Многоштуцерный разъемный агрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам.для соединения бортовых и наземных магистралей, расстыковывающихся ходом ракеты-носителя , и может быть использовано в авиации . Целью изобретения является повышение надежности расстыковки агрегата за счет исключения заклинивания колодок . Агрегат состоит из наземной и бортовой колодок со встроенными в них сопряженными штуцерами, скрепленных разрывным элементом. На бортовой колодке закреплен разрезной с одной стороны на отдельные части цилиндр, разрезные части которого охватывают наземную колодку. Концы каждой разрезной части цилиндра выполнены с выступами криволинейной формы, обращенными к наземной колодке и контактирующими с ней. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 1 37/22
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4893612/23 (22) 25.12.90 (46) 28.02,93. Бюл. N 8 (71) Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "ЭнерГи,я (72) М.В.Лузгачев (73) Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Знергия" (56) Патент ФРГ N 1817781, кл. 47 f 37/22, опублик. 1971.
Авторское свидетельство СССР
N 661927, кл. F 16 (37/32, 1977, (54) МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ
АГР ЕГАТ (57) Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам.для соедиИзобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам для соединения бортовых и наземных магистралей, расстыковывающихся ходом ракеты-носителя, и может быть использовано в авиации.
Целью изобретения является повышение надежности расстыковки агрегата за счет исключения заклинивания колодок.
На фиг.1 показан общий вид МРА; на фиг.2 — упрощенная схема расстыковки; на фиг.3 — положение колодок MPA в момент расстыковки и схема сил.
МРА состоит из наземной 1 и бортовой
2 колодок со встроенными в них сопряженными штуцерами 3, скрепленными разрывным элементом 4. Части штуцеров 3, установленные на колодке 1. связаны с на„„. Ж „„1 799439 А3 нения бортовых и наземных магистралей, расстыковывающихся ходом рэКеты-носителя, и может быть использовано в авиации. Целью изобретения является повышение надежности расстыковки агрегата эа счет исключения заклинивания колодок. Агрегат состоит из наземной и бортовой колодок со встроенными в них сопряженными штуцерами, скрепленных разрывным элементом, На бортовой колодке закреплен разрезной с одной стороны на отдельные части цилиндр, разрезные части которого охватывают наземную колодку. Концы каждой разрезной части цилиндра выполнены с выступами криволинейной формы, обращенными к наземной колодке и контактирующими с ней. 3 ил. земными трубопроводами компенсаторами
5 сильфонного типа.
На бортовой колодке 2 закреплен разрезной с одной стороны нэ отдельные части д цилиндр 6, разрезные части которого внутренней поверхностью 7 охватывают наземную колодку 1. При этом концы каждой разрезной части 8 цилиндра 6 выполнены с выступами 9 с криволинейной поверхно- 4 стью 10, обращенными к наземной колодке Од и контактирующими с ней, О
Расстояние от плоскости разделения
MPA 11 до точки касания криволинейных поверхностей выступов и боковых поверхностей наземной колодки превышает на величину Н величину максимального взаимного сопряжения агрегата по штуцерам.
1799439
Р1 = Fz =. Мпй, Fpmg)(2 M p /hmlll
Под плоскостью разделения в MPA понимается плоскость,в которой в процессе расстыковки становятся возможным относительные смещения колодок в направлениях, перпендикулярных направлению отсты ковки,, Под величиной взаимного сопряжения
MPA по штуцерам подразумевается расстояние от плоскости разделения до торца соответствующего штуцера.
МРА работает следующим образом.
Перед стартом через штуцера 3 осуществляется подача-сброс компонентов, Усилия, возникающие при этом от действия давления воспринимаются разрывным элементом 4. При старте по мере нагружения
MPA наземными магистралями происходит разрушение элемента 4 и начинается расстыковка, Расстыковка происходит в условиях воздействия перекашивающего момента
М,,,вызывающего поворот отстыковываемой части МРА относительно ее центра масс (фиг.2).
Под действиел момента Мп колодки 1 и
2 придут в положение, изображенное на фиг.3, при этом в точках контакта разрезных частей 8 и наземной колодки 1 йозникнет пара сил F1, Fz, исключающая замыкание момента Мл на штуцерах 3, где h — nne«o замыкания момента, В процессе расстыковки величина h уменьшается и в этом случае может быть
hm >. Это позволяет обеспечить сход колодки 1 из зацепления при действии силы Fp,.не превышающей определенного значения. где k — коэффициент трения.
После выхода одной из сторон колодки
1 из зацепления с разрезными частями 8 (при этом части штуцеров тоже уже расстыковываются) исключение заклинивания по остальным штуцерам будет обеспечиваться при действии момента силТ, Fz, также имеющим в процессе расстыковки ограничение
50 по минимальному плечу Ь, что обеспечивает выполнение поставленной цели. Сила
Fz, возникающая в указанном случае, в точке А показана пунктиром, Благодаря вновь введенной связи разрезного цилиндра с отстыковываемой частью MPA исключается возможность замыкания момента Мп на плече, величина которого стремится к нулю при движении с поворотом относительно центра масс. Это позволяет ограничить рост силы трения (которая и преодолевается усилием от наземных магистралей при расстыковке) какой-то конечной величиной, а учитывая, что при исполнении магистралей с, нежесткими компенсаторами, например сильфонными, нагрузки на MPA относительно невелики, т.е. и М, — невелик, появляется воэможность наиболее простого исполнения связей бортземля — скрепление колодок простым разрывным болтом и разделение связи относительно нежесткими трубопроводами.
Выполнение МРА по приведенной схеме позволяет также упростить конструкцию систем стартового комплекса, снизить вес изделия за счет уменьшения нагрузок, приходящихся на нижнее днище, Формула изобретения
М ного штуцерн ый разъемный агрегат, содержащий стыкуемыа между собой бортовую и наземную колодки со встроенными в них сопряженными штуцерами, скрепленные разрывным элементом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности расстыковки агрегата за счет исключения заклинивания колодок, снабжен разрезным с одной стороны на отдельные части цилиндром, закрепленным на бортовой колодке и охватывающим своими разрезными частями наземную колодку, при этом на конце каждой разрезной части цилиндра выполнены выступы криволинейной формы, обращенные к наземной колодке и контактирующие с ней, причем расстояние от плоскости разделения агрегата до точки касания криволинейных поверхностей выступов и боковых поверхностей наземной колодки превышает величину максимального взаимного сопряжения агрегата по штуцерам.
1799439
Ми б
7
i0
1799439
Корректор С.Лисина
Составитель В.Синцов
Техред M,Mîðãåíòàë
Редактор С.Кулакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 791 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5