Аксиально-подвижное соединение валов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.пользование; в машиностроении е соединениях валов, например, карданных передач . Сущность изобретения: в зазоре между ступицей и цапфой, связанными с валами, размещен сепаратор с роликами. Ступица и цапфа выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями. Ролики в осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном - овальную, ролики установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного поворота относительно поперечных осей. 2 ил..

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 3/035

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

1 (21) 4897660 !27 (22) 02.01.91 (46) 23.02.93. Бюл, ЬЬ 7 (Щ Г.В.Кипорук (56) бухарин И.А. и др. Автомобили, конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля. Учебное пособие для ВУЗов.—

М.: Машиностроение, 1973, с, 233, рис.

УШ.13.

1 (S4) АКСИАЛЬНО-ПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВАЛОВ

Изобретение относится к машиностроеНМе и.может быть использовано в устройствах, передающих крутящий момент между подвижнйми в аксиальном направлении валами, например в карданных передачах,:

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем повышения передаваемого крутящего момента, повышение технологичности, долговечности и улучшение ремонтопригодности.

Указанная цель достигается тем, что соединение валов, содержащее связанную с одним валом цапфу, размещенную в ступице,.жестко связанной с другим валом,и ролики. установленные в зазоре между ступицей и цапфой по меньшей мере в один окружной ряд и в контакте с поверхностями последних. снабжено сепаратором, в котором установлены упомянутые ролики, цапфа и ступица выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями, ролики в осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном — овальную и установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного

„„5U„„1797678 АЗ

2 (57)Использование; в машиностроении всоединениях валов, например, карданных передач. Сущность изобретения: в зазоре между ступицей и цапфой, связанными с валами, размещен сепаратор с роликами.

Ступица и цапфа выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями. Ролики в осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном — овальную, Ролики установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного поворота относительно поперечных осей. 2 ил. поворота относительно их поперечных осей до полного замыкания между ступицей и устройством, при этом линия, соединяющая две противоположные точки контакта каждого ролика, расположена к касательным к поверхностям цапфы и ступицы под углом, косинус которого не превышает коэффициента трения скольжения материалов пары трения.

На фиг.1 изображена схема аксиальноподвижного соединения валов в плоскости, проходящей через ось вращения; на фиг.2— схема аксиально-подвижного соединения валов в радиальном сечении.

Аксиально-подвижное соединение валов состоит из ступицы 1 и расположенной

s ней цапфы 2, которые имеют гладкие цилиндрические поверхности и соединены с валами. В зазоре между ступицей 1 и цапфой 2 расположены ролики 3, которые удерживаются в одном положении и в одной плоскости сепаратором 4, Ролики могут быть размещены в один или несколько окружных рядов, Ролики имеют круглую форму в осевом сечении соединения и могут свободно

1797678

3 4 перекатываться между ступицей 1 и.цапфой . Долговечность соединения повышается

2 при изменении осевого расстояния между за счет отсутствия износа постоянных доровалами. В радиальном сечении соединения жек качения, т.к. ролики перемещаются по ролики имеют овальную форму и могут по- цилиндрическим поверхностям произвольворачиваться на небольшой угол до полного 5 но. замыкания между цапфой 2 и ступицей 1, при этом линия, соединяющая две противо- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я положные точки контакта каждого ролика, . Аксиально-подвижное соединение варасположена к касательнОй к поверхностям лов, содержащее жестко связанную с одним цапфы 2 и ступицы 1 под.углом, косинус .10 валом цапфу, размещенную в ступице,жескоторого не превышает коэффициента тра- . тко связанной с другим валом, и ролики, ния скольжения материалов парй трения, . установленные в зазоре между ступицей и

Устройство работает следующим обра- валом, по меньшей мере. в один окружной зом.::: ., . ряд в контакте с поверхностями последних, Поддействием крутящегомомента про- 15. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью исходит поворот в радиальной плоскоСти . расширения .эксплуатационных возможносоединения роликов 3, контактирующих с . стей,путем повышения передаваемого круцапфой 2 и ступицей 1 до полного замыка-. тящего момента,; повышения. ния между последними, при перемещейии долговечности, технологичности и улучше-. цапфы 2 в осевом направлении относитель- 2О нйя ремонтопригодности, оно снабжено сено ступицы 1 ролики 3 перекатываются по ..- паратором, в котором установлены их цилиндрическим поверхностям, не теряя упомянутые ролики, цапфа и ступица выполконтакта с ними.: нены с гладкими цилиндрическими поверхПриэтом величина передаваемого кру- ностями, ролики в осевом сечении тящего момента может быть увеличена за 25 соединения выполнены круглой формы, а в . счет увеличения количества роликов в ряду, радиальном сечении соединения — овальной кроме того каждый ролик передает крутя- и установлены с.возможностью вращения . щий момент при любом направлении вра- относительно их продольных осей и ограни-. щения. Наличие гладких цилиндрических . ченного поворота относительно их поперечповерхностей на ступице 1 и цапфе 2 не 3О ных осей до.полного замыкания между требует специального инструмента для их .: цапфой и ступицей; при этом линия, совди- . получения. Отпадает также необходимость . няющая две противоположные точки конвселективном подборероликовпоразмеру. такта каждого ролика, расположена к т.к.замыканиероликовмеждуцапфойисту- касательным к поверхностям цапфы и ступицей происходит за счет поворота и каж- 35 пицы подуглом, косинус которого непревыдый ролик установится в соотве. Ста ющее шает коэффициента трения скольжения ему положение, материалоц пары трения.

1797678

432+ 2

Составитель Н.Ефремова ,Редактор М;Кузнецова Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши

Заказ 668 Тираж . . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород; ул.Гагарина, 101