Затем включают лебедку на траление и распорные элементы эа счет натяжения канатов вместе с передней частью трала стаскиваются в воду, при этом они сохраняют угол разворота у в тех же пре35 делах 25 — 30 относительно направления движения /положение И/, как и при перемещении на палубе /положение I/. Угол разворота у распорных элементов в этот момент обеспечивается уже за счет соотношения
45
55 подборами, гибкие распорные элементы 4 и
5 и сетной мешок 6, Гибкие распорные элементы 4, 5 представляют собой полотнища из эластичного материала, например, брезента, Отноше- 5 ние длины /lp,3/ каждого распорного элемента к его ширине /Ьр.s/ равно двум.
Распорный элемент имеет переднюю 7 и заднюю 9 кромки. Фальшподбора 8 присоединена к верхней подборе 2 в точках А и Б, Гибкие распорные элементы 4, 5 распо. ложены симметрично и на одинаковом расстоянии от оси симметрии верхней части трала.
Каждый распорный элемент по всей длине передней кромки 7 снабжен предкрылком 10, установленным с помощью кронштейнов 11 под углом 25 — 35 к плоскости распорного элемента. Кронштейны 11 изготавливаются из того же материала, что и распорный элемент, Предкрылок является как бы продолжением основной пластины распорного элемента. Ширина предкрылка выбирается преимущественно в пределах
0,15 — 0,20 ширины распорного элемента.
Распорные элементы крепят передней частью к фальшподборе 8 с помощью кронштейнов 11, а задней кромкой 9 — к участку
12 верхней подборы 2 по гужу трала.
По боковым кромкам распорного элемента установлен плав 13, например, из пенопласта, положительная плавучесть которого выбрана таким образом, что она превышает вес в воде канатной оснастки, присоединенной к распорному элементу со стороны плава, К середине фальшподборы 8 присоеди.нен регулировочный трос 14, соединенный с лебедкой, установленной на промысловом судне /на рисунке не.показан/..
Длина /LA/ верхней подборы 2 между точками крепления /А и Б/ фальшподборы
8 больше длины / ф,l/ фальшподборы на
1,25-1,35 м. Длина /1л/ участка /ЕК/ верхней подборы 2 между гибкими распорными элементами 4, 5 больше длины /!ф.л,/ аналогично расположенного участка /СД/ фальшподборы 8 на 0,25-0,30 м, Длина /l / участка /ЕК/ верхней подборы 2 выбрана с учетом длины участка верхней подборы по гужу трала /Ir/, длины распорного элемента /Ip,a./; разницы шага ячей /Л а/ первого ряда передней части трала и соотношения размером участка
/АБ/ на подборе /Ln/ и фальшподборе
/Ьф.п,/, что обеспечивает распорным элементам одно и то же положение с углом разворота у в пределах 25-30 относительно направления буксировки как при стаскивании их по слипу в воду за канаты ячей передней части трала, так и при буксировке по поверхности воды в процессе подъема трала на палубу, когда распорные элементы буксируются за канаты подборы 2 и фальшподборы 8.
Длину /1и/ участка /ЕК/ определяют по вышеприведенной формуле; длин соответствующих участков верхней подборы 2 и фальшподборы 8, несущих нагрузку от сопротивления распорных элементов и их предкрылков. При этом, благодаря наличию плава 13 и предкрылка 10, установленного под углом 25-35 к основной плоскости распорного элемента, последние глиссируют по поверхности воды, не погружаясь и не разворачиваясь, что в совокупности исключает спутывание их с канатами передней части трала, которые погружаются в воду.
При дальнейшем тралении ваеров и спуске трала под действием встречного потока воды распорные элементы передней своей частью поднимаются вверх относительно верхней части трала и устанавливаются на оптимальный угол атаки /11-20 (. При дальнейшем погружении трала в воду распорные элементы занимают стабильное по10
1797457 постоложение с углом атаки 11-20О, обеспечивая тралу нужное вертикальное раскрытие.
За счет натяжения регулировочного троса 14 в процессе траления исключается
"схлопывание", т,е. случайное раскрытие 5 распорных элементов вниз, а не вверх, Подъем трала производят известным способом.
Благодаря обеспечению при спуске трала /до момента отдачи со стопора траловых 10 досок и спуске их в воду/. а также при подьеме трала положения распорных элементов на поверхности воды с постоянным углом разворота / в пределах 25 — 30 / относительно направления буксировки трала, достига- 15
Формула изобретения
Трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору, фальшподбору и распорные элементы, передние кромки которых прикреплены к фальшподборе. а задние — к верхней подборе, регулируемый трос, прикрепленный к середине фальшподборы, которая закреплена концами к верхней подборе, причем длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы. превышает длину последней на
1,25 — 1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25 — 0,30 м, о т л -и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности работы трала путем обеспечения надежной работы распорных элементов, каждый распорный элемент по длине передней кромки снабжен предкрылком, установленным под углом 25 — 35 к основной пластине распорного элемента, а также плавом, установленным на боковых кромках распорного элемента, причем ширина предкрылка составляет 0,15-0,20 ширины распорного элемента, а положительная плавучесть плава превышает вес в воде ка- . натной оснастки, присоединенной к распорному элементу со стороны этого плава, при этом длина участка верхней подборы между ется более высокая надежность работы распорных элементов, так как исключается их спутывание с канатами передней части трала, обеспечивается их установка на оптимальные углы атаки и стабильное положение в процессе траления, Все это обеспечивает более эффективную работу трала, так как позволяет не только увеличить скорость траления, но и сократить потери промыслового времени, что приводит к дополнительному увеличению.вылова рыбы при одной и той же мощности судовой силовой установки промыслового судна. распорными элементами In определяется по формуле
1и= Л а+ Л Нр,з, (1+cos y), где Ьа=а — а ; а — шаг ячеи первого ряда ячей передней части трала; а — шаг центральной ячеи первого ряда ячей передней части трала;
1г — длина участка верхней подборы по гужу трала;
)д- длина участка верхней подборы между точками крепления канатов центральной ячеи передней части трала
Ip.э. — длина распорного элемента;
g = arcsin — угол между кромкой
0,5
bp. атаки распО-Юного элемента и осью симметрии трала, bp,э. — ширина распорного элемента, 0,5=
2 янный коэффициент.
1ф.п. — длина участка фальшподборы между распорными элементами;
Ln — длина подборы; ф,л. — длина фальшподборы.
1797457
1797457
1797457 иг. 4
Составитель Ю.Кудрин
Техред М.Моргентал Корректор И,Шулла
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 657 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5