Синхронизатор планетарной коробки передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: синхронизатор содержит муфты, закрепленные на водиле планетарной передачи и корпусе. Фрикционные поверхности муфт расположены внутри блокирующего кольца, имеющего ответные конические фрикционные поверхности . Каретка жестко соединена с коронным колесом. Блокирующее кольцо выполнено разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и эвольвентными зубьями по наружному периметру. Толкатель выполнен из упругого материала и размещен между частями блокирующего кольца. Вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца с зазором и с возможностью взаимодействия зубьями с зубьями на каретке. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 16 0 23/06
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ л
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4917893/27 (22) 15.02,91 (46) 28.02,93. Бюл. 3Ф 8 (71} Центральный научно-исследователь- . ский автомобильный и автомоторный институт и Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (72) А. П, Недялков, P. А. Азаматов, Е, Д.
Туртанов, В.. Г. Выборнов и А. А. Качесов (56) Авторское свидетельство СССР .
N 1209962, кл. F 16 О 23/06, 1986.
Авторское свидетельство СССР
N 1208377, кл. F 16 Н 3/78, 1986.
Авторское свидетельство СССР
N. 1291751, кл. F 16 D23/06,,1987. (54) СИНХРОНИЗАТОР ПЛАНЕТАРНОЙ КО, РОБКИ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к устройствам для соединения зубчатого колеса с элементами передачи, в частности к синхрониэаторам, используемым в коробках передач транспортных машин, Цель изобретения — повышение наде>кности и долговечности синхронизации, На фиг. 1 изображен продольный разрез синхронизации, на фиг. 2- вид на каретку, блокирующее кольцо и вкладыши; на фиг. 3 — вид на каретку и упругий толкатель; на фиг, 4- вид на элементы синхронизатора сверху, на фиг. 5 — вид на установку блокирующего кольца.
С валом 1 (фиг. 1) коробки передач 2 связана центральная шестерня 3, с которой закреплены сателлиты 4, установленные на водиле 5, с зубчатым венцом 6, имеющем муфту с конической фрикционной поверхностью 7. С сателлитами 4 зацеплено корон„„БЦ„, 1798558 Al (57) Сущность изобретения; синхронизатор содержит муфты, закрепленные на водиле планетарной передачи и корпусе. Фрикционные поверхности муфт расположены внутри блокирующего кольца, имеющего ответные конические фрикционные поверхности. Каретка жестко соединена с коронным колесом. Блокирующее кольцо выполнено разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и эвольвентными зубьями по наружному периметру. Толкатель выполнен из упругого материала и размещен между частями блокирующего кольца. Вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца с зазором и с возможностью взаимодействия зубьями с зубьями на каретке. 5 ил, ное колесо 8. Коронное колесо 8 выполнено а эа одно целое с кареткой 9. В каретке 9 выполнен паз 10 для размещения разрезного упругого толкателя 11. На каретке 9 выполнены зубья 12 для взаимодействия с зубчатым венцом 6 и с зубчатым венцом 13, размещенным на муфте с конической фрикционной поверхностью, жестко закрепленной на корпусе коробки передач 2.
Толкатель 11 имеет возможность взаимо- . О действия с блокирующим кольцом 14, На ОО кольце 14 выполнены конические фрикционные поверхности 15 и 16 для взаимодействия с коническими фрикционными поверхностям 7 соответствующих муфт.
Между кареткой 9 и блокирующим кольцом
14 размещены вкладыши 17 с эвольвентными зубьями 18 (фиг. 2). Зубья 18 вкладышей
17 входят во впадины зубьев 12 на каретке
9. На блокирующем кольце 14 выполнены
1798558 пазы 19 для размещения вкладышей 17.
Вкладыши 17 установлены в блокирующем
: кольце 14 с зазором, чта обеспечивает ограниченный поворот блокирующего кольца 14 относительно муфты 9. На блокирующем кольце 14 выполнены зубья 20 для взаимодействия с зубьями t2 каретки 9, Блокирующее кольцо 14 выполнено разрезным, в виде двух блокирующйх колец 21 и 22, Между. кольцами 21 и 22 размещен толкатель 11.
Синхронизатор работает следующим образом..
При вращении вала 1 коробки передач
2 вращается центральная шестерня 3. Для включения понижающей ступени каретку 9 перемещают в осевом направлении к стенке ,. коробки передач 2, Каретка 9 увлекает за собой толкатель 11, толкатель 11, в свою очередь, блокирующее кольцо 14. Посколь.ку блокирующее кольцо 14 выполнено раз. резным, то к стенке коробки передач перемещается кольцо 21. Кольца 21 конической поверхностью 16 взаимодействует с конической поверхностью муфты с венцом
13. Вращение центральной шестерни 3 вызывает вращение сателлитов 4 относительно остановленного водила 5. В свою очередь, вращение сателлитов 4 вызывает вращение корон ного колеса G. Вращение колеса 8. приводит к повороту блокирующего кольца 21 относительно каретки 9. Пово:рот кольца 21 относительно каретки 9 осуществляется в пределах зазора между .вкладышами 17 и кольцом 21, При зтам фаскй на зубьях. каретки 9 упираются в фаски на зубьях блокирующего кольца 21. До остановки каретки 9,,ее нельзя продвинуть далее. После остановки каретки 9 происходит разблокировка, TO есть разворот блокирующего кольца 21 под действием усилия, при. ложенного. к каретке 9. При дальнейшем перемещении кареткй 9 сжимается толка-. тель 11 и зубья 12 входят в зацепление с зубьями венца 13; Коронное колесо 8 затормаживается и вращение центральной шестерни 3 вызывает обкатку сателлитов 4 по колесу 8, что вызывает вращение водила 5.
При включении прямой передачи происходят аналогичные действия, только зубья
12 входят в зацепление с зубьями венца 6, что приводит к блокировке планетарной передачи и водило 5 вращается с той же частотой, что и центральная шестерня 3.
"0 Формула изобретения
Синхронизатор планетарной коробки передач, содержащий размещенные в корпусе коронное колесо, кареткус внутренним
"5 зубчатым венцом и кольцевым пазом на нем, выполненную за одно целое с коронным колесом, две расположенные па разные стороны от нее муфты, каждая из которых выполнена с конической фрикцион20 ной поверхностью и наружным зубчатым венцом для взаимодействия с зубчатым венцам каретки, причем одна из упомянутых муфт жестко закреплена на корпусе, а другая — на водиле передачи, связанное с кареткой
25 блокирующее кольцо с двумя коническими фрикционными поверхностямидля поочередного взаимодействия с конической фрикционной поверхностью каждой .муфты, смонтированный в кольцевом пазу каретки
30 кольцевой толкатель, отличающийся тем, что, с целью йовышения надежности и долговечности, он снабжен вкладышами с звольвентными зубьями; толкатель выполнен из упругого материала, блокирующее
35 кольцо — разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и звольвентными зубьями для взаимодействия с зубьями каретки, выполненными по наружному периметру, боковые стенки кольцевого паза каретки выполнены наклонными, при этом толкатель установлен между частями блокирующего кольца. а вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца r, зазором и с вазможностью взаимодействия с зубьями
45 на каретке.
1798558
1798558
1798558
Составитель С,Шаргалин
Тех ред M.Моргентал Корректор А.Мотыль
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 !
Заказ 761 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5