Способ протаскивания подводного трубопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: на трубопроводе закрепляютутяжелители, на его головной части устанавливают утяжелители - ходовые устройства с низким коэффициентом сопротивления при движении по грунту. Все утяжелители являются ходовыми, устройствами скольжения и выполнены в виде открытых сверху контейнеров из пластмассы, которые поочередно по мере проталкивания трубопровода заполняют грунтом на береговом урезе. Днище контейнера охватывает тру-, бопровод снизу. 3 ил.
C0K)3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУВтЛИК (51)1 F 16 1 1/16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) цг т" г!КтГт,ф
63. -""
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4904726/29 (22) 22.01,91 (46) 28.02.93, Бюл, N 8 (71) Государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт "Южни игип рогаз н (72) Н.Н,Желудков, В.С.Сумароков, А.Е.Жирный, В.Е,Поляков и А.А,Рекошетов (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 887871, кл. Е 16 1/04, 1981.
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении балластируемых магистральных трубопроводов на обводненных участках, при их прокладке через водные преграды методом протаскивания.
Цель изобретения — упрощение способа и снижение металлозатрат на его осуществление.
На фиг.1 изображена схема протаскивания трубопровода через водную преграду с установленными на нем утяжелителями; нэ фиг.2-порядок раскладки пустых контейнеров-утя>келителей на берегу с формированием цепочки и укладки на них трубопровода; на фиг.3 — способ закрепления пустого контейнера-утя>келителя на трубопроводе.
Способ осуществляют следующим образом, На берегу 1 в створе 2 перехода раскладывают пустые сплюснутые контейнеры из пластмассы 3 вплотную друг к другу поперечными торцами 4. днищами 5 вниз, стяжными поясами 6 и верхними (боковыми) 5О„, 1798579 Al (54) СПОСОБ ПРОТАСКИВАНИЯ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА (57) Сущность изобретения; на трубопроводе закрепляютутяжелители, íà его головной части устанавливают утяжелители — ходовые устройства с низким коэффициентом сопротивления при движении по грунту. Все утяжелители являются ходовыми устройствами скольжения и выполнены в виде открытых сверху контейнеров из пластмассы, которые поочередно по мере проталкивания трубопровода заполняют грунтом на береговом урезе. Днище контейнера охватывает тру-. бопровод снизу. 3 ил.
\ стенками 7 вверх. Далее сверху на контейнеры 3 укладывают трубопровод 8 с оголов- ком 9, защемляя каждый контейнер трубопроводом по его нижней образующей с образованием правой 10 и левой 11 половин..
Затем охватывают снизу внутренними боковыми стенками 7 трубоповод 8 и затягивают пояса 6 с требуемым усилием, формируя цепочку 12 неподвижно закрепленных на тру- . бопроводе 8 объемных контейнеров вида, 0© показанного на фиг,3, которые предстэвля- Ql ют собой ходовые устройства скольжения.
У уреза 13 устанавливают экскаватор 14. сО
Конец 15 натяжного тросе 16 закрепляют на барабане лебедки 17.
Протаскивание трубопровода чередуют юй с заполнением контейнеров 3 грунтом, т,е. с процессом балластировки. Заполнение контейнеров грунтом ведут у уреза 13. Протаскивание начинают после заполнения грунтом при помощи экскаватора 14 первого по ходу протаскивания контейнера. Протаскивание ведут до тех пор, пока второй (пустой) контейнер не подойдет v. Урезу, По1798579 сле этого протаскивание прерывают и заполняют грунтом второй контейнер, затем снова протаскивают трубопровод до подхода к урезу очередного (третьего) контейнера. В описанном порядке продолжают протаскивание трубопровода с его прерыванием на время заполнения грунтом третьего, четвертого и т,д, контейнеров и завершают его после заполнения грунтом последнего по ходу протаскивания контейнера, На фиг.1 заполненные грунтом контейнеры показаны заштрихованными, а незаполненные грунтом контейнеры — незаштрихованными. Благодаря тому, что на берегу протаскиваются пустые контейнеры, значительно уменьшается усилие протаскивания трубопровода на берегу, а усилие протаскивания трубопровода, погруженного в воду с заполненными грунтом контейнерами, меньше усилия, требуемого для протаскивания трубопровода с этими контейнерами на.берегу, Навешивание на трубопровод утяжелителей, выполненных в виде ходовых устройств скольжения иэ пластмассы с охватыванием трубопровода снизу, позволяет в процессе протаскивания защитить изоляцию трубопровода.
Пример. Протягивали газопровод диаметром 1420 мм через реку шириной
57,4 м в виде предварительно сваренной на берегу плети длиной 80 м. Береговой участок сложен сухим плотным грунтом без травяного покрова, В качестве утяжелителей — ходовых устройств использовали контейнеры из поливинилхлорида марки В-90М с прочностью на разрыв 17 МПа, Форма и размеры контейнеров: два листа длиной 4 м и шириной 1 м с поперечных торцов соединены перегородками, верхний лист выполнен с продольным вырезом с образованием стяжных поясов шириной 300 мм и толщиной 14 мм.
Перед протаскиванием в створе перехода по его длине раскладывали сложенные вплотную друг к другу верхними и нижними листами пустые (сплюснутые) утяжелители — ходовые устройства. Всего было разложено 70 утяжелителей, Далее при помощи трубоукладчика на верхние листы утяжелителей укладывали плеть трубопровода с зажатием их нижней образующей трубопровода. После укладки трубопровода формировали цепочку обьемных контейнеФормула изобретения
Способ протаскивания подводного трубопровода, заключающийся в закреплении на нем утяжелителей с установкой íà его головной части утяжелителей — ходовых устройств с низким коэффициентом сопротивления при движении по грунту, о т л и ч а юшийся тем, что все утяжелители ABllAloTGA ходовыми устройствами скольжения и выполнены в виде открытых сверху контейне50 ров из пластмассы, которые поочередно, по мере протаскивания трубопровода, заполняют грунтом на береговом урезе, причем днище контейнера. охватывает трубопровод.снизу., 5
35 ров утяжелителей — ходовых устройств загибом верхних листов контейнеров, охватыванием ими низу трубопровода и затягиванием поясов в одну операцию. Усилие затяжки по результатам замеров составляло 4-4,1 тс.
Собственно протаскивание трубопровода производили тяговой лебедкой типа
ЛП-1 с максимальным тяговым усилием 50 тс с тяговым тросом диаметром 39 мм при скорости протаскивания 6,3 м/мин. При этом производилось визуальное наблюдение на берегу за перемещением утяжелителей — ходовых устройств (контейнеров), проскальзывания контейнеров по трубе не наблюдалось. Процесс протаскивания протекал плавно, без заметных следов взрыхления грунта
По сравнению с базовым образцом, в качестве которого принят способ протаскивания трубопровода, балластируемого навешиванием кольцевых железобетонных грузов с массой на воздухе 2 т на 1 м трубы, предложенный способ позволяет уменьшить материалоемкость в связи с применением в качестве балластирующего материала местного грунта; уменьшить более чем в 2 раза тяговое усилие протаскивания, так как масса трубопровода, оснащенного контейнерами, на воздухе меньше массы того же трубопровода, оснащенного кольцевыми железобетонными грузами (согласно расчету тяговое усилие по предложенному способу
Tri=-874 кгс м. а по.базовому Тп=1910 кгс ф сократить транспортные расходы, поскольку отпадает необходимость в перевозке балласта: значительно снизить, как следствие, стоимость балластировки.
1798579 f7
Составитель В, Копаев
Техред М,Моргентал
"оррвктор Л;Пилипенко
Редактор
Заказ 763 Тираж Подписное м и Отк ытиям и и ГКНТ СССР
ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и Открытиям пр
113035, Москва, Ж-35, Раушская на6„4/5
П оизводственно-издательский комбинат Патент",, р д, у .
" г, Ужгу о, л.Гагарина, 101 ро з